«Перелётные птицы»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Хейсина Валентина Аркадьевна

Цель проекта: закрепить ранее полученные знания детей о перелётных птицах; способствовать развитию познавательной активности, любознательности; расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; укреплять отношения между родителями и детьми, формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в совместных с детьми мероприятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_pereletnye_ptitsy.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик» города Смоленска

Экологический проект

Тема: «Перелётные птицы»

Подготовила: воспитатель Хейсина В.А.

Характеристика проекта

Вид проекта: групповой, семейный, краткосрочный.

Тип проекта: познавательно - практический.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители.

Продолжительность проекта: 2 недели

Цель проекта: закрепить ранее полученные знания детей о перелётных птицах; способствовать развитию познавательной активности, любознательности; расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; укреплять отношения между родителями и детьми, формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в совместных с детьми мероприятиях.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, труд, чтение художественной литературы, музыка.

Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Проблема:

Недостаточное знание детей о перелётных птицах, среде их обитания и особенностях строения крыла.

Программные задачи:

  1. Познание: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление, расширять и обогащать знания детей о перелетных птицах; научить выделять и называть их характерные особенности: оперение, размер, голос.
  2. Социализация: учить бережно относиться к природе. Закреплять новые знания через наблюдение и умение формировать собственный вывод.
  3. Коммуникация: учить детей составлять описательный рассказ по картинкам; развивать монологическую и диалогическую речь; обогащать словарный запас детей, развивать речь, активизировать употребление прилагательных, глаголов в речи детей; развивать умение работать сообща, получать удовольствие от совместной работы.
  4. Чтение художественной литературы: знакомить с художественными произведениями, связанными с перелетными птицами.

Основные принципы работы:

Принцип систематичности и последовательности.

Принцип активности, творчества.

Принцип гуманизации (ориентация на любовь к природе).

Ожидаемые результаты:

  1. Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о перелётных птицах.
  2. Заинтересовать детей совместно с родителями в расширении знаний о видах перелетных птиц, особенностях их строения и среде обитания (изготовление шапочек с изображением перелетных птиц, подготовка доклада по выбранной птице).
  3. Совместная деятельность будет способствовать укреплению отношений между родителями и детьми.
  4. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  5. Активное участие родителей в реализации проекта.
  6. Закрепить знание детьми названий времён года и их очерёдность.
  7. Активизировать знание детьми названий перелетных птиц и условия их обитания.
  8. 3акрепить знания детей о взаимосвязи прилёта птиц и наступления весны.
  9. Знакомство детей с образами птиц в музыкальных произведениях известных композиторов.

Идеи проекта:

  • Развитие познавательных способностей дошкольника и родителя.
  • Проявление интереса детей.
  • Подготовка родителей к сотрудничеству с воспитателем и ребёнком.
  • Проект опирается на научные принципы её построения (в соответствии с ФГОС).
  • Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребёнком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
  • Опора на внутреннюю мотивацию: с учётом опыта ребёнка, создание эмоциональной вовлечённости его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
  • Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха.
  • Погружение каждого ребёнка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путём использования в работе активных методов и форм обучения.

Этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный (накопление знаний)

II этап - основной (совместная деятельность детей, воспитателей и родителей)

III этап - заключительный (результат)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

I этап: Подготовительный

  • разработка плана реализации проекта;
  • подбор методической литературы для реализации проекта;

- подбор музыкальных произведений; наглядно-дидактического материала; художественной литературы; репродукций картин; иллюстраций; портретов композиторов; аудиозаписей с голосами птиц и музыкальных произведений по данной тематике; организация развивающей среды в группах.

II этап: Основной (согласно плану)

План проекта:

  1. Прослушивание музыкальных произведений: П.И. Чайковског «Жаворонок» из цикла «Времена года», отрывки из балета «Лебединое озеро», «Танец синей птицы» из балета «Спящая красавица»; Сен-Сане «Лебедь»; Верди отрывок из оперы «Травиата»; Вивальди «Весна».
  2. Чтение художественной литературы: «Серая шейка», « Лягушка путешественница», В.Бианки « Лесная газета», Н.Сладков «Сорочьи тараторки».
  3. Чтение энциклопедий: география перелета птиц, рассматривание карты мира.
  4. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц и весны.
  5. Рассматривание схем птичьих стай.
  6. Беседы с детьми на темы: «Разновидности птиц», «Среда обитания» «Классификация птиц на лесные, степные, болотные, городские, деревенские», «Перелетные и кочующие птицы, занесенные в Красную книгу», «Хищные перелетные птицы», «Берегите птичьи гнезда», «Зачем нужен скворечник», «Почему птицы умеют летать».
  7. Наблюдение за поведением птиц во время прогулки.
  8. Заслушивание записей пения перелетных птиц.
  9. Презентация перелетной птицы детьми по выбору.
  10. Использование названий птиц на занятиях по развитию речи.
  11. Решение задач и составления условий с использованием птиц, как наглядное пособие, на занятиях по математик.
  12. Изготовление поделок в формате 3D., оригами.
  13. Изобразительная деятельность: рисование картины «Озеро Байкал» в технике акварель с изображением клина перелетных птиц.
  14. Игровая деятельность: игра «Изобрази птицу по выбору», игра «Назови птицу и опиши её», игра «Ястреб и наседка», игра «Птицелов» и др.
  15. Развитие мелкой моторики: совместное с детьми изготовление атрибутов для развлечения (модули «Весна» и «Птичий хоровод»)

III этап: Заключительный

Подготовка отчета по проекту и фотоотчета (презентации).

Вывод.

Дети в результате проведённой работы получили много новой информации о перелётных птицах. Узнали об их жизни, о повадках и различиях птиц. С большим удовольствием лепили и раскрашивали птиц. Развивающая среда группы пополнилась литературой, стихотворениями, иллюстрациями, рассказами, сообщениями о птицах, приготовленными воспитателями и родителями. Дети приобрели опыт в публичном выступлении с сообщением

Согласно Учебно-тематического планирования в подготовительной к школе группе в апреле месяце проводиться тематическая неделя «Перелетные птицы». На этом основании воспитателями была выбранная данная тема для реализации ее в краткосрочном проекте.

В ходе предварительной работы проводилась систематизация материалов по теме, изучалась методическая литература, были подобраны произведения детской литературы по программе, составлен план по изучению этой темы. В создании развивающей среды принимали участие педагоги, дети и их родители.

Тема недели реализовалась в совместной деятельности воспитателя с детьми в режимные моменты, согласно плану. В утренние часы проводились пальчиковые игры, читали художественной литературы, дидактические игры, разговор - беседы, а также рассматривание альбомов, разучивание физкультминуток, прослушивание аудиозаписей классической музыки, голосов птиц. Проводились разные виды прогулок: целевая, экскурсия по территории детского сада, к местам гнездования птиц, с целью систематизации знаний по теме, привития любви к природе родного края и бережного отношения к птицам.

В вечерние часы применялись ИКТ: «Почему плавают утки?», «Откуда прилетают птицы?».

В самостоятельной деятельности дошкольники организовывали различные игры дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, тем самым развивали коммуникативные качества, дружеские взаимоотношения, использовались в играх полученные знания и опыт общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Домашние птицы", "Перелётные птицы" - методический материал по развитию речи и речевому творчеству для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В содержание входит материал по словарной работе, словообразованию и словоизменению, а так же различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Тексты для чтения, тематика занятий по развитию...

Презентация к занятию "Перелётные птицы. Кольцевание птиц."

С помощью этой презентации ребята узнают о некоторых перелётных птицах, познакомятся с методами изучения миграции птиц....

календарное планирование в подготовительной группе по теме: «Осень в жизни птиц.Перелётные птицы»

Календарное планирование в подготовительной группе по Теме недели:  «Осень в жизни птиц.Перелётные птицы»...

План конспекта занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»» на примере темы «Дикие птицы» в подготовительной группе с обучающимися ОНР с использованием презентации "Перелётные птицы".

Тема: «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»»Цели: 1. Упражнять в практическом употреблении качественных прилагательных с существительными множественного числа на материале лексической темы «Птицы».2. ...

Берегите птиц. Материал и презентация на тему "Перелётные птицы"

В дошкольном детстве закладываются основы личности. А это невозможно без общения ребёнка с природой, животным миром. Начиная знакомиться с окружающим, малыши с удовольствием впитывают всё новое. Их ин...

Конспект итогового мероприятия по педагогическому проекту «Перелётные птицы осенью» в старшей группе детского сада Тема: «Перелётные птицы осенью».

Образовательные задачи:1. Расширить представление детей о перелетных птицах.2. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.Развивающие задачи:1.Развивать мы...