КВН по экологии с детьми старшего дошкольного возраста «Наш дом-природа»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Болзина Валентина Петровна

2022 год на Ямале объявлен Годом экологии и это не случайно. Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором мы сейчас пребываем. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка, так как именно дошкольное детство является начальным этапом формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире.   

 

                                                                                                                                                                                                                                             

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvn_po_ekologii.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     

 

 

         2022 год на Ямале объявлен Годом экологии и это не случайно. Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором мы сейчас пребываем. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка, так как именно дошкольное детство является начальным этапом формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире.  

                                                                                                                                                                                                                                             

                  КВН по экологии с детьми старшего дошкольного возраста «Наш дом-природа»

Болзина В.П., воспитатель высшей категории,

                                                                               МАДОУ «ДС «Метелица», г. Новый Уренгой

Цели: обобщение и систематизация представлений   детей о мире растений в природе, о взаимосвязи живой и неживой природы; о том какую роль играет в охране природы человек.

Задачи экологического воспитания решаются в интеграции с задачами других образовательных областей.

Формировать элементарные экологические представления. Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.  

 Развивать познавательный интерес детей, расширяя их представления о понятии «лес».

-Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений в процессе ознакомления с природой.

Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки.

Развивать умение видеть красоту и своеобразие окружающей природой, учить передавать свое отношение к природе в речи и продуктивных видах деятельности.

 Укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.

Словарная работа:

 Обогащение словаря детей новыми словами: «санитары леса»;

 активизация: дубрава, березовая роща, древесина, кора, почки, охрана природы;

учить правильно, точно по смыслу использовать в речи существительные, прилагательные, глаголы; составлять по плану небольшой рассказ о животном, выделяя его особенности.

Предварительная работа:

Наблюдение на прогулке за птицами, деревьями; беседы об обитателях природы; игры: «Назови птиц», «Кто, где живет?», «С какой ветки детки?» и т.д.; заучивание стихотворений, загадок; просмотр познавательных фильмов и презентаций о мире растений и животных; заучивание стихотворений И. Токмаковой «Березовый сок», «Дуб»; продуктивная деятельность.

Оборудование и материалы:

Кубик; для рисования: бумага, кисти, краски, стаканчики для воды; дерево с конвертом.

Приглашение детей на участие в КНВ.

Ведущий: Дорогие ребята, гости, приглашаем вас на викторину «Лес полон чудес», в которой участвуют две команды.    команда – «Умники», команда – «Умницы».

В игре вы должны показать свои знания, проявить смекалку, находчивость, а помогать вам будут болельщики. Их мы тоже разделим на две команды. Первая команда помогает «Умникам», а вторая «Умницам». За каждый дополнительный ответ, балл получает команда, за которую они будут болеть.

А, помогут нам сегодня  волшебный кубик и волшебное дерево, на котором находятся задания.

Добрый лес, старый лес!

Полон сказочных чудес!

Мы идем гулять сейчас

И зовем с собою вас!

Ждут нас на лесной опушке

Птички, бабочки, зверюшки.

Паучок на паутинке

И кузнечик на травинке!

Подбросим наш волшебный кубик, и выпало число, кто подскажет? Правильно.

 С волшебного дерева снимаем конверт №1.

(Каждое следующее задание сопровождается подбрасыванием кубика)

 Загадка:

Она весну встречает,

Сережки надевает.

Накинута на спинку

Зеленая косынка.

А платьице в полоску

Вы узнаете…(березку).

Правильно это береза. Ну, а какая команда поделится знаниями о березе. (ответы детей).

Блиц – турнир:

- Чем березка отличается от других деревьев?

- Как называется верхний слой коры березы?

- Для чего нужны черные полоски и точки на белой бересте?

- Назовите полезные свойства березы.

- Как называется лес, где растут одни березы?

Чтение болельщиками стихотворения «Березовый сок».

На березе поутру

Дятел продолбил кору.

Льется на песок

Золотистый сок.

А лесной народ

Сок душистый пьет.

Дятел длинным языком

Капли сока лижет,

Бабочка уселась ниже –

Пьет прозрачным хоботком.

Муравьи и мошки

По березе гладкой

Ползут как по дорожке,

За капелькою сладкой.

Всех береза напоила,

Сладким соком оделила!

Молодцы! Ну, а теперь послушаем команду «Умницы».

Величавый и могучий,

Он растет на склоне кручи.

Зубчатой своей листвой

Укрывает в летний зной.

А когда наступит осень

Желудь в дар он нам приносит, (дуб)

- Как называется лес, где растут одни дубы? (дубрава).

- Сколько лет живут дубы?

- Когда раскрываются листочки на дубах?

- Что изготавливают из крепкой древесины дуба?

- Какие болезни лечат настоями дуба?

- Как называются семена дуба?

- Кто любит желуди?

Ну, а кто из болельщиков расхвалит дуб, и расскажет стихотворение?

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зеленый.

Значит дуб выносливый,

Значит закаленный.

Березовые рощи, дубравы, сосновые боры. Как много леса в нашей стране, а нужно ли его беречь? Что будет, если мы вырубим все леса? Как мы должны беречь лес?

Подведение итогов первого конкурса.

Снимаем конверт, на котором нарисовано краски и кисть, что означает конкурс «Рисовалки».  А рисовать мы будем необычно. Нужно на листе бумаги красками нарисовать половину дерева – березы или дуба. И сложить листок пополам, а когда мы развернем лист, то получится дерево. Каждая команда рисует свое дерево, о котором они рассказали.

Самостоятельная деятельность детей.

Ну, а пока ребята рисуют, мы поиграем с болельщиками в игру «Я начну, а ты продолжи».

- У дуба желуди, а у сосны…(шишки)

- Береза кудрявая, а сосна…(колючая)

- У рябины листочки, а у сосны…(иголки)

- Осенью береза стоит золотая, а сосна…(зеленая)

- Осина зимой стоит без листьев, а сосна…(в иголках)

- На яблоне растут яблоки, а на дубе… (желуди)

Ребята, уже закончили, посмотрим их работы.

Подведение итогов второго конкурса.

Следующий конкурс «Загадалки».

Лес - это дом для животных, птиц, насекомых. В следующем конкурсе команды будут загадывать друг другу загадки по схемам, которые я вам раздам.

Выполнение задания, подведение итогов.

Конкурс: конверт с изображением отдыхающих детей. Релаксация «Если бы я был деревом»           (под музыку).

«Наши ноги – это корни. Крепко держат нас на земле, они ищут нам воду, чтобы пить. Они растут все глубже и глубже (сидят на стуле, твердо поставив ноги). Наша кожа – это кора. Она твердая и жесткая, вся в буграх и бороздах. Она защищает нас от ран. И все поймут, что нельзя вырезать надписи и знаки на этой коже, которая называется кора (гладят себя руками). Наши руки – это ветки. Они тянутся, тянутся к солнцу. На них могут отдохнуть птицы и даже свить гнездо (поднимают руки вверх). Наши кулачки – это почки. Каждую весну наши почки раскрываются и появляются листочки.

«Я всех людей и птичек

Зеленый добрый друг,

Тяну я всем ладошки

И много – много рук» (сжимают и разжимают кулачки). Как чудесно быть деревом! В летний зной давать прохладу и тень. А дунет легкий ветерок, и мы закачаемся влево вправо, чуть слышно переговариваясь между собой (раскачаются с поднятыми вверх руками).

А теперь деревья выросли (встают).

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо (раскачиваются).

Ветерок все тише, тише

Деревце все выше, выше (выпрямляются).

Конкурс «Птицы».

Какую пользу приносят птицы?

Почему их называют санитарами леса? Если бы не было птиц, насекомые заполоняли бы такое большое пространство и уничтожили всю растительность. А также птицы делают на зиму запасы и забывают про них иногда. Семена прорастают и становятся деревьями. Давайте повторим еще раз, какую пользу приносят деревья.

Подведение итога. Определение команды победителя по количеству набранных баллов и награждение эко медалями.

Ребята, вы показали свои знания о природе, о растениях и животных, проявили сообразительность, смекалку, находчивость, вам активно помогали болельщики. Теперь мы с вами еще больше узнали о том, какое значение имеют в природе деревья, птицы, животные.

И запомнили главное правило, что природой надо не только любоваться, но и охранять ее, беречь и заботиться о ней.

                                                                  (Звучит песня «Бал на лесной полянке»).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность по экологии с детьми старшего дошкольного возраста.

   Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе, природоохранного сознания необходимо вос...

Игры по экологии с детьми старшего дошкольного возраста

Картотека игр по экологии с детьми старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка. Роль исследовательской деятельности в познании детьми старшего дошкольного возраста объектов неживой природы

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них - ознакомление с природой. Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения. Природа – важнейшее средство во...

Игры по экологии с детьми старшего дошкольного возраста

Игры по экологии с детьми старшего дошкольного возраста...

Прогулка познавательного цикла по экологии с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Осенние листочки.

Прогулка познавательного цикла по экологии с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Осенние листочки.Программное содержание:- развивать у детей мышление путём уточнения представлений детей об о...