Проект Я и моя семья
проект по окружающему миру (средняя группа)

Проект формирует у детей дошкольного возроста понятие о семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ya_i_moya_semya.docx31.57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №63 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга

Проект «Я и моя семья»

в средней группе

                                       Воспитатель:         Рысева Ю. Ю.

Санкт-Петербург

2022

Содержание

стр.

Актуальность проекта

3

Паспорт проекта

3

Перспективное планирование через реализуемые образовательные области

5

Работа с родителями

6

Ожидаемые результаты проекта

6

Список литературы

6

Приложения

7

Приложение №1 Картотека сюжетно – ролевых игр

Приложение №2 Сценарий досугового мероприятия «День матери»

Приложение №3 Консультация для родителей (законных представителей)

«Роль семьи в воспитании ребенка – дошкольника»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.

Проводя с детьми большую часть времени в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед, мы выяснили, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих родителях, бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.

            В целях изучения семей воспитанников, выяснения образовательных потребностей родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребенка появилась потребность создать проект «Я и моя семья».

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название

«Я и моя семья»

Руководители проекта

Воспитатели: Рысева Ю.Ю.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Возраст воспитанников

4 – 5 лет

Состав группы

Воспитанники средней группы, воспитатели, родители воспитанников.

Тип проекта

Групповой; краткосрочный.

Вид проекта

Познавательно-творческий

Срок реализации проекта

Один месяц (1.11. 22 – 30.11.22)

Проблема

У детей несформированные представления о семье: не все дети знают, как зовут их родителей, не представляют, кем они работают. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека.

Цель проекта

 Формировать у детей понятие «семья»; осуществлять

взаимодействие ДОУ и семьи через приобщение к

семейным традициям.

Задачи проекта

1.Образовательные: 

- обобщать и закреплять знания детей о семье, как о людях, живущих вместе,

- учить разбираться в родственных связях (папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра),

- формировать у детей представления о назначении семьи,

- дать представление дошкольникам о семейных традициях,

- дать понятие об обязанностях всех членов семьи, их роли.

2. Развивающие:

- способствовать развитию у детей доброжелательного отношения, терпимости, к своим близким, чувства гордости за свою семью,

- способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей по теме проекта.

3. Воспитательные:

-  воспитывать у детей любовь и уважение к своим близким, желание проявлять заботу о родных людях, стремление помогать им.

4. Обеспечить эффективное взаимодействие с родителями для согласования воспитательных воздействий на дошкольников и  укрепления детско-родительских отношений.

Принципы

• принцип научности,

• принцип целостности,

• принцип систематичности и последовательности,

• принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания,

• принцип доступности,

• принцип активного обучения,

• принцип креативности,

• принцип результативности

Методы и технологии реализации проекта

Метод проекта, познавательные занятия, игры, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности; технологии: личностно -ориентированные и информационно – коммуникативные.

Формы работы

Совместная деятельность воспитателя с ребенком; самостоятельная деятельность детей; фронтальные занятия; досуговое мероприятие,  рассматривание семейных альбомов, познавательной литературы и фотографий, беседы по теме.

Этапы работы над проектом

1 этап: подготовительный:

Мотивация детей. Определение цели и задач проекта. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду. Разработка комплексно - тематического плана работы. Организация образовательного пространства в группе: подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, создание условий для самостоятельной деятельности детей, подбор игрового материала, изучение методической литературы, просмотр видеоматериалов.

2 этап: основной:

Реализация плана совместных мероприятий через интеграцию разных видов детской деятельности. 

3 этап: заключительный:

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательной и творческой деятельности детей. Организация выставки детских рисунков, работ по аппликации и лепке; проведение итогового мероприятия: «День матери», оформление фотовыставки «Мама, папа, я – очень дружная семья».

Оценка эффективности реализации проекта.

Предполагаемые результаты

- дети имеют четкие представления о своей семье, о её членах и их обязанностях по дому,

- понимают значимость семьи в жизни каждого человека,

- могут организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье,

- проявляют заботу и уважения ко всем членам семьи.

Материалы

Материалы и оборудование:

Плакаты, сюжетные и предметные картинки, картотеки загадок, пословиц, стихов, подвижных и пальчиковых игр по теме, мнемотаблицы для составления описательных рассказов, заучивания стихотворений; материалы для изодеятельности, аудиозаписи литературных и музыкальных произведений, мультимедийное оборудование, художественная литература по теме.

Игровое оборудование: дидактические игры, атрибуты для сюжетно - ролевых игр: фигурки членов семьи, дом, мебель, посуда, утюг, гладильная доска, макеты продуктов питания, фартуки, колпаки, пооперационные карты приготовления бдюд.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗУЕМЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ

Образовательные области

НОД

Совместная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Итоговое мероприятие

«Я и моя семья»

Познавательное развитие

«Семь Я»

Решение ситуативных задач: «Бабушка приехала», «Мама пришла с работы», «Папа -хороший хозяин».

Дидактические игры: «Кто что делает».

Игры со строительным материалом:

«Дом для кукол»;

«Мебель для

дома».

Просмотр презентации «Члены семьи»

Речевое развитие

Беседы: «Как мы

проводим

выходные», «Семейные обязанности»;

отгадывание загадок, заучивание пословиц,

поговорок, стихотворений по теме;

составление сюжетных и

описательных рассказов

на основе

иллюстративного

материала, предметных

картинок;

словесные игры:

«Подбери действие»,

«Доскажи словечко»,

«Назови ласково»

Чтение рассказов:

К. Д. Ушинский «Лекарство»,

«Петушок с семьей»,

Пермяк «Для чего руки нужны»,

стихов:

С. Чёрный «Когда никого нет дома», А. Майков «Внучка»,

Е. Благинина «Посидим в тишине», О. Бундур

«Семья»;

сказок:

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди»,

ненецкая сказка «Кукушка»

Рассматривание семейных альбомов, иллюстраций в книгах.

Художественно - эстетическое развитие

Лепка

«Угощение к

празднику»,

рисование «Мамина чашка»

Прослушивание

аудиозаписей

танцевальных и

плясовых мелодий, разучивание песен о маме, о семье: «Компот», «И у каждого мама своя»,

разучивание танцев:

«Поварята, «Моем»

Раскрашивание раскрасок по теме

Оформление выставок детского творчества

Социально-коммуникативное развитие

Театрализованные игры и упражнения,

инсценировка стихотворений;

игры- драматизации

по сказкам «Репка»,

«Гуси - лебеди»

Сюжетно - ролевые игры: «Дом»,

«Семья»,

«Дочки-матери».

Досуговое мероприятие

«День матери»,

фотовыставка

«Папа, мама, я – очень дружная семья»

Физическое развитие

Физкультминутка: «Акуленок»,

Пальчиковая

игры: «Кто живет в

семье», «Кто живет у нас в квартире»

Подвижные игры: «Кто быстрее

соберет букет для

мамы?», «Мамины

помощники»,

«Птица и птенчики».

4. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)

1. Рекомендации по домашнему чтению: Н. Носов «Бабушка Дина»

2. Консультация «Роль семьи в воспитании ребенка - дошкольника».

3. Активная помощь в подготовке и проведении мероприятия «День матери» (изготовление костюмов, атрибутов, оформление группы, участие в празднике).

4. Участие в фотовыставке «Папа, мама, я – очень дружная семья».

4. Участие в творческом конкурсе «Оригами – придумываем сами».

5. Обмен опытом.

5. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

            Данный проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка.

Реализация проекта способствовала более глубокому усвоению детьми понятия «Семья», формированию у детей представлений о назначении семьи, об обязанностях всех членов семьи, о семейных традициях.

            На основе углубления и обобщения представлений детей о своей семье, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками по теме проекта у детей расширился и активизировался речевой запас.

            В процессе организации проектной деятельности появилась уникальная возможность сближение детей и их родителей на основе совместной деятельности.

            Образовательная деятельность в рамках проекта была содержательной, наполнена яркими впечатлениями, интересными делами, радостью общения.

            На протяжении всего проекта родители были заинтересованы в познавательной и творческой деятельности своих детей.

            Разработанный план работы с детьми средней группы и их родителями по данному проекту успешно выполнен, поставленные цели достигнуты. С детьми, показавшими средние результаты освоения материала в связи с отсутствием по болезни, намечены индивидуальные маршруты развития по теме проекта, проведены рекомендательные беседы с родителями.  

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции» - М, Линка-Пресс, 2007.

2. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей» - М.: Т.У. Сфера, 2004.

3. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.:

Т.Ц. Сфера, 2005.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация образовательного проекта в ДОУ «Моя семья», как средства воспитания любви к семье, формирования нравственных основ личности ребенка – дошкольника».

Целью данного проекта является -  формирование нравственных основ личности ребенка, культуры общения и взаимоотношений, воспитание любви к близким людям....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОУ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «Я И МОЯ СЕМЬЯ»

Доклад о взаимодействии семьи и ДОУ в рамках проекта "Я и МОЯ Семья"...

Презентация к педагогическому проекту "Я и моя семья""Я и моя семья"

Презентация к педагогическому проекту "Я и моя семья" в группе раннего возраста....

Проект по работе с семьей «Развитие творческих способностей детей в условиях взаимодействия семьи и ДОУ»

Проект «Развитие творческих способностей детей в условиях взаимодействия семьи и ДОУ» - направлен на культурно – просветительскую деятельность педагогов с родителями воспитанников КУ...

Проект по взаимодействию с семьями воспитанников «Наша дружная семья»

Многочисленные исследования, проводимые в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему обогащает ребенка со...