НОД Город мой над Невой
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Александрова Татьяна Серафимовна

- Расширить и обогатить знания детей о родном городе Санкт-Петербурге.

- Сформировать представление у детей о особенностях географического положения нашего города: построен на болотах, на островах, в черте города протекает много рек и каналов.

- Познакомить с названиями и основными характеристиками некоторых рек, островов и мостов Санкт-Петербурга.

- Рассмотреть самые красивые украшения мостов: скульптуры, фонари, решетки.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_gorod_moy_nad_nevoy.docx40.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 70

комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга

                                        Конспект НОД

         по познавательному развитию в подготовительной

логопедической группе «Ромашка»    

                    на тему: «Город мой над Невой

Составила: воспитатель

                                                                                                           Александрова Татьяна

Серафимовна

Санкт-Петербург

                                                 2021 г.

Цель:

Расширить и обогатить знания детей о родном городе Санкт-Петербурге.

Задачи:

Образовательные:

- Сформировать представление у детей о особенностях географического положения нашего города: построен на болотах, на островах, в черте города протекает много рек и каналов.

- Познакомить с названиями и основными характеристиками некоторых рек, островов и мостов Санкт-Петербурга.

- Рассмотреть самые красивые украшения мостов: скульптуры, фонари, решетки.  

Воспитательные:

- Прививать детям эстетические чувства: умение видеть красоту в городских пейзажах нашего города.

- Приучать детей ценить величие и неповторимость достопримечательностей Санкт-Петербурга.

- Прививать патриотические чувства к нашей стране России и к своей малой родине – городу Санкт-Петербургу.

Речевые:

- Обогащать словарный запас детей по данной теме.

- Отрабатывать правильное звукопроизношение в новых, незнакомых словах.

- Развивать связную речь детей.

Материалы и оборудование:

Ноутбук, презентации «Реки и каналы Санкт-Петербурга», «Мосты Санкт-Петербурга», набор иллюстраций с достопримечательностями нашего города, кодовые карточки «Реки Санкт Петербурга» и «Мосты Санкт-Петербурга», мнемотаблица «Основание Санкт-Петербурга»

                                            Ход занятия

Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что в нашем городе протекает много рек и каналов. А расположен он на островах. Скажите, какие вы знаете островов нашего города?

Дети: Васильевский, Крестовский, Петроградский, Аптекарский…

Воспитатель: Молодцы, вы правильно назвали острова. Наш город расположен на 33-х островах. Самые крупные из них это: Васильевский, Петроградский, Крестовский, Безымянный, Декабристов.

Давайте  соберем  картинки  из  частей,  и  узнаем,  какие  острова  на  них  изображены.

                                             Дидактическая игра  «Сложи  остров»

                       Дети  собирают  разрезные  картинки и  называют  острова.

Дети:  Васильевский,  Крестовский, Аптекарский, Заячий, Адмиралтейский.

 А с какого острова началось строительство нашего города?

Дети: Строительство нашего города началось с Заячьего острова.

Воспитатель: Верно. На нем была построена Петропавловская крепость в 1703 году, с чего и началось дальнейшее строительство нашего города.

Давайте вспомним всё, что мы знаем об основании Санкт-Петербурга и  Петропавловской крепости с помощью этих таблиц.

                        Мнемотаблица «Основание Санкт-Петербурга»

                                         DSC_0091

Первая строка - год основания города.

Вторая строка – Санкт, Петербург, стоит на островах, началось    

                            строительство домов.

Третья строка – на болоте родился, из дерева строился, на Неве расположен,  

                          наводнения возможны.

Четвертая строка – топорами строился, здесь был заложен флот, Петром  

                                 первым, это надо знать.

Составление рассказа об основании города.

Задание на внимание и память – запомни картинки и составь такую же таблицу по памяти.

 – для этого детям дается пустая таблица и карандаши для ее заполнения.                            

Воспитатель: Недалеко от Петропавловской крепости и Заячьего острова находится ещё один знаменитый остров - Васильевский. Какие музеи вы знаете, которые находятся на этом острове?

Дети: Кунсткамера - первый музей в Санкт-Петербурге, Зоологический музей, Военно-морской музей.

Воспитатель: Правильно ребята. Стрелку Васильевского острова украшают ростральные колонны. А почему они так называются?

Дети: Потому что колонны украшены рострами (носовая часть корабля).

Воспитатель: Рек в нашем городе очень много, все их не перечесть. Давайте вспомни некоторые из них, а помогут нам кодовые карточки.

                            Дидактическая игра «Какая это река»

            После правильных ответов  на экране появляется картинка реки.

Подвижная игра «Бегемотик-обормотик»

Дети встают в круг, затем идут по кругу и говорят слова:

«Бегемотик - обормотик, у него болит животик.

Он от доктора сбежал и в Фонтанку упал.

Бегемотик в речку- бух!     (дети двигаются к центру, сужая круг и прыгают)

А вода из речки – плюх!»   (дети расширяют круг и поднимают руки вверх)

 

Затем дети впрыгивают в центр круга и называют по одной реке Санкт-Петербурга. Например: Фонтанка, Нева, Мойка, Карповка, Глухарка, Черная речка, Красненькая и т.д.

Воспитатель:  Молодцы, а  как вы думаете, как же люди раньше переправлялись через реки и каналы нашего города?

Дети:  на лодках. 

(на фланелеграфе - картинка, где люди переправляются через реку на лодке).

Воспитатель: Как вы думаете, людям было удобно переправлять с острова на остров на лодках?

Дети: нет, на лодках  переплывать неудобно.

Воспитатель: Думаю, вы правы, реки у нас  в  городе  достаточно  широки,  поэтому  люди  стали  строить  мосты. Чтобы продолжить путешествие, нам тоже предстоит перейти через реку по мосту. А через какую  реку  мы  будем  переходить,  я  вам  подскажу:

Для фонтанов очень-очень                  

Нам вода нужна была.                        

Той воды не пожалела                          

Речка добрая, дала.                            

- Мне воды совсем не жалко,-              

Говорит река…

Дети: Фонтанка

Воспитатель: Верно молодцы,  наше путешествие  продолжается, и я предлагаю  вам  прокатиться  на водном трамвайчике  по реке  Фонтанке.

Физкультминутка:

Наш  трамвайчик  на  Фонтанке
Оттолкнулся  и  дал  ход, (
Дети встали)  
Он шагнул назад сначала (
Шаг назад)
А потом шагнул вперёд, (
Шаг вперёд)
И поплыл, поплыл по речке,

(Волнообразное движение руками)
Набирая полный ход. (
Ходьба на месте)

По Фонтанке покатили

Мы вперед, вперед, вперед…

На ковре волнами разложен длинный кусок голубой ткани, через него проходит   «мост», дети  переходят. Дети  переходят  через  мост и останавливаются у ноутбука, на  котором изображена картинка  Аничкова моста.

Воспитатель:

Знаю я, и знаешь ты

Бывают разные мосты:

Мосты красивые, цепные,

Мосты с секретом, разводные.

Мосты украшены конями.

Мосты, что сделаны из камня, 

Мосты, что тайны все хранят

И никому не говорят.

Дети, смотрите,  по  какому  красивому  мосту  мы  сейчас  шли!  А  вы  знаете,  как  он  называется?

Дети: Аничков мост.

Воспитатель:  Правильно – это  Аничков мост. Дети, а Катя с мамой и папой гуляли по городу Санкт-Петербургу и долго любовались  прекрасным  мостом, а потом  узнали много  нового и интересного из  книг  дома.  Катя, расскажи нам, что вы  узнали.

Дети присаживаются  на  ковер  и  слушают  рассказ Кати.

Катя:  Аничков мост - это продолжение  Невского проспекта. Первый деревянный мост был построен по указу Петра 1, инженером – подполковником М.О.Аничковым, от фамилии

 которого и получил свое название.  При императрице Елизавете Петровне мост был

перестроен, а делалось этого, для того чтобы по нему могли пройти слоны – подарок

 персидского хана. Слоновый двор, где содержались слоны, находился в районе  

нынешней площади Восстания и чтобы пройти к царскому дворцу, этим громадным животным приходилось идти по Невскому проспекту, пересекая Фонтанку.

Воспитатель: спасибо Катя. Дети, а что нового вы узнали из рассказа Кати? Что было для вас очень интересным?

Детей: рассказ про  слонов и Слоновый двор.

Воспитатель:

У моста есть опоры, чтоб стоять (показывает на слайд с картинкой Аничкова моста),

Есть пролёты, чтоб держать,  

Есть решётки, чтобы в воду

Не свалиться пешеходу (показывает на слайде с картинкой Аничкова моста).

Дети повторяют стихотворение и показывают на экране части моста.

Дети, а посмотрите, какие красивые четыре скульптуры  украшают Аничков мост. Кто знает, как они называются?

Детей: скульптуры называются «Укротители коней»

 Воспитатель:  А кто автор этих скульптур?

Дети: их автор петербургский скульптор П.К. Клодт.

 Воспитатель: 

Ребята давайте назовем мосты нашего города.

                          Дидактическая игра «Какой мост здесь прячется?»

                                       с использованием кодовых карточек  

 Воспитатель: Кто знает какие цветные мосты есть в нашем городе?

Дети: зеленый, синий, красный.

Воспитатель: Верно, а сейчас небольшая викторина.

                                               Вопросы детям:

Ответы на вопросы показываются на экране ноутбука.

  1. Какая река в нашем городе – главная?                                 (Нева)
  2. Какой секрет есть у Дворцового моста?                           (Он разводной)
  3. Какой мост стерегут  Грифоны?                                       (Банковский)
  4. Кто такие грифоны?                                                      (Крылатые львы)
  5. Какой мост охраняют львы?                                         (Львиный мостик)
  6. Через какую речку перекинут Аничков мост?             (Фонтанка)
  7. Какие пешеходные мосты ты знаешь?                 (Банковский, Львиный)                    

8.   Что охраняет человека на мосту?                                  (Решётка)

Воспитатель: Вот мы и погуляли по нашему родному городу Санкт-Петербургу. Дети вы любите свой город?

Дети: Да. Очень любим.

Воспитатель: Сейчас мы послушаем об этом стихотворение.

Мы очень любим город свой.
Сияет солнце над Невой,
Или дожди стучат в окно –
Его мы любим все равно.
Мы в этом городе живём.
И он растёт, и мы растём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект петербургского вечера досуга "Здравствуй, Нева!" в средней группе.

В материале представлен конспект петербургского вечера досуга "Здравствуй, Нева!" в средней группе....

Конспект занятия "По Неве на корабле"

Ознакомление с достопримечательностями Петербурга, чтение литературы, разучивание стихов, рассматривание иллюстраций, прослушивание музыки, разгадывание ребусов, изготовление контурной карты....

Город мой над Невой.

Люблю тебя, Петра творенье,Люблю твой строгий, стройный вид,Невы державное теченье,Береговой ее гранит,Твоих оград узор чугунный,Твоих задумчивых ночейПрозрачный сумрак, блеск безлунный,Когда я в комн...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ "КУДА ВЕДЕТ НЕВА"

ЗАНЯТИЕ ПО ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЮ...

Конспект НОД с детьми старшего возраста: "Там, у Невы, наш дивный сад"

Методическая разработка содержит интересные задания для детей для закрепления и систематизации знаний о Летнем саде....

" Герои мифов на берегах Невы"

Сценарий вечера развлечений для детей подготовительной  группы....

Методическая разработка Конспект комплексного занятия для детей старшей группы «Рождение Невы»

Конспект комплексного занятия об истории появления реки Невы, как места основания города Санкт-Петербург...