Доклад «Сенсорное развитие, как одна из задач познавательно- исследовательской деятельности программы ДОО»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Михайлова Анна Ивановна

Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской любознательности.

     Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение  ребенка к окружающему миру

     Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться». А обучение должно быть «проблемным», то есть содержать элементы исследовательского поиска. Тогда обучение- это творческая деятельность, тогда в нем есть всё, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokladdocx.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Сенсорное развитие, как одна из задач познавательно- исследовательской деятельности программы ДОО»

Михайлова Анна Ивановна, педагог ДОУ

МБДОУ «Усть- Баргузинский детский «Солнышко»

пгт Усть- Баргузин, Баргузинский район

Аннотация.

     Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской любознательности.

     Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение  ребенка к окружающему миру

     Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться». А обучение должно быть «проблемным», то есть содержать элементы исследовательского поиска. Тогда обучение- это творческая деятельность, тогда в нем есть всё, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

    Ключевые слова: сенсорное воспитание, познание, художественное развитие.

    Физиологи, проведя множество исследований, пришли к выводу, что формирование «речевых» зон коры головного мозга напрямую зависит от развития двигательных импульсов пальцев рук, иными словами, развитие подвижности рук стимулирует речевое и умственное развитие малыша. Чем раньше мы начнем заниматься с ребенком, и чем эффективнее выполняются упражнения  у детей 2-3 лет, тем скорее малыш заговорит.

     Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков).       Сенсорные эталоны- это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов.

     В нашей группе свою деятельность по данному развитию мы начали с самого маленького возраста 2-3 года в программе на один год «Цветные ладошки». Целью программы было: Формирование у детей раннего возраста эстетическое отношение и художественно- творческие способности. Применяю игровые упражнения «Собери башенку», «Собери игрушки», «Поможем бабушке», «Заплатки» и другие.  Далее для детей в возрасте 3-4 года  появились разработки программного проекта  на год «Умные игры», целью которого была: Развитие аналитического восприятия: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять  форму предметов, выделять отдельные измерения величины. Использовали игры «Найди пару», «Разложи по цвету», «Собери картинку», «Цветные ладошки», «Грибная полянка», «Собери посуду», «Найди мышке норку», «Спрячь зверюшку»,  вкладыши и мозаика. Для детей среднего и старшего возраста разработана модифицированная программа «Ключики к миру», целью- Создание условий для формирования основ целостного мировидения средствами экспериментальной деятельности. Дети не просто наблюдают, они анализируют, сравнивают, обобщают. Подробно изучаем органы осязания, обоняния, тактильные ощущения и используем данные «ключики» в опытах. В возрасте 6-7 лет я использую в работе программный проект «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников». На данном этапе мы уже изучаем процессы жизнедеятельности живой природы, например: «Чем нюхает червяк?», «Цветы- часы», «Где уши у летучих мышей?».

     В своей работе на протяжении многих лет  я активно использую нетрадиционные формы работы: бумага разной фактуры, тестопластика, природный материал и просто свои  ладошки. Дети с успехом моделируют, фантазируют и прекрасно справляются с проблемными задачами на уроках и в самостоятельной деятельности. Проявляли желаемое старание и больше попыток раскрыть  свой замысел в творчестве.

      В старшем возрасте я много лет привлекала к совместной работе педагога дополнительного образования Егорову Ольгу Валентиновну, руководителя кружковой работы «Лесная сказка».  Работа ведется подгрупповая, по 5-6 человек. Занятия не только интересные, но и полезные, они помогают детям понять разные возможности творческих секретов. По окончании каждого курса мы проводим выставки детских работ. Дети из моей группы посещали студии дополнительного образования по рисованию и танцам. Тем самым уже проявляли свои интересы к художественному развитию

     В календарном плане каждая неделя имеет свою тематику и для закрепления пройденного материала иногда я рекомендую родителям вместе с детьми   создавать альбомы детских рисунков. Когда мои дети уже подошли к рубежу, чтобы покинуть стены детского сада, я перед выпуском разработала проект «Домашнее творение».  Целью проекта являлась: Побудить родителей к творческой деятельности вместе с детьми, дать возможность представить положительный опыт семейного воспитания. Провела анкетирование по выявлению творческих интересов семьи. Была предложена наглядная консультация  «Зачем детям рисовать»,  «Творим и вытворяем».  Для родителей были предложены разные  темы. Если у ребенка родители сами творческие люди, то ему несказанно повезло. Ничто так благотворно не влияет как личный пример. Желание родителей творить передается и их детям.

Литература:

  1. Программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы
  2. Интернет- ресурсы: https://www.maam.ru/detskijsad/deti-i-tvorchestvo.html
  3. Авторская программа  «Цветные ладошки»; проект «Умные игры»; модифицированная программа «Ключики к миру»; программный проект Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»;  проект  «Домашнее творение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментирование – одна из форм познавательно - исследовательской деятельности детей

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально-исследовательская деятельность, как никакой другой ...

Презентация «Коллекционирование – как одна из технологий познавательно-исследовательской деятельности детей».

Материал подготовлен джля выступления на МО. Обобщение опыта по теме "Коллекционирование в детском саду"....

Бояринова Е.А., Сомова Н.И. Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня в процессе познавательно – исследовательской деятельности программа

       Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. В процессе эксперимента развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойст...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей второй младшей группы (познавательно-исследовательская деятельность) «Ледяная история»

Цель:  познакомить детей с одним из свойств воды (лёд); формировать понятие взаимосвязи состояния вещества (лёд - замерзшая вода); продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действ...

Конспект НОД с использованием одного из вида познавательно-исследовательской деятельности "путешествие по реке времени"

Конспект занятия с использованием одного из вида познавательно-исследовательской деятельности "путешествие по реке времени" для детей старшего дошкольного времени в игровой форме познакомит ...

ЭКПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА консультация для родителей

Консультация для родителей "Эксперементирование как одна из форм позновательно-исследовательской деятельности детей раннего возрата"...