НОД по опытно-экспериментальной деятельности " Голубая капелька"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Золоева Ирина Константиновна

Цель занятия:

 -расширить знания детей о свойствах воды по средствам исследования;        

 -развивать внимание, логическое мышление, связную речь, наблюдательность, умение и желание самостоятельно делать опыты, делать выводы.

Задачи:

-формировать представления о свойствах воды

 -учить прослеживать элементарные причинно-следственные связи в мире природы;

-формировать опыт соблюдения правил безопасного поведения в процессе экспериментирования;

-стимулировать познавательную деятельность;

-воспитывать бережное отношение к окружающему природному миру;

-развивать любознательность, логическое мышление, память и внимание.

Материал:

Вода, сахар, пробирка, стаканчики стеклянные (по 3 штуки на каждого ребенка),  ложки пластиковые, шприцы, акварельные краски, кисточки, фартуки

                                                 Ход занятия

 

Воспитатель: Сегодня у нас гости. Давайте поприветствуем их.

Здравствуй, солнце золотое, (соединили перед собой раскрытые ладошки)

Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)

Здравствуй, вольный ветерок, (качают из стороны в сторону поднятые руки)

Здравствуй, маленький дубок, (соединили руки, ладошки в стороны, имитируя дерево)

Здравствуй, утро, здравствуй, день, (разводят поочерёдно руки в стороны)

Нам здороваться не лень! (показывают на себя и делают низкий поклон)

Воспитатель: Давайте все друг другу улыбнёмся и подарим хорошее настроение.

 Ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле

 

 

Реб 1 Вы слыхали о воде: Говорят, она везде! В луже, море, океане, И в водопроводном кране,

 Реб 2 Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит

Реб 3 Все, что нужно год от года, Нам дает сама природа. Это правда, что все мы Жить не можем без воды!

     Реб 4 Мы привыкли, что вода Наша спутница всегда. Без нее нам ни умыться, Ни наесться, ни напиться Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить!

      Реб 6 Не умыться, не напиться Без воды. Листику не распуститься Без воды. Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек. И поэтому всегда Всем везде нужна вода
 

Ведущий: (показывает глобус) Ребята, а вы знаете, что это? Да, это глобус, макет нашей земли. Каким цветом на нем изображена вода? (синим). Много воды на нашей планете? (воды  на нашей планете очень много). Посмотрите есть большие пятна — это океаны, поменьше — моря и озера, а синие ниточки — это реки. Вода в них разная. Одна вода пресная, а другая солёная. В морях и океанах вода на вкус горько — солёная. Эта вода не пригодна для питья и сельского хозяйства. Но моря и океаны необходимы людям.

 Для чего? (По морям и океанам ходят корабли. В морях и океанах живут морские животные и растения)

 Для жизни человека, растений и животных нужна пресная вода, она есть в реках, озерах, родниках, прудах. И ее не так много, как соленой воды.

Воспитатель: Давайте сравним какой же воды на планете больше: пресной или соленой?

Дети: ( ответы детей) соленой

Воспитатель: Раз мы уже узнали что пресной воды меньше на земле, то как мы должны к ней относится?

Дети: беречь воду.

Воспитатель: А как мы ее будем беречь? (1 слайд)

Дети: Не включать сильно кран, закрывать ее при умывании, не оставлять воду без присмотра, когда поливаем цветы,не загрязнять реки и озера.

Воспитатель:  А  ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи  с плохой экологической обстановкой (2 слайд); реки загрязняются, высыхают (3слайд), исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.   (4слайд)

 

Шумит он в поле и саду,

А в дом не попадёт.

И ни куда я не иду,

Покуда он идёт. (Дождь) (5слайд)

 

 

Драгоценным ожерельем

Спать ложится на деревья,

Без труда отыщет кров

Среди веток и стволов. (Снег)

 

У нас под самой крышей
Белый гвоздь растет,
Но как солнышко взойдет,
Гвоздь растает, упадет. ( Сосулька)

 

Утром капельки воды
На траве увидишь ты,
В каплях лепестки цветов,
В каплях листики кустов.
Пьёт из капельки оса.
Эти капельки — (Роса)
 

Воспитатель: молодцы, дети! Вы отгадали все мои загадки. дети, подумайте и скажите, как можно сказать одним словом про дождь, туман, снег, сосульку, росу, что всё это? Это природное явление. А что их объединяет?

(ответы детей)

Да, это всё вода. Она может быть и в жидком, и в твёрдом состоянии. Недаром про воду говорят, что она волшебница.

- А как вода поступает в реку? (6слайд)

- Ребята, давайте с вами вспомним что такое круговорот воды в природе? (Объяснения детей)  - Дети, когда солнце нагревает поверхность водоёма, вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

Я Вам сейчас ребята покажу наглядно , как вода превращается в пар.

 

Опыт 1 «Превращение воды в пар»

 В электрическом чайнике кипит вода. При закрытой крышке пар вырывается из носика хорошо видной струей.

Вы видите, как из чайника выходит пар, Откуда он взялся?

Реб: Пар появился потому, что вода стала нагреваться и превратилась в пар.

Совершенно верно, вода при нагревании превратилась в пар. А теперь смотрите у меня в руках холодное зеркальце, я подношу его к струе пара, немного подержу, а теперь посмотрите, что произошло с зеркалом?

Реб: На зеркале появились капельки воды

Воспит: Откуда? Ведь перед опытом стекло было абсолтно чистым, сухим.

Реб: Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.

Умничка! Садись. Какое природное явление , это вам напомнило.?

А сейчас ребята я объявляю перерыв, нам надо немного отдохнуть

Физминутка «Виноватая тучка»


Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в лабораторию, чтобы узнать о свойствах воды. Прежде чем мы пойдём в лабораторию, скажите, а что там делают?

Дети: Проводят опыты.

Воспитатель : А чтобы у нас всё получилось в лаборатории нужно соблюдать правила поведения:

1. внимательно слушать воспитателя.

2. не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.

3. не забывайте после каждого опыта сделать вывод.

4. - аккуратно пользоваться емкостями с водой, чтобы не разбить их

 

Опыт2  «Вода не имеет форму»

Ребята посмотрите у меня на столе лежат кубик и шар. Какой формы эти предметы?

Дети: Куб имеет квадратную форму, а шар - круглую.

Воспитатель: В любом случае они не меняют форму, а есть ли форма у воды? Для этого возьмем стакан с водой и перельём в узкую бутылку помощью воронки, а потом в блюдце, чашку. Помогайте налить водичку. Итак, что происходит с водой, когда мы наливаем в бутылочку? Какую форму она приняла?

Воспитатель: А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, блюдце?

Лина: вода приняла форму того предмета, в которой её наливали.

Что же нам показал опыт?

 Элина: Вода не имеет собственной формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.

 

Опыт3  «Радуга в стакане»

Воспитатель. Продолжаем нашу работу на окрашивание воды.

Я раздала вам памятки, Каждому лаборанту необходимо насыпать в стаканчик столько сахара сколько указанно на схеме и окрасить воду в цвет который показан и т.д. Теперь в каждый стакан добавляем по 3 ложки воды и тщательно перемешиваем (дети и взрослые выполняют). Далее смотрим на памятку и закрашиваем воду в указанный цвет. (дети и взрослые выполняют)

ВоспитательВ чем же секрет? Раствор сахара в каждой раскрашенной воде была разной. Чем больше сахара, тем выше тяжелее вода и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью окажется на самом верху.

Воспитатель: Какое свойство воды мы с вами доказали экспериментальным путем?

 Воду можно окрашивать в разные цвета. Вода может иметь разную плотность

Воспитатель.  Мне, ребята, очень понравилось работать с вами в лаборатории. На этом наше занятие заканчивается.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda.pptx735.97 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Технология опытно экспериментальной детской деятельности

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....

Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...