Поздняя осень
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Дмитренко Елена Борисовна

Конспект занятия по приобщению к социокультурным ценностям в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_poznanie_pozdnyaya_osen.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Поздняя осень»

Источник:

Образовательная область: ОО «Познавательное развитие» (приобщение к социокультурным ценностям)

Цель: систематизировать знания детей об осени, сезонных изменениях в природе.

Программные задачи:

Образовательные:

  • Учить называть приметы поздней осени.
  • Формировать умение сравнивать лето и осень.
  • Учить называть отличительные черты поздней осени от «золотой».
  • Закреплять знание осенних месяцев. 

Развивающие:

  • Развивать навыки связной речи, наблюдательность, мыслительную активность.
  • Развивать умение высказывать свои суждения. 
  • Развивать внимание, выдержку.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к природе и ее красоте.
  • Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность.

Предварительная работа: наблюдения за осенними изменениями в природе и жизни человека, заучивание стихотворения об осени, просмотр презентации «Осень».

Словарная работа: активизировать в словаре детей         слова -  поздняя осень, серое небо, холодный ветер, голые деревья холодный, моросящий, проливной дождь, морозец. Обогащать словарный запас.

Материал и оборудование: сюжетная картинка на тему «Поздняя осень», листочки.

Методы и приемы:

Игровой: организационный момент, игра «Опиши осень», игра с мячом «Закончи предложения», игра «Скажите наоборот», игра «Найдите ошибки».

Наглядный: рассматривание осени в картинах.

Словесный: физминутка  «Листочки», беседа об осени, игра с мячом «Закончи предложения», игра  «Скажите наоборот», игра «Найдите ошибки», описание поздней осени.

Ход НОД.

Вводная часть.

Воспитатель: Настроение у нас отличное,

А улыбка - дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Занятие  начинать пора.

Воспитатель: Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Ребята, сегодня мы отправимся на прогулку в лес и посмотрим,  какие же изменения произошли в природе. А чтобы попасть в лес нам нужно закрыть глава и покружиться.

   Дети кружатся.

Основная часть.

Воспитатель: Как называется первый осенний месяц?

Дети: Сентябрь.

Воспитатель: А второй?

Дети: Октябрь.        

Воспитатель: Сейчас уже третий месяц осени. Как он называется?

Дети: Ноябрь.

Воспитатель: Правильно, ноябрь.  Обратите внимание на картину «Осенний лес» и подумайте, какая она бывает?

Игра «Опиши осень».

Воспитатель: Каждый из вас должен по очереди сказать по одному красивому слову об осени.

Дети: Золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая.

Рассматривание осени в картинах.

Воспитатель: Какие изменения происходят в природе осенью?

Дети: Выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, дует ветер, солнце светит, но не греет.

Воспитатель: На улице тепло или холодно?

Дети: На улице холодно.

Воспитатель: Солнце часто светит?

Дети: Солнце светит редко и не греет.

Воспитатель: В ноябре трава растет или засыхает?

Дети: Трава засыхает.

Воспитатель: Что происходит с листьями на деревьях?

Дети: На некоторых деревьях листьев уже нет, они опали.

Воспитатель: Какую одежду носят люди?

Дети: Люди стали одеваться теплее.

Воспитатель: Ребята, а что еще интересного вы видели на улице?

Дети: Иногда идет снег с дождем, замерзшие лужи.

Воспитатель: Ребята, правильно. На улице лежит снег, но вы как заметили, он ещё временами тает. Это осень борется с зимой. Зима хочет прийти к нам раньше, но осень ещё не уступает зиме, и сейчас ещё пока осень «ноябрь».

Воспитатель: Ребята, почему не слышно весёлых птичьих голосов?

Дети: Улетели в тёплые края

Воспитатель: Почему они от нас улетели?

Дети: Стало холодно и голодно

Воспитатель: Как называются птицы, которые улетели?

Дети: Перелётные

Воспитатель: Назовите этих птиц?

Дети: Кукушка, скворец, грач, лебедь, журавли, утки и т.д.

Воспитатель: А как называются птицы, которые у нас зимуют?

Дети: Зимующие

Воспитатель: Назовите зимующих птиц?

Дети: Сорока, ворона, снегирь, воробей, клёст и т.д.

Воспитатель: Ребята, расскажите, как готовятся к зиме звери?

Дети: Звери строят норы, делают запасы. Барсуки собирают коренья, белочки делают запасы в дуплах. Зайцы начинают менять шубки, кроты и мыши собирают колоски.

Физминутка   «Листочки».

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами превратится в осенние листочки. Возьмите по листочку в каждую руку.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (Присели на корточки)

Дунул ветер – полетели. (Побежали по кругу)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Встали)

Закружились, полетели. (Покружились, побежали)

И на землю снова сели. (Присели)

Игра с мячом «Закончи предложения».

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру с мячом «Закончи предложения».

Встаем все в круг.

В октябре было тепло, а сейчас – … (холодно).

В октябре листья начинают падать, а сейчас – … (опали).

В октябре птицы начали улетать, а сейчас – … (все улетели).

В октябре солнце немного грело, а сейчас – … (не греет).

В октябре дожди шли редко, а сейчас – … (часто).

В октябре снега нет, а в ноябре выпадает … (первый снег).

Игра  «Скажите наоборот».

Летом солнце яркое, а осенью…

Летом небо светлое, а осенью …

Летом день длинный, а осенью …

Летом деревья зеленые, а осенью …

Летом люди одеваются легко, а осенью …

Летом колхозники растят урожай, а осенью …

Дети садятся.

Игра «Найдите ошибки».

Воспитатель. Ребята, а сейчас я вам буду говорить вам предложение, а вы должны найти ошибку.

В ноябре дети носят легкую одежду.

В ноябре набухают почки, распускаются листья.

В ноябре солнце сильно греет.

В ноябре бывают заморозки и снег.

В ноябре птицы прилетают из теплых краев.        

Описание поздней осени.

Воспитатель: Поздней осенью становится холодно. Солнце светит редко и не греет. Небо серое, хмурое. Часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Трава засохла, цветы завяли. Последние птицы улетают на юг. Животные готовятся к зиме. Люди надели теплую одежду.

Дети по образцу описывают осень.

Заключительная часть.

Воспитатель: О каком времени года мы с вами говорили?

    Ответы детей.  

Воспитатель: Что интересного происходит в природе осенью?

    Ответы детей.  

Воспитатель: Что вам понравилось больше всего?

   Ответы детей.

Воспитатель: Что нового вы узнали?

 Ответы детей.

Воспитатель: Какие отличительные признаки лета и осени?

Ответы детей.

Воспитатель: В какие игры играли?

   Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня умницы. Были внимательными, старались, мне помогали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление описательного рассказа с элементами мнемотехники «Поздняя осень» (подготовительная группа компенсирующей направленности)

Цель: Закрепить знания об осени, развивать умение составлять описательный рассказ по картине, используя мнемотаблицу; развивать связную речь, мышление, воображение, память, внимание.Автор: Бакланов...

Поздняя осень.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе....

Конспект открытого интегрированного занятия "Поздняя осень"

Конспект разработан для детей смешанной группы(5-7лет).Цель:Создание условий для развития  художественно-творческих...

"Осень", "Поздняя осень. Лиственные деревья.Грибы". "Зимующие птицы"- методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Представлен материал по расширению словарного запаса, грамматике, составлению описательных рассказов,  придумыванию загадок, различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Материал по...

Совместная деятельность с детьми старшей речевой группы № 7 ГБДОУ № 66 Калининского района «Мишка спать собирается» по лексической теме: «Осень. Признаки осени» (поздней осени)

Совместная деятельностьс детьми старшей речевой группы № 7   ГБДОУ д/с № 66Калининского района «Мишка спать собирается»...