Конспект ООД в старшей группе по теме «Путешественники по лесу».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект ООД в старшей группе по теме «Путешественники по лесу».

 

Цель: формирование представлений о деревьях, лесе. 

Задачи.

Образовательная. Знакомить детей с многообразием родной природы, развивать познавательный интерес детей, расширяя их представления о лесе, формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее, знакомить детей с разновидностями  и отличиями лесов  нашей страны (хвойный лес, лиственный лес, дубрава, роща). Закреплять знания о деревьях и их строении. Учить собирать природный материал (шишки, семена, листья)  для изготовления поделок, гербария.

Развивающая. Развивать наблюдательность, внимание, воображение. 

Воспитательная. Воспитывать бережное отношение к природе.

 

Материалы: береза (макет), иллюстрации с изображение деревьев, накидка на стулья «Автобус». Поднос с карточками «Листья», гербарий.

 

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята я предлагаю отправиться на прогулку в лес, проходите в автобус. А пока едем, давайте посмотрим в окно.  Что мы видим? (елочки)

 

Воспитатель. Да правильно, елочки, они растут рядом друг с другом, и других деревьев здесь нет. Как же называется такой лес, где растут только хвойные деревья? (Хвойный лес)

 

Воспитатель. Правильно! А мы уже приехали, выходите из автобуса. (подходят к березе)

 

Воспитатель. Назовите дерево? ( береза…)

 

Воспитатель. Правильно, береза, а вы знаете, как называется лес, где растут одни березы? (роща березовая)

 

Воспитатель. Посмотрите, а это что за дерево? (смотрят на картину с изображение дуба называют)

 

Воспитатель Правильно, а вы знаете, как называется лес, где растут только дубы? (Дубрава)

 

Воспитатель. Ребята. если лес с хвойными деревьями называется хвойным, то как будет называться лес с лиственными деревьями? (лиственный лес)

 

Воспитатель. Да, правильно! Но есть леса, где растут как лиственные, так и хвойные деревья.  Такой лес называется смешанным.

 

Воспитатель. Чем похожи все деревья? А чем отличаются? (похожи -ствол, корни, крона; отличаются-формой листьев, плодами, корой)

 

Воспитатель. Правильно. Молодцы! Посмотрите, у меня в руках альбом, в нем собраны листья от разных деревьев. Листья засушены и помещены под пленку. Такой альбом называется гербарий. Как вы думаете, зачем нужен гербарий? (Чтобы правильно различать деревья по форме листьев)

 

Воспитатель. А еще деревья схожи тем, как они появляются. Давайте разделимся на команды (подхожу с подносом, на котором лежат картинки с листьями, перевернутые изображением вниз - кому с какого дерева лист попадется, тот окажется в одной из команд)

 

Игра «Сначала и потом»

Воспитатель. Подойдите каждая команда к своей доске, на которой расположены  карточки с изображением разных этапов роста дерева. Ваша задача расположить карточки в правильном порядке. (совещаются, выкладывают, подводим итог, как справились команды)

 

Воспитатель. Молодцы, ребята, справились с заданием! Ой, смотрите, сколько пеньков! Наверное, лесорубы проходили, и деревья здесь срубили. Что можно делать на пеньках? (посидеть)

 

Воспитатель. Да, давайте присядем, каждый найдет свой пенек.(садятся на стулья)

 

Воспитатель. Давайте побеседуем. Знаете ли вы, что даёт нам лес? Как человек использует его? Лес - это книжки с картинками, тетради для учеников, это паркет и мебель в квартирах. Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес дает нам топливо, мебель, спички, различные изделия. Вот видите, ребята, какую пользу приносят нам деревья. Значит, их надо беречь. А ведь лес является еще и домом птиц и животных. Истребляя деревья, мы разрушаем их дом. В наших лесах живут дикие животные, которые питаются растительной пищей, корой деревьев, плодами деревьев. А еще на деревьях свои гнезда располагаю птицы. И те, птицы, которые остаются с нами зимовать должны искать себе корм. Вот тут-то вновь помогут деревья, ведь на деревьях остаются плоды, а еще в коре дерева прячутся насекомые.А что такое лес? Как вы его себе представляете? А еще деревья дают нам чистый воздух. Листья на деревья поглощают грязный воздух, который называется углекислый газ, и меняют его на чистый воздух, который называется кислород.

Ну, что ж, а я предлагаю на этой лесной полянке отдохнуть

 

Физ. Минутка «Деревья»

Станем мы деревьями Сильными, большими

 (Дети ставят ноги на ширине плеч, руки на поясе)

Ноги - это корни     Их расставим шире

Чтоб держали дерево Падать не давали        

 (сжатый кулак ставят над другим кулаком)

Из глубины далеких  Воду доставали,            

(наклоняются, складывают ладошки чашкой )

Тело наше - ствол могучий  Он чуть-чуть качается                                                     

 (покачиваются из стороны в сторону)

И свое кроною   В небо упирается,              

(складывают ладошки над головой)

 

Воспитатель. Вот мы немного отдохнули. А теперь давайте поиграем в игру «Отгадай и покажи» ваша задача послушать загадку, подумать и дать правильный ответ, подойти к магнитной доске и выбрать нужную карточку с изображенным деревом

 

Игра «Отгадай и покажи»

 

 Стоит Аленка

Платок зеленый

Тонкий стан

Белый сарафан (Береза)

 

Я из крошки бочки вылез

Корешки пустил и вырос

Стал высок я и могуч

Не боюсь ни гроз, ни туч

Я кормлю свиней и белок

 Ничего, что плод мой мелок (Дуб)

Ягода не сладкая

Зато глазу радость!

И леса украшение,    

И дроздам угощения (Рябина)

 

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица

Ничего сама не шьет,

 А в иголкак круглый год (Елъ,)

 

 

Каждый год на нем с охотой вырастают вертолеты. Жаль, что каждый вертолет на всего один полет. (Клен)

Когда будет лето в полном разгаре, нам дерево это «Снежинки» подарит. (Тополь)
 


 

 

Воспитатель. Молодцы. Вы разгадали все загадки. Но посмотрите, на доске остались еще карточки не раскрыты. Что же на них изображено? Давайте послушаем еще две загадки

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит, Никому не говорит. (Ответ: Ива)

 

Украшение лесочков, как ты зелен и тенист!

До пятнадцати листочков образуют сложный лист. (Ясень)

Воспитатель. Я хочу вас познакомить с такими деревьями как ива, ива растет чаще всего на берегах водоемов. Корни ее погружены в воду, дерево получает влагу в избыточном количестве. А раз воды переизбыток, от нее приходится избавляться. Вот ива освобождается от большого количества воды с помощью листьев. Поэтому люди и говорят, что ива плачет.

На нашем участке вы видели интересное дерево вяз. Вяз известен как морозоустойчивое растение. Его используют в столярном деле, народной медицине и порой даже в кулинарии. Вяз называют карагач. Из него изготовляют гнутую мебель, используют в производстве картин. Раньше Вяз использовали для постройки мостов и плотин, все благодаря его свойству устойчивости к воде. Еще из коры дерева изготавливают краску. Вязы  прекрасно справляются с очищением атмосферы от пыли, дыма и сажи. (показываю карточки с названными деревьями)

 

Воспитатель. А теперь, ребята, давайте вспомним, как нужно вести себя по отношению к деревьям. И поиграем в игру  «Можно-нельзя». Вы по очереди будете называть то, что нельзя или можно делать, обращаясь с деревьями, а я с помощниками (два ребенку по желанию) буду зарисовывать схематические изображения. Таким образом, мы с вами получим памятку, которая будет называться «Правила правильного обращения с деревьями».

 

Воспитатель. Ну, вот, и подошла к концу наша замечательная прогулка в лес. Вы многое увидели, узнали, повторили. А сейчас садимся в автобус и отправляемся в детский сад. А памятку? Что мы сделаем с ней? Заберем с собой? (оставим в лесу, чтобы те, кто не знает этих правил, познакомились)

 

Воспитатель. Молодцы, а пока едем, давайте послушаем стихотворение о лесе

 

Алексей Болонский

В лесу

Кружат листья над дорожкой.

Лес прозрачен и багрян…

 Хорошо бродить с лукошком

 Вдоль опушек и полян!

Мы идём, и под ногами

Слышен шорох золотой.

Пахнет влажными грибами,

 Пахнет свежестью лесной.

И за дымкою туманной

Вдалеке блестит река.

Расстелила на полянах

Осень жёлтые шелка.

Через хвою луч весёлый

В чащу ельника проник.

Хорошо у влажных ёлок

Снять упругий боровик!

На буграх красавцы клёны

Алым вспыхнули огнём…

Сколько рыжиков, опёнок

За день в роще наберём!

По лесам гуляет осень.

краше этой нет поры…

И в лукошках мы уносим

Леса щедрые дары.

Начало формы

Конец формы


 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД в старшей группе по теме «Путешественники по лесу».

Воспитатель Амелюхина Нелли Ивановна

Цель: формирование представлений о деревьях, лесе. Учить собирать природный материал (шишки, семена, листья)  для изготовления поделок, гербария.

Задачи.

Образовательная. Знакомить детей с многообразием родной природы, развивать познавательный интерес детей, расширяя их представления о лесе, формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее, знакомить детей с разновидностями  и отличиями лесов  нашей страны (хвойный лес, лиственный лес, дубрава, роща). Закреплять знания о деревьях и их строении. Учить собирать природный материал (шишки, семена, листья)  для изготовления поделок, гербария.

Развивающая. Развивать наблюдательность, внимание, воображение. 

Воспитательная. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы: береза (макет), иллюстрации с изображение деревьев, накидка на стулья «Автобус». Поднос с карточками «Листья», гербарий.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята я предлагаю отправиться на прогулку в лес, проходите в автобус. А пока едем, давайте посмотрим в окно.  Что мы видим? (елочки)

Воспитатель. Да правильно, елочки, они растут рядом друг с другом, и других деревьев здесь нет. Как же называется такой лес, где растут только хвойные деревья? (Хвойный лес)

Воспитатель. Правильно! А мы уже приехали, выходите из автобуса. (подходят к березе)

Воспитатель. Назовите дерево? ( береза…)

Воспитатель. Правильно, береза, а вы знаете, как называется лес, где растут одни березы? (роща березовая)

Воспитатель. Посмотрите, а это что за дерево? (смотрят на картину с изображение дуба называют)

Воспитатель Правильно, а вы знаете, как называется лес, где растут только дубы? (Дубрава)

Воспитатель. Ребята. если лес с хвойными деревьями называется хвойным, то как будет называться лес с лиственными деревьями? (лиственный лес)

Воспитатель. Да, правильно! Но есть леса, где растут как лиственные, так и хвойные деревья.  Такой лес называется смешанным.

Воспитатель. Чем похожи все деревья? А чем отличаются? (похожи -ствол, корни, крона; отличаются-формой листьев, плодами, корой)

Воспитатель. Правильно. Молодцы! Посмотрите, у меня в руках альбом, в нем собраны листья от разных деревьев. Листья засушены и помещены под пленку. Такой альбом называется гербарий. Как вы думаете, зачем нужен гербарий? (Чтобы правильно различать деревья по форме листьев)

Воспитатель. А еще деревья схожи тем, как они появляются. Давайте разделимся на команды (подхожу с подносом, на котором лежат картинки с листьями, перевернутые изображением вниз - кому с какого дерева лист попадется, тот окажется в одной из команд)

Игра «Сначала и потом»

Воспитатель. Подойдите каждая команда к своей доске, на которой расположены  карточки с изображением разных этапов роста дерева. Ваша задача расположить карточки в правильном порядке. (совещаются, выкладывают, подводим итог, как справились команды)

Воспитатель. Молодцы, ребята, справились с заданием! Ой, смотрите, сколько пеньков! Наверное, лесорубы проходили, и деревья здесь срубили. Что можно делать на пеньках? (посидеть)

Воспитатель. Да, давайте присядем, каждый найдет свой пенек.(садятся на стулья)

Воспитатель. Давайте побеседуем. Знаете ли вы, что даёт нам лес? Как человек использует его? Лес - это книжки с картинками, тетради для учеников, это паркет и мебель в квартирах. Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес дает нам топливо, мебель, спички, различные изделия. Вот видите, ребята, какую пользу приносят нам деревья. Значит, их надо беречь. А ведь лес является еще и домом птиц и животных. Истребляя деревья, мы разрушаем их дом. В наших лесах живут дикие животные, которые питаются растительной пищей, корой деревьев, плодами деревьев. А еще на деревьях свои гнезда располагаю птицы. И те, птицы, которые остаются с нами зимовать должны искать себе корм. Вот тут-то вновь помогут деревья, ведь на деревьях остаются плоды, а еще в коре дерева прячутся насекомые. : А что такое лес? Как вы его себе представляете? А еще деревья дают нам чистый воздух. Листья на деревья поглощают грязный воздух, который называется углекислый газ, и меняют его на чистый воздух, который называется кислород.

Ну, что ж, а я предлагаю на этой лесной полянке отдохнуть

Физ. Минутка «Деревья»

Станем мы деревьями Сильными, большими

 (Дети ставят ноги на ширине плеч, руки на поясе)

Ноги - это корни     Их расставим шире

Чтоб держали дерево Падать не давали        

 (сжатый кулак ставят над другим кулаком)

Из глубины далеких  Воду доставали,            

(наклоняются, складывают ладошки чашкой )

Тело наше - ствол могучий  Он чуть-чуть качается                                                     

 (покачиваются из стороны в сторону)

И свое кроною   В небо упирается,              

(складывают ладошки над головой)

Воспитатель. Вот мы немного отдохнули. А теперь давайте поиграем в игру «Отгадай и покажи» ваша задача послушать загадку, подумать и дать правильный ответ, подойти к магнитной доске и выбрать нужную карточку с изображенным деревом

Игра «Отгадай и покажи»

 Стоит Аленка

Платок зеленый

Тонкий стан

Белый сарафан (Береза)

Я из крошки бочки вылез

Корешки пустил и вырос

Стал высок я и могуч

Не боюсь ни гроз, ни туч

Я кормлю свиней и белок

 Ничего, что плод мой мелок (Дуб)

Ягода не сладкая

Зато глазу радость!

И леса украшение,    

И дроздам угощения (Рябина)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица

Ничего сама не шьет,

 А в иголкак круглый год (Елъ,)

Каждый год на нем с охотой вырастают вертолеты. Жаль, что каждый вертолет на всего один полет. (Клен)

Когда будет лето в полном разгаре, нам дерево это «Снежинки» подарит. (Тополь)


Воспитатель. Молодцы. Вы разгадали все загадки. Но посмотрите, на доске остались еще карточки не раскрыты. Что же на них изображено? Давайте послушаем еще две загадки

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит, Никому не говорит. (Ответ: Ива)

Украшение лесочков, как ты зелен и тенист!

До пятнадцати листочков образуют сложный лист. (Ясень)

Воспитатель. Я хочу вас познакомить с такими деревьями как ива, ива растет чаще всего на берегах водоемов. Корни ее погружены в воду, дерево получает влагу в избыточном количестве. А раз воды переизбыток, от нее приходится избавляться. Вот ива освобождается от большого количества воды с помощью листьев. Поэтому люди и говорят, что ива плачет.

На нашем участке вы видели интересное дерево вяз. Вяз известен как морозоустойчивое растение. Его используют в столярном деле, народной медицине и порой даже в кулинарии. Вяз называют карагач. Из него изготовляют гнутую мебель, используют в производстве картин. Раньше Вяз использовали для постройки мостов и плотин, все благодаря его свойству устойчивости к воде. Еще из коры дерева изготавливают краску. Вязы  прекрасно справляются с очищением атмосферы от пыли, дыма и сажи. (показываю карточки с названными деревьями)

Воспитатель. А теперь, ребята, давайте вспомним, как нужно вести себя по отношению к деревьям. И поиграем в игру  «Можно-нельзя». Вы по очереди будете называть то, что нельзя или можно делать, обращаясь с деревьями, а я с помощниками (два ребенку по желанию) буду зарисовывать схематические изображения. Таким образом, мы с вами получим памятку, которая будет называться «Правила правильного обращения с деревьями».

Воспитатель. Ну, вот, и подошла к концу наша замечательная прогулка в лес. Вы многое увидели, узнали, повторили. А сейчас садимся в автобус и отправляемся в детский сад. А памятку? Что мы сделаем с ней? Заберем с собой? (оставим в лесу, чтобы те, кто не знает этих правил, познакомились)

Воспитатель. Молодцы, а пока едем, давайте послушаем стихотворение о лесе 

Алексей Болонский

В лесу

Кружат листья над дорожкой.

Лес прозрачен и багрян…

 Хорошо бродить с лукошком

 Вдоль опушек и полян!

Мы идём, и под ногами

Слышен шорох золотой.

Пахнет влажными грибами,

 Пахнет свежестью лесной.

И за дымкою туманной

Вдалеке блестит река.

Расстелила на полянах

Осень жёлтые шелка.

Через хвою луч весёлый

В чащу ельника проник.

Хорошо у влажных ёлок

Снять упругий боровик!

На буграх красавцы клёны

Алым вспыхнули огнём…

Сколько рыжиков, опёнок

За день в роще наберём!

По лесам гуляет осень.

краше этой нет поры…

И в лукошках мы уносим

Леса щедрые дары.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по физкультуре в старшей группе на тему: « Животные нашего леса!»

Конспект НОД по физкультуре в старшей группе на тему:« Животные нашего леса!»...

Конспект познавательного занятия в старшей группе на тему «Птицы наших лесов»

итоговое занятие по проектной тематической неделе "Птицы"...

Конспект НОД в старшей группе на тему: "Грибы-загадочные обитатели леса"

Конспект НОД в старшей группе на тему:"Грибы-загадочные обитатели леса"...

Конспект развлечения в старшей группе на тему: "Праздник леса"

Конспект развлечения в старшей группе на тему: "Праздник леса"...

Конспект НОД в старшей группе на тему: «В зимнем лесу»

Данная методическая  разработка занятия пригодится воспитателям при ознакомлении старших дошкольников с растительным миром Ямала, в частности  - с деревьями, растущими в этой климатической з...