Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Семыкина Олеся Николаевна

Конспект открытого занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semykina_o._n._poznavatelnoe_razvitie.docx951.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию

 Возрастная группа: средняя

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, худ-эстетическое развитие.

Цель: формирование элементарных математических представлений и интеллектуальных способностей воспитанников в совместной игровой деятельности в процессе решения практических заданий с использованием современных математических технологий.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять представления о свойствах геометрических фигур.
  • Закреплять знание времён года и частей суток.
  • Закреплять умение понимать пространственные отношения.
  • Закреплять порядковый счет.
  • Закреплять свойства магнита в игре и экспериментальной деятельности.
  • Формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы.
  • Закреплять названия животных и их детенышей, правила поведения в лесу.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес, связную речь, внимание, память, логические операции, сообразительность.
  • Развивать мелкую моторику рук, усидчивость.

Воспитательные:

  • Воспитывать  интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности.
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
  • Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик, желание помочь

сказочному персонажу, попавшему в трудную ситуацию.

  • Воспитывать умение внимательно выслушивать задания.

Словарная работа: круг, квадрат, треугольник, слева, справа, части суток, магнит, магнитная сила, притягивает, железные, болт.

Предварительная работа воспитателя:  предварительная работа с детьми, изготовление демонстративного и раздаточного материала для организации деятельности детей, подбор музыкальных рингтонов, подбор оборудования.

Предварительная работа с детьми: 

  • игры в центре «Познания»: логические игры,  упражнения с математическим планшетом;
  • дидактические игры по ФЭМП: «Геометрические фигуры», «Подбери заплатку»,  «Скажи где?»; отгадывание загадок о временах года и частях суток;
  • разучивание физкультурной минутки, пальчиковой гимнастики, индивидуальные занятия.

Формы реализации детских видов деятельности: сюрпризный момент, решение проблемной ситуации, взаимодействие с героем в игровой форме, пальчиковая игра, физминутка, динамическая пауза, отгадывание стихов о временах года,  толкование пословицы, дидактическая игра, беседа.

Используемые методы, приемы и технологии: проблемный (помочь  мультипликационным персонажам); вхождение в картину, игровая мотивация (использование сюрпризных моментов, воображаемая ситуация-передача флешки и сообщения; наглядные методы (использование компьютера); дидактическая игра; словесный (объяснение, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, использование художественного слова, оценка деятельности детей); продуктивные методы (практические): экспериментальная деятельность; здоровьесберегающие технологии: психогимнастика, физминутка, пальчиковая гимнастика, динамическая пауза.

 Виды детской деятельности: игровая  (дидактическая игра), продуктивная (проведение опыта), коммуникативная (беседа), двигательная (физминутка, динамическая пауза).

Оборудование: гелиевый шарик, записка от  Кроша, картинки 4-х времен года, стихи о временах года, игрушки-смешарики, картонные геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг, цифры для кода, математические планшеты, пластиковые стаканчики с водой, железные болты, магниты, картинки с изображением металлических и неметаллических предметов, свежая нарезанная кусочками морковка.

 

Ход занятия:

I. Организационный момент.

1. Психогимнастика.

Воспитатель: Ребята, давайте, встанем в круг, скажем друг другу  «Здравствуйте!» и подарим всем свои улыбки.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!
(Дети встают в круг, берутся за руки и смотрят друг на друга с улыбкой).

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте тоже с ними поздороваемся и подарим им свои улыбки.

2. Сюрпризный момент.

В группе под потолком летает гелиевый шарик, к его веревке привязана записка.

Воспитатель: Дети, посмотрите, какой красивый шарик! Интересно, откуда он взялся? А к нему что-то привязано. Хотите узнать, что там?

Дети: Да.

Воспитатель: Да это флешка! Интересно, от кого она и что на ней записано? Прочитаем ее?

Дети: Да (воспитатель вставляет флешку в компьютер и смотрит вместе с детьми видеообращение от Кроша)

II. Основная часть.

1. Проблемная ситуация. Мотивация детей к деятельности.

  Видеообращение от Кроша: «Здравствуйте, дорогие ребята! Это я – Крош. Я случайно потерял ключ от своего домика и теперь не могу попасть в него. Вот уже 2 дня я живу на улице. Запасного ключа у меня нет, замок ломать я не хочу. Но моя дверь может открыться, если правильно подобрать код к замку. Самому мне не справиться, поэтому я прошу вашей помощи и высылаю задания, с помощью которых можно узнать код к моему замку».

 Воспитатель: Ребята, поможем бедному Крошу?

Дети: Да.

Воспитатель: Конечно, поможем, а вот и задания.

2. Выполнение заданий детьми.

Задание 1. Дидактическая игра: «Назови время года».

Воспитатель: 

Посмотрите перед нами картинки разных времен года. А теперь задание: нужно каждому стихотворению найти картинку с тем временем года, о котором говорится в стихотворении. И тогда мы узнаем первую цифру кода.

              Осенние картинки для детей (53 шт.)Картина весна, весенний пейзаж, холст, масло, 40х30 см. Яблоневый цвет –  заказать на Ярмарке Мастеров – LHAF0RU | Картины, Озеры Солнце, лето, счастье. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис  Онлайн-Дневников   ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ ~ Поэзия (Лирика пейзажная) 

               

Послушайте, о чем здесь говорится?

Воспитатель: 

- Вот на ветке лист кленовый.

Нынче он совсем как новый!

Весь румяный, золотой.

Ты куда, листок? Постой! (А. Берестов)

Воспитатель: Какому времени года посвящены эти строки?

Дети: осени.

Воспитатель: Найдите среди иллюстраций картинку осени. (Дети находят). Ребята, а вы знаете, как нужно вести себя в лесу? (да). Расскажите о правилах поведения в лесу.

Дети: 

1. В лесу нельзя шуметь, потому что птицы и звери могут испугаться.

2. Нельзя разорять птичьи гнезда и муравейники.

3. Нельзя разжигать костер без взрослых.

4. Нельзя ломать деревья и рвать редкие  цветы.

5. Нельзя оставлять  мусор.

6. Нельзя портить несъедобные грибы, потому что ими лечатся дикие животные.

7. Можно собирать только знакомые ягоды, грибы и цветы.

Вхождение в картину.

Воспитатель: Вы все правильно сказали. Ребята, представьте себя в уголке этой картины, какие вы бы услышали звуки?

Воспитатель: А сейчас следующее стихотворение-загадка. Слушайте внимательно.

- Ой, сердит мороз;

Ветки снегом занёс,

Хватает за нос, щиплет до слёз.

Ребятишки не пугаются,

На лыжах да на санках катаются,

Над морозом потешаются! (А. Босев)

Воспитатель: О каком времени года говорится в этом стихотворении?

Дети: о зиме.

Воспитатель: 

- По дорожке прямиком

Ходят ножки босиком.

Кружат пчёлы, вьются птицы,

А Маринка веселится.  (В. Берестов)

Воспитатель: О каком времени года говорится в этих строках?

Дети: о лете.

Воспитатель: 

  -Всё зазеленело...

Солнышко блестит,

Жаворонка песня

Льётся и звенит.

Бродят дождевые

В небе облака,

И о берег тихо

Плещется река...     (С. Д. Дрожжин)

Воспитатель: Какому времени года посвящены эти строки?

Дети: весне.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, вы, наверное, слышали  пословицу: «Весна – это утро природы»? Как вы думаете, почему так говорят? А если весна – это утро, то лето – это какая часть суток? (день). А осень? (вечер). А зима? (ночь). Все правильно, молодцы! Смотрите, вот мы и получили первую цифру кода.  Это цифра 2 (Каждая последующая цифра выставляется на доске)

Воспитатель: А теперь садитесь за столы. Перед следующим заданием нам нужно подготовить наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны)

Покрутили…

(Волнообразные движения)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились)

Задание 2. Изображение геометрических фигур на математическом планшете.

Воспитатель: А вот и следующее задание:  

     

среди данных геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг) нужно найти заколдованную фигуру. А поможет нам в этом математический планшет. Давайте вспомним, сколько сторон у треугольника? (3) Сколько сторон у квадрата? (4). Какие стороны у квадрата? (одинаковые)  А теперь задание: изобразите на математическом планшете сначала треугольник, потом квадрат.

Дети выкладывают треугольник и квадрат на планшете.

Воспитатель: Какую фигуру нельзя изобразить на планшете? (круг) Почему? (У нее нет углов, а если ее выкладывать, то у круга появятся углы).

Как же  можно расколдовать круг? (выложить из ниток). Дети выкладывают круг из ниток.

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились. (Воспитатель переворачивает геометрическую фигуру круг и на ней находит второй элемент кода от замка – цифру 5)

Задание 3. Дид/игра «А родители кто?»

Воспитатель: А сейчас  вам нужно назвать родителей друзей Кроша:

Например, у Ежика папа еж, мама (ежиха),

у Нюши папа (кабан), мама (свинья),

у Копатыча папа (медведь), мама (медведица),

у Кар – Карыча папа (ворон), мама (ворона),

у Лосяша папа (лось), мама (лосиха).

Сколько всего животных получилось? (5). Давайте посчитаем. А теперь посчитайте по порядку всех зверей. Если считать слева направо, то Копатыч на каком месте стоит? (на третьем) Кар-Карыч? (на четвертом) Нюша? (на втором). Кто стоит за Кар-Карычем? (Лосяш). Кто стоит первым? (Ежик)

Воспитатель: И за это задание вы получаете следующий элемент кода – цифру 3.

Физпауза (на ковре)

1, 2, 3, 4, 5

Все умеем мы считать, (шагаем)

Отдыхать умеем тоже (руки вверх)

Руки за спину положим (руки за спину)

Голову поднимем выше  (голову вверх)

И легко, легко подышим

Раз - подняться, потянуться (подняться на носочки, потянуться)

2 - согнуться разогнуться (согнуться, разогнуться)

3 - в ладоши три хлопка, (хлопаем в ладоши)

Головою три кивка (головой киваем)

На 4 руки шире (руки в стороны)

5 - руками помахать (руки вверх, машем)

И скорее ровно встать.

Садитесь на свои места.

Задание 3. Экспериментальная деятельность.

Воспитатель: Садитесь за столы. Ребята, только что пришло сообщение от Кроша. Он просит помочь Пину. Дело в том, что Пин случайно уронил болт в стакан с нужной ему жидкостью и не может достать его. Жидкость выливать нельзя. Как достать болт?

Дети высказывают предположения о том, что можно достать болт с помощью магнита.

Воспитатель: Давайте покажем, как можно вытащить болт с помощью магнита. А пока вы будете выполнять этот опыт, я сниму его на видео и отправлю Крошу.

Дети выполняют опыт.

Опыт: В стакане с водой опущен железный болт. Нужно  вести магнит по внешней стороне стакана. Болт  следует за движением магнита вверх.

Воспитатель: Ребята, а почему болт следует за магнитом вверх?

Дети: Магнитная сила проходит через воду и стекло и заставляет железный предмет двигаться вслед за магнитом.

Воспитатель: И за это задание вы получаете еще одну цифру к коду замка. Это цифра 4.

Динамическая пауза «Волшебный камень»

Воспитатель: - А сейчас мы с вами поиграем в игру «Волшебный камень».

(Воспитатель предлагает образовать круг и сообщает детям, что он будет в роли магнита. Показывая карточку с изображением металлического предмета, дети подбегают к воспитателю, а если воспитатель показывает карточку с изображением другого предмета,  дети отбегают от него).

Предметы на картинках: резиновый шарик, гвоздь, резиновая игрушка, магнит, пластмассовая машинка, деревянный кубик, железная скрепка, лист бумаги, железный болт, нитка.

Воспитатель: а вот и последняя цифра нашего кода – цифра 1.

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, какой же код у нас получился. Для этого нужно назвать все цифры в порядке появления.

Дети: 25341.

Воспитатель: Сейчас этот код я сфотографирую, и мы отошлем его Крошу. (Воспитатель фотографирует и отсылает сообщение Крошу).

Крош присылает сообщение: Спасибо, ребята, за быструю помощь. Я сейчас же побегу и попробую открыть дверь моего уютного домика. В благодарность посылаю вам морковку с моего огорода.

4. Заключительная часть.

Воспитатель: Вот мы и разгадали код от  замка. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии? Расскажите, кому мы помогали? (Ответы детей) Молодцы, ребята, вы все задания выполнили, сделали доброе дело – помогли Крошу и Пину. А теперь можете отдыхать.

Картина весна, весенний пейзаж, холст, масло, 40х30 см. Яблоневый цвет –  заказать на Ярмарке Мастеров – LHAF0RU | Картины, Озеры

Солнце, лето, счастье. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис  Онлайн-Дневников

ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ ~ Поэзия (Лирика пейзажная)

Планета детства, или день воздушного шарика" | КГКУ "Хорский  социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"

Резиновая игрушка «Тигр» (534157) - Купить по цене от 134.00 руб. |  Интернет магазин SIMA-LAND.RU

Магнит для доски — Yarmagnit

Гвоздь строительный 4х120 мм - характеристики и применение

Пластмассовая машинка "Самосвал" с ковшом купить за 290 рублей -  Podarki-Market

Деревянные кубики | kidsroom.de

Купить Длинные Скрепки Для Бумаг Овальные Металлические Скрепки Гладкой  Поверхности Недорого | Быстрая Доставка И Качество | Ru.Dhgate

Набор офсетной цветной бумаги и картона "Поделки из бумаги" (8 + 8 листов)  (БКЦом4п8+8 55521)" купить | ISBN 4690326186999 | Лабиринт

Суровые нитки на катушке картинки, стоковые фото Суровые нитки на катушке |  DepositphotosЧто такое нитки? Значение слова, технология изготовления, классификация по  составу и способу использования.

рым-болты из черного железа оптом, рым-болты из черного железа цена,  производитель - Haiyanbolt.com

 Вот на ветке лист кленовый.

Нынче он совсем как новый!

Весь румяный, золотой.

Ты куда, листок? Постой! (А. Берестов)

- Ой, сердит мороз;

Ветки снегом занёс,

Хватает за нос, щиплет до слёз.

Ребятишки не пугаются,

На лыжах да на санках катаются,

Над морозом потешаются! (А. Босев)

  -Всё зазеленело...

Солнышко блестит,

Жаворонка песня

Льётся и звенит.

Бродят дождевые

В небе облака,

И о берег тихо

Плещется река...     (С. Д. Дрожжин)

- По дорожке прямиком

Ходят ножки босиком.

Кружат пчёлы, вьются птицы,

А Маринка веселится.  (В. Берестов)

Учим математику: цифры от 1 до 100


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе. На тему: " Наземный транспорт"

Продолжать знакомить детй с окружающим миром, с разнообразным видом транспорта....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе "Волшебная радуга".

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе "Волшебная радуга".Цель: знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования клеем ПВА и цветной солью.Задачи.Образо...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе детского сада "Я и мое имя"

Открытое занятие содержит в себе цели и задачи:- формирование положительного отношения к своему имени, знать, что оно обозначает; - уточниние представления детей о многообразии имён;   ...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»...