Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему "Виды тканей"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Барышникова Анна Александровна

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему "Виды тканей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_okr_miru._vidy_tkaney.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                            «Виды ткани»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по  ознакомлению со свойствами тканей в старшей  группе.

Цель. Расширять знания детей о разных видах тканей.

Задачи.

  1. Познакомить детей с происхождением  тканей.
  2. Развивать умение сравнивать, делать выводы.
  3. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, умение работать в коллективе.

Материал: образцы тканей для каждого ребёнка: льняная и  хлопчатобумажная ткани, драп, болонья, шёлк. Иллюстрации (лён, поле хлопчатника, веточки хлопчатника с раскрытыми коробочками).

Предшествующая работа: чтение сказки «Иголочка», о тутовом шелкопряде, чтение сказки. А. Коновалова «Волшебная коробочка», рассматривание образцов тканей.

Ход

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Посмотрите в мои глаза и глаза своих друзей. В ваших глазах я увидела любопытство, желание пообщаться со мной и своими друзьями.  

 Раздаётся стук в дверь (появляется Веснушка).

«Здравствуйте ребята! Меня зовут Веснушка. Я проходила мимо вашего детского сада и решила зайти и пригласить вас посетить мою лабораторию. Мне очень хочется рассказать вам о разных видах тканей и какую из них шьют одежду.

Веснушка.  Пожалуйста, проходите. Перед вами образцы тканей,  среди них есть льняная ткань (показываю). Как вы думаете, из чего делают эту ткань? (Ответы детей).  

Воспитатель. Когда цветёт лён – всё поле в голубых цветочках.  Отцветёт лён – тут же его и срезают, раскладывают на земле и ждут, пока микробы, которые находятся на земле, съедят клей, которым волокна льна плотно склеены. Затем лён расчёсывают на отдельные волокна, а из этих волокон прядут льняные нити, из нитей ткут ткань. У льняных тканей есть ещё одна особенность. Полотно из толстых льняных нитей называют холстом (спрашиваю 2-3 детей).  На нём художники пишут свои картины масляными красками, а масло, на котором замешены краски, выжимают из семян льна.  

Как вы думаете, что можно сшить из льняных тканей? (Ответы детей).

Скатерти, полотенца, постельное бельё, летнюю одежду.

Молодцы, правильно.

А вот это хлопчатобумажная ткань. Давайте рассмотрим её и сравним  с льняной тканью. Чем они отличаются? (раздаю кусочки ткани).

Хлопчатобумажная ткань легче, тоньше, чем льняная ткань.

Вы знаете что-нибудь о выращивании хлопчатника?

Хлопчатник любит тепло и растёт на юге. Как созреет хлопчатник, лопаются коробочки, а в каждой из них – будто кусочек ваты. Пускают на поле хлопчато - уборочный комбайн.  Собирают хлопок и раскладывают на солнце сушить. Затем вяжут в тюки и везут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян, расчёсывают и прядут в хлопчатобумажные нити.

  Из семян хлопчатника выжимают хлопковое масло, да и сам хлопок мы имеем благодаря семенам, потому что волоконца хлопка это волоски на семенах хлопчатника.

Что же шьют из хлопчатобумажной ткани? Постельное бельё, нижнее бельё, сорочки, рубашки, платья, халаты.

Правильно. Ещё в одежде из хлопчатобумажной ткани тело дышит. Посмотрите на этот коврик (показываю 2 бумажных коврика). Представьте, что это ткань. Полоски – это нити. Между ними остаются дырочки, а так как нити неплотно прилегают друг к другу, нашему телу комфортно, оно не потеет, а дышит.

Ребята, посмотрим, а вот эта ткань называется драп. (Раздаю кусочки ткани). Какой он на ощупь? Толстый, мягкий. Что можно сшить из драпа? Тёплую юбку, пальто. Послушайте стихотворение и скажите, из чего делают тёплые ткани:

Нам мешок кудряшек

Подарил барашек

Вышла брату шубка, вышла маме юбка

А носочки мне.

Тёплые ткани делают из шерсти овец. Овец на пастбище стригут, как и нас в парикмахерской – электрической машинкой. Постриглись овечки и опять пасутся на лугу, новую шерсть отращивают, а люди отправляют шерсть на прядильную фабрику.

В моей лаборатории есть ещё один вид ткани -  шёлк. Посмотрите, и скажите  какой он?  Блестящий, гладкий. Кто же даёт нам шёлковые нити? Оказывается, шёлковую нить прясть не надо, её прядёт гусеница – бабочка, которую зовут тутовым шелкопрядом (спрашиваю 2 -3 детей). Её так называют потому, что она ест листья тутового дерева и другой еды не признаёт. Перед тем как превратиться в куколку гусеница выпускает изо рта 2 паутинки, они склеиваются между собой в нить, которой гусеница опутывает себя с головы до ног. Получается шёлковый кокон, а в нём шёлковые нити. Их наматывают на катушку и везут на ткацкую фабрику.

  Физкультминутка

Начинается разминка.

Встали, выровняли спинки, вправо – влево наклонились

И ещё раз повторили

А теперь рывки руками выполняем вместе с вами

Руки вверх и руки вниз

Ты давай  ка не ленись. На одной ноге стою,

 А другую подогну.

А теперь попеременно буду поднимать колени.

Отдохнули, посвежели. На меня все посмотрели.

Наша экскурсия продолжается. Теперь рассмотрим ткань болонью. Нити этой ткани не встречаются в природе. Их придумал человек. Обратите внимание, как плотно они прилегают друг к другу. Какую одежду можно сшить из болоньи? Куртки, штаны, сумки, зонты. Как вы думаете, хорошо ли тело дышит в такой одежде? Плохо. Почему? Она не намокает и её не продувает ветер. Правильно, сейчас мы с вами в этом убедимся.

Опыт с зонтиком. Полейте воду из лейки на зонт и посмотрите, что произойдёт. Вода скатывается, зонт не промокает, он сделан из болоньи.

Давайте повторим новые слова: болонья, непромокаемая, воздухонепроницаемая.  

Ой, ребята, совсем забыла! Мне нужна ваша помощь. Завтра  должен состояться показ коллекции моих платьев. Мы с подружками изготовили выкройки платьев, но не успели их украсить. Вы не поможете мне украсить  платья разными узорами, так, чтобы они были красивые, яркие и необычные? (Ответы детей).

Предлагаю  занять места за столами.

Я предлагаю вам стать дизайнерами-модельерами. Вы знаете, кто такие дизайнеры-модельеры? Ответы детей. Закрепить с 2-3 детьми.

Перед вами лежат выкройки платьев и разные заготовки для их украшения. Заготовки мы с вами будем наклеивать не клеем, а с помощью скотча.  Вы возьмёте заготовку, снимите со скотча верхний слой бумаги и приклеите к платью. Можете приступать к работе.

Ребята, большое спасибо! Посмотрите, сколько красивых платье у нас получилось. Все они украшены по-разному. Значит, завтра показ коллекции платьев состоится.

Итог.

Ребята, вам понравилось в лаборатории?

Давайте вспомним, что мы сегодня с вами  узнали нового?

  1. Какие разные ткани существуют.
  2. Из волокон льна прядут льняные нити, а из нитей ткут ткань.
  3.  Хлопчатник любит тепло и растёт на юге. Как созреет хлопчатник, лопаются коробочки, а в каждой из них – будто кусочек ваты.
  4. Тёплую ткань делают из шерсти овец.
  5. Какую одежду  шьют из разных тканей.

Вот видите, какие разные бывают ткани: одни гладкие, другие ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие. Но раз их называют одним именем – ткани, значит все они, даже самые не похожие друг на друга с виду, всё – таки чем – похожи?  Из тканей шьют одежду, скатерти, постельное бельё и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Домашние животные»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №57»  Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи:«Домашние животные»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада, тема занятия: «Моя семья и родственники»

Задачи:Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, у...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи. Тема занятия «Одежда».

Конспект занятия    по ознакомлению   с окружающим   миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи.Тема занятия «Одежда»....

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы детского сада, тема занятия:«Путешествие в страну музыкальных инструментов»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы детского сада, тема занятия: «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Автор открытого занятия...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: "Изготовление тканей".

Дети получают представление о способах изготовления шерстяных и хлопчатобумажных тканей, о прядении нитей на Руси и в настоящее время, о принципах работы ткацкого станка (с использованием технологии и...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «В мире металла».

Цель: Формирование первичных представлений о металле, его свойствах и качествах, развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами и качествами металла.Задачи:Познакомить ...