Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с ЗПР «Дикие животные».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Баранова Ирина Владимировна

Программные задачи:

  1. Расширить и уточнить представление детей о диких животных (особенности внешнего вида и способ передвижения, питание), их детенышах, жилищах.
  2. Уточнить обобщающее понятие – дикие животные.
  3. Активизировать словарь детей по теме «Дикие животные».
  4. Отрабатывать практическое употребление притяжательных прилагательных.
  5. Совершенствовать умение составлять рассказы о диких животных, используя вариативные способы (мнемотаблицы, карточки-модули).
  6. Развивать навыки словоизменения.
  7. Формировать умение передавать в рисунке осенний пейзаж, изображать фигуры животных разными способами.
  8. Продолжать учить пользоваться кистью, карандашом, красками и использовать в работе разные материалы (крупа, вата, фольга, цветная бумага разной фактуры).
  9. Побуждать детей к проявлению творчества и самостоятельности в изображении образа животного.
  10. Развивать наглядно-образное мышление, слуховое восприятие.
  11. Развивать мелкую моторику рук, зрительное цветовое восприятие.
  12. Формировать умение договариваться, планировать и обсуждать предстоящую деятельность.
  13. Воспитывать бережное отношение к диким животным родного края.
  14. Воспитывать дружеские отношения между детьми в процессе общения, чувство товарищества.

Предварительная работа с детьми:

  1. Рассматривание иллюстрации по теме дикие животные.
  2. Беседа «Дикие животные наших лесов»
  3. Игры и упражнения: «Угадай по силуэту», «Чья мама», «Чей хвост», «Следы», «Кто где живет». Наст. игры: «Живой мир планеты», «Узнаем живой мир».
  4. Чтение художественных произведений и обсуждение: А. Плитченко «Заяц», Д. Мамин-Сибиряк «Храбрый заяц», Б. Заходер «Серая звездочка», Н. Сладков «Медведь и солнце».
  5. Загадывание/отгадывание загадок по теме «Дикие животные».
  6. Работа со схемами, моделями, мнемотаблицами.
  7. Просмотр и обсуждение мультфильмов: «Теремок», «Зимовье зверей», «Волк и лиса», «Лисичка со скалочкой».
  8. Организация выставки скульптурных изображений животных, изготовление макета «Лесная поляна».
  9. Использование разнообразных техник изобразительной деятельности: рисование ладошками, обводка силуэтов и др.
  10. Рассматривание картин художников Е. Чарушина, М. Шишкина.
  11. Экскурсия в краеведческий музей.

Ход занятия

Дети встают в круг.

Дефектолог:

Ребята, дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся,
Мы пожмем друг другу руку
Побежит тепло по кругу.

Стук в дверь (приносят телеграмму).

Дефектолог предлагает ребенку принести телеграмму:

Дети, приходите, вы нам помогите!
Происходят чудеса – не поделим мы леса.
Нас волшебник напугал,
Нас он всех заколдовал

Мы забыли – кто мы есть,
Что нам пить и что нам есть.
Выручайте, приходите
Всех животных помирите!

Жители леса.

Дети предлагают отправиться на помощь животным.

Дефектолог: Как будем добираться (варианты детей).

Дети заходят в зал, оформленный декорациями леса.

Дефектолог: Ребята, мы с вами пришли в лес. Давайте подышим и ощутим свежесть осеннего леса.

(Дыхательная гимнастика.)

Перед нами лесная тропинка. Предлагаю отправиться по ней на помощь лесным жителям.

Дефектолог:

Тропинка, тропинка
Ты нас проведи,
Пойдем за тобой,
А ты впереди.

Подходим к картине. Ребята, посмотрите, что не так с изображениями животных. Как помочь?

Игра «Чего нет у зверей?».

Изображены животные без каких-либо частей. У лисы нет носа. Это чей нос? (лисий)

У белки нет хвоста. Это чей хвост? (беличий) и т. д.

Дефектолог: Какие вы молодцы, спасли животных.

Пойдем дальше по тропинке.

Тропинка, тропинка
Ты нас проведи,
Пойдем за тобой,
А ты впереди.

Дефектолог: Игра «Назови чей домик». Колдун перепутал жилища зверей. Они правильно расселены? Сможете им помочь? Что делать?

На магнитной доске дети находят домик животного и размещают животных в свои домики. По образцу сопровождают свои действия простым предложением:

Лиса живет в норе.
Белка живет в дупле и т. д. о всех животных.

Дефектолог обобщает ответы детей:

Спит в берлоге бурый мишка, под кустом дрожит зайчишка.
Лисица рыжая в норе, ежик спит в сухой траве.
Волчица в логове сидит, а белка из дупла глядит.

Слышится голос животного (в записи).

Игра «Чьи голоса?».

Дефектолог предлагает детям идти дальше:

Тропинка, тропинка
Ты нас проведи,
Пойдем за тобой,
А ты впереди.

Дефектолог: Ребята, мы долго ходили по лесу, устали. Давайте отдохнем и поиграем в игру «Передай и называй». Детям предлагается подобрать к каждому животному слова – признаки (передают мяч по кругу).

Дефектолог предлагает идти дальше:

Тропинка, тропинка
Ты нас проведи,
Пойдем за тобой,
А ты впереди.

Дефектолог: Ребята, злой колдун разлучил родителей с детенышами.

Игра «Собери семью».

У тебя чья семья? (лисья) Как называются детеныши? (Лисята). Чем питается лисья семья? (ответы детей) Подберите корм для своих семей (картинки).

Дефектолог: Ребята, чтобы волшебник расколдовал лесных жителей, нам нужно составить о них рассказ. Расколдованное животное появится на экране. Предлагает детям выбрать для себя любой способ составления рассказа (мнемотаблицы, картинка сюжетная, картинка предметная, модели).

Звучит голос белки (запись).

Дефектолог: Ребята, вы узнали чей это голос?
Дети: Да, это кричит белка.

Дефектолог: Как вы думаете, что она хочет нам сказать? (высказывание детей)

Дефектолог «переводит»:

Здравствуйте мои друзья,
Угостить хочу вас я
Грибы и шишки собирала
И на зиму их запасала
Угощайтесь, не стесняйтесь.

Дети находят под деревом корзинку с угощением.

Ребята, мы погуляли с вами по лесу, устали. Предлагаю вам лечь и немного отдохнуть.

Звучит музыка для релаксации.

Воспитатель: Ребята, вы отдохнули, открывайте глаза и подходите ко мне. В корзинке, которую вам подарила белка лежат шишки, давайте с ними поиграем.

Массаж рук.

Шишку мы катаем,
Пальцы разминаем,
1,2,3,4,5
Будут пальцы помогать,
Рисовать, лепить, творить,
И красиво говорить.

Во время прогулки по лесу, вы расколдовали животных. Злой колдун не только их заколдовал, но еще и поссорил, и они разбежались по всему лесу. Что же делать? (ответы детей)

Воспитатель подводит к мысли, что животных можно собрать на одной полянке и помирить.

Воспитатель открывает картину на мольберте. Посмотрите на эту картину, на ней нарисован красивый, разноцветный, осенний лес (Деревья без листьев).

Высказывания детей (замечают, что лес не разноцветный, а серый).

Ребята, наверное, злой волшебник здесь побывал и сорвал с деревьев листья. Что вы предлагаете? (высказывания детей — предлагают украсить эти деревья и приклеить листочки.)

А как это можно сделать? Дети обсуждают способы выполнения и выбирают способ обрывания, т. к. нет ножниц.

После его выполнения аппликации воспитатель обобщает:

Осенними листочками
Украсим темный лес
И будет в том лесочке
Полным- полно чудес.

Воспитатель: Ребята, на этой лесной полянке мы соберем животных, которых поссорил злой колдун.

О каких животных вы говорили в лесу? (Ответы детей)

Кого мы первого поселим на лесную полянку? (Заяц) Может быть вам удобнее будет работать в парах? Выбирайте необходимый материал для изображения животного (вата).

Дети выполняют работу, помещают животного на полянку.

Воспитатель обобщает:

Пушистый заяц живет в лесу
Боится волка, медведя, лису
Но с нами будет заяц храбрей
Ведь мы подружим в лесу зверей

Воспитатель: О каком еще диком животном вы говорили в лесу? (ответы детей). Выберите необходимый материал для изображения животного. (клубок шерстяных ниток).

Дети выполняют работу, помещают животного на полянку.

Воспитатель обобщает:

Хитрая лисица
Шубкою гордится,
В лесу она красавица
Всем ребятам нравится.

Воспитатель: Ребята, о каком еще диком животном вы говорили в лесу? (ответы детей). Выберите необходимый материал для изображения животного (зубочистки или семечки).

Дети выполняют работу, помещают животного на полянку.

Воспитатель обобщает:

Ежик колючий по лесу бежит
Ворчливый клубочек все время пыхтит.
Он любит коренья, кору и грибы
Красивого ежика сделали мы.

Воспитатель: Ребята, каком еще диком животном вы говорили в лесу? (ответы детей). Выберите необходимый материал для изображения животного (салфетки).

Дети выполняют работу, помещают животного на полянку.

Воспитатель обобщает:

С дерева на дерево
Быстро, как стрела
Белка ярко рыжая
Орешки понесла!

Воспитатель: О каком еще диком животном вы говорили в лесу? (ответы детей). Выберите необходимый материал для изображения животного. (Штампы из бумаги).

Дети выполняют работу, помещают животного на полянку.

Воспитатель обобщает:

Медведь лохматый
Идет куда-то
По осеннему лесу
Он ищет друзей.

Вот наши звери и собрались на полянке. Как вы думаете, они помирились? (высказывания детей). А когда у вас бывают небольшие ссоры, как вы миритесь? (дети рассказывают «мирилки»).

Звучит песня о дружбе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с ОНР Тема: Конструирование из бумаги «Голубая кошка»

Цель: развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики и оригами при изготовлении «Кошки».  Задачи:- продолжать учить конструировать из бумаги в технике оригами кош...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Чудесное яблочко»

Сочинение детьми сказок по аналогии с русскими народными сказками, зарисовка эпизодов сказки на планшете с песком....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. «В гостях у песочной феи»

Сочинение сказок детьми о преметах домашнего обихода, зарисовка сказок на планшете с песком....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Приключения утенка Кряка»

Сочинение детьми коллективной сказки, зарисовка эпизодов сказки на планшете с песком....