как жи вут наши пернатые друзья зимой
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Сидорова Дарья Владимировна

НОД для подготовительной к школе группы на тему:

 «Как живут наши пернатые друзья зимой»

Воспитатель: Сидорова Д.В.

 

  Цели

    Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношение птиц во время зимовки.

      Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

   Материал

      Картины леса и городского пейзажа с птицами, картина с изображением кормушки, картинки зимующих и перелетных птиц.

Ход занятия

П е д а г о г. Ребята, к нам прилете попугай, его зову Кеша Он живет в Африке, где нет зимы, снега. Кеша просит рассказать ему о нашей зиме и птицах, которые не улетают на юг. (1 слайд)

  П е д а г о г. В какое время года бывает мороз? (Кеша не знает. Помогают дети: зима -  чудесное время года. Зимой чистый воздух, много развлечений. Веселый праздник – Новый год. Людей радует, бодрит мороз. Но у людей есть теплые дома, где можно обогреться, приготовить пищу.)

П е д а г о г. А как зимуют наши младшие друзья – птицы?   Чем мы можем  помочь им в это трудное время? (Ответы детей:  подкармливать их, оставлять небольшие отверстия под крышами, чтобы птицы могли погреться. Педагог вывешивает картинку с изображением кормушки.) (2слайд)

П е д а г о г.  К нам прилетели птицы на кормушку. Посмотрите, все ли правильно нарисовано? Выберите только тех птиц, которые остаются на зиму.

      (Дети выбирают картинки и объясняют свой выбор).

 П е д а г о г. Ребята, расскажите Кеше, как зовут этих птиц.  Почему убрали других птиц?  Что это за птицы?  (Перелетные: ласточка, мухоловка, зарянка).

      Да, на наши кормушки прилетают воробьи, синицы, вороны, голуби, в морозы прилетают и северные птицы – снегири и свиристели.

       (3 слайд.)      

 П е д а г о г. В холодные дни птицы ищут корм в течение всего дня. Галки и вороны сидят на крышах домов и терпеливо ждут, когда люди выбросят вместе  с мусором остатки пищи. Зимой они смелее, чем летом. Полевые воробьи объединяются в стаи с городскими и больше летают около жилья.

(На полях между кустов видны следы тетеревов и рябчиков. Вместе с синицами по лесу кочуют поползни, пищухи, корольки, большой и малый пестрые дятлы).

П е д а г о г. В лесу на зиму остаются птицы, которые питаются ягодами, семенами деревьев.

 П е д а г о г. Такие птицы называются растительноядными, или зерноядными. У этих птиц клюв не очень длинный, широкий, тупой. (4 слайд) Но в лесу остаются и птицы, которые питаются насекомыми. Такие птицы называются насекомоядными.  Кто может найти насекомоядных птиц?

        (слайд 5 поползень.)

 П е д а г о г. Посмотрите, какой клюв у этих птиц (острый, длинный, немного загнутый - модель). Как вы думаете, почему у птиц разные клювы?

Проводится игра «Узнай по клюву». У каждого ребенка изображение  без клювика.

Необходимо правильно найти клюв и объяснить, почему у этой птицы именно такой клюв.

 Физкультминутка. Под музыку дети изображают птицу. Кеша отгадывает, что это за птица.

 П е д а г о г. Поведение птиц на протяжении зимы различно.

 В январе месяце день становится длиннее, солнце показывается чаще. И хотя морозы не слабеют, среди птиц наблюдается заметное оживление. Стайки воробьев задорно чирикают, усевшись на пригреве. Слышится первая, неуверенная, односложная песнь большой синицы. У черных воронов начинаются  «воздушные игры». До весны еще далеко, а эти молчаливые птицы ведут себя необычно, они издают довольно музыкальные, красивые гортанные крики. Полет у них совсем иной, чем в остальное время: то, сложив крылья, они падают вниз, то поднимаются высоко, а то парят в воздухе. Они в это время всегда парами. Семья у воронов очень дружная. Пара соединяется на всю жизнь.

         Каких кочующих птиц вы знаете? (Снегирь.) (слайд 6)

         Кто сможет рассказать о снегире?

         (Ответы детей: они кормятся семенами березы, сирени, можжевельника, ягодами рябины, снегири – спутники зимы.)

 П е д а г о г. Хохлатые свиристели тоже кочуют с севера на юг.(слайд7)

                                 К нам с ветрами прилетели

                                 Стаи ярких свиристелей.

                                 Прилетели свиристели

                                 Песню севера запели (А. Барто)

          Шумные стайки чечеток с серовато – буром оперении и малиново- красных шапочках прыгают с ветки на ветку. Выщипывают семена ольхи и березы. По проселочным дорогам на полях собираются стайки миловидных пуночек. Их называют подорожниками, или снегурочками. Прилетают они из далеких мест – тундры. Питаются они семенами сорняковых растений или подбирают зерна, оставшиеся в поле.

           А где же ночуют птицы? Большинство птиц ночует под крышами домов. Но есть птицы, которые ночуют под снегом – это лесные куры (глухари, тетерева, рябчики, белые куропатки.) (слайд 7)

           Тетерева бросаются под острым углом с высокого дерева или прямо с полета вниз и исчезают в рыхлом снегу. Там они и спят в тепле и прячутся от хищников. (лиса, рысь). При выходе тетерева сильным ударом головы и крыльев пробивают снег и с шумом вылетают. Питаются они березовыми почками и сережками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_kak_zhivut_nashi_pernatye_druzya_zimoy.pptx1.51 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ – ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Тип проекта: познавательно - творческийВид проекта: групповойПродолжительность: краткосрочный, 01.10.2018г.- 01.12.2018г.Возраст: 4-5 летУчастники: воспитатель, дети и родители, жители поселка Кубанск...

Беседа совместно с родителями в средней группе: "Как живут наши пернатые друзья зимой?"

Цель: воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ – ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Самыми яркими и разнообразными представителями живой природы являются птицы, которые окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. Они не только сохраняют зеленые насаждения и оберегают ур...

Конспект НОД по природному миру на тему :«Как живут наши пернатые друзья зимой»

Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношение птиц во время зимовки.      Вызвать...

Познавательно- информационный проект "Наши пернатые друзья зимой"

Информационно-познавательный проект«Наши пернатые друзья зимой»...

Методическая разработка для детей в подготовительной к школе группе на тему «как живут наши пернатые друзья зимой»

Интеграция образовательных областей: «Познание», формирование целостной картины мира, расширение кругозора: предметное и социальное окружение. Ознакомление с природой. «Речевое разви...