Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: "Изготовление тканей".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Засыпкина Ольга Викторовна

Дети получают представление о способах изготовления шерстяных и хлопчатобумажных тканей, о прядении нитей на Руси и в настоящее время, о принципах работы ткацкого станка (с использованием технологии исследовательской деятельности).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izgotovlenie_tkaney.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Изготовление тканей» 
по окружающему миру (старшая группа)

Дети получают представление о способах изготовления шерстяных и хлопчатобумажных тканей, о прядении нитей на Руси и в настоящее время, о принципах работы ткацкого станка

 (с использованием технологии исследовательской деятельности)

Цель: расширять и углублять представления детей о разновидностях тканей и способах их изготовления.

О.О. Познавательное развитие

  • Расширять представления о разновидностях тканей
  • Дать представления о способах изготовления тканей
  • Углублять представления о материалах для изготовления тканей
  • Обогащать речь детей названиями видов тканей
  • Расширять словарный запас детей названиями профессий людей, участвующих в изготовлении тканей.
  • Развивать мелкую моторику детей

О.О. Социально-коммуникативное развитие

  • Воспитывать чувство взаимопомощи
  • Развивать умение совместной работы
  • Рассматривание альбома одежды
  • Рассматривание тканей
  • Сюжетно-ролевые игры «Магазин одежды», «Идем на прогулку»
  • Занятие НОД «Какая бывает одежда»
  • Чтение: «Крошечка-Хаврошечка»

Альбом иллюстраций «Изготовление тканей», кукла в теплой одежде, лупы, набор лоскутков разных видов тканей, имитация ткацкого станка – рамка с прикрепленными сверху 8-10 толстыми нитками, деревянная палочка 15-20 см, клубок толстых ниток черного цвета, кусочки ваты на каждого ребенка.

Ход занятия.

Дети садятся полукругом перед воспитателем.

-Ребята, мы с вами недавно вспоминали, какая бывает одежда и как она называется. ТРИЗ Что хорошего и плохого в одежде? А сегодня мы с вами узнаем, из чего и как она изготавливается. Давайте рассмотрим свою одежду. Она из чего изготовлена? (из ткани) А ткань из чего? (Из ниток) Ткань для одежды бывает очень разная: шерстяная, хлопчатобумажная, шелковая, искусственная. Давайте рассмотрим лоскуточки из разных тканей и подумаем, что из такой ткани можно сшить.

Дети передают друг другу по кругу лоскуточки тканей, рассматривают их, высказывают свои предположения.

-Если нитки переплести петельками на специальной вязальной машине, то получается ткань, которая может растягиваться. Она называется трикотажная. Посмотрите на свою одежду: у вас что-то есть трикотажное? (футболки, колготки, носочки и т.д.) Трикотажные изделия можно сделать из разных ниток. Посмотрите на нашу куклу. Какая одежда на ней трикотажная? (кофта, рейтузы, шапочка, шарф) Эта одежда теплая, она сделана из толстых пушистых ниток — шерстяных. А ваша трикотажная одежда из каких ниток? (Из тонких). Тонкие нитки могут быть разные: хлопчатобумажные, шелковые или искусственные. А из чего делаются нитки? (…Ответы детей) Шерстяные нитки обычно делают из шерсти овцы, а можно их сделать из козьей шерсти, собачьей или даже верблюжьей. Давайте отправимся на ферму и посмотрим, откуда берется шерсть для изготовления ниток.

Дети подходят к интерактивной доске, где размещены иллюстрации различных пород овец и процесса их стрижки, картинки с изображением прялки и пряхи.

-Есть специальные породы овец. Посмотрите на картинку. Вот они какие пушистые! Овце состригают всю шерсть специальной машинкой (как у парикмахера, только больше). Эту шерсть промывают и прядут из нее нитки. Вы видели, как это делается? Раньше на Руси в деревнях женщины очень много пряли, у них для этого были специальные прялки. Такие женщины назывались пряхи. Посмотрите на картинку. Сверху закрепляли шерсть и понемногу вытягивали из нее, терли пальцами, и получалась нитка. Мы сегодня с вами тоже так попробуем прясть. Только сначала давайте немного разомнемся. Постираем одежду нашим куклам.

Раз, два, три, четыре, пять Последовательно соединяют пальцы одной

Будем вещи мы стирать: руки с пальцами другой

Платье, брюки и носочки, Наклоняемся до пола

Юбку, кофточку, платочки, Выпрямляемся

Шарф и шапку не забудем – Руки в стороны, потом за голову

Их стирать мы тоже будем. Кулачки имитируют стирку

Прополощем, отожмем Наклоняемся и качаем руками, «выжимаем»

И прищепками прижмем. Тянемся вверх

Посушилось? Все снимаем, Машем руками, тянемся вверх

Наших кукол одеваем. Гладим себя сверху вниз.

-Вот как мы хорошо размялись! Ну теперь можно и за работу браться. Сейчас мы отправимся на фабрику в прядильный цех.

Дети возвращаются на стульчики.

Садитесь. Сейчас мы попробуем прясть, только не из шерсти, а из хлопка. Есть такое растение — хлопчатник, он растет на юге. Посмотрите на картинку. У хлопчатника семена очень маленькие. Они созревают вот в такой коробочке. А вокруг каждого семечка — вот такие белые волокна, которые называются хлопок. На что похож хлопок? (На вату) Да, из него делают и вату тоже. Я сейчас возьмите у меня по кусочку ваты. Рассмотрите вату. Попробуйте осторожно растянуть ее и пальцами скрутить нитку.

Воспитатель показывает процесс, дети пробуют прясть нитку.

-Это не так просто как кажется. Надо осторожно тянуть, чтобы не порвать вату и сильно тереть, чтобы получилась нитка. Давайте посмотрим, у кого самая длинная ниточка получилась, тот самая лучшая пряха.

Дети показывают, что у них получилось.

- Молодцы! У вас нитки получились толстые, а на прядильных фабриках на специальных станках получаются тонкие хлопчатобумажные нитки, которые наматываются на специальные большие катушки. Посмотрите на картинку. Эти нитки перематывают потом в маленькие катушки для шитья, они у вас есть дома. И еще из этих ниток изготавливают тонкую ткань для одежды, которая на вас сейчас надета. А как же из ниток сделать ткань? (…Ответы детей) Ткань надо соткать. Она потому так и называется, что ее ткут. Это делается на специальных ткацких станках. Сейчас на фабриках огромные ткацкие станки. Посмотрите на картинку. А раньше в деревенских домах были небольшие станки, и женщины на них пряли дома. Такие женщины назывались ткачихи. Давайте отправимся в ткацкий цех и посмотрим, как действует ткацкий станок.

Дети садятся за круглый стол.

Только мне будет нужна ваша помощь. У меня есть вот такая рамка. К ней сверху прикреплены толстые нитки желтого цвета. В станке нитки через одну поднимаются вверх, под ними попускается нитка поперек, потом другие нитки через одну поднимаются, нитка опять пропускается – в другую сторону. И так ниточки переплетаются, пока не получится ткань. Давайте по очереди попробуем соткать ткань.

Воспитатель подзывает к себе 4-5 детей.

- Возьмите по одной желтой ниточке в каждую руку. Сначала все вместе будем поднимать все левые руки, я палочкой пропущу под ними черную нитку; потом все правые, я опять пропущу под ними нитку и так далее. Посмотрим, что у нас получится.

Воспитатель привязывает длинную черную нитку к палочке, по очереди подзывает к себе группу детей и они вместе изготавливают образец ткани.

-Какие вы молодцы! Посмотрите, у нас получился кусочек ткани! Она у нас пестрая – черная с желтым, а на фабрике ткут из разноцветных ниток, или из белых, а потом наносят рисунок специальной краской.

Дети рассматривают получившийся образец «ткани».

-Давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали.
Какая ткань называется трикотажная?
Из чего изготавливают теплые ткани?
Из чего может быть изготовлена тонкая ткань?
Что такое прясть? Как называется профессия женщины, которая прядет руками?
Что такое ткать? Как называется профессия женщины, которая ткет?
-Молодцы! Я рада, что вы столько сегодня узнали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Необыкновенное путешествие"

КОНСПЕКТзанятия по ознакомлению с окружающим миромв старшей группе «НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"Тип занятия:развивающее, обучающееВид занятия: ознакомление  с окружающим миромТема: «Нео...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада, тема занятия: «Моя семья и родственники»

Задачи:Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, у...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи. Тема занятия «Одежда».

Конспект занятия    по ознакомлению   с окружающим   миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи.Тема занятия «Одежда»....

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему "Виды тканей"

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему "Виды тканей"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «В мире металла».

Цель: Формирование первичных представлений о металле, его свойствах и качествах, развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами и качествами металла.Задачи:Познакомить ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром В младшей группе Тема: «Бумага или ткань?»

Учить различать детей ткань и бумагу, делать выводы, основываясь на собственном опыте.                                ...