Конспект НОД в старшей группе «Тайны и загадки простого песка».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Иванашкина Наталья Анатольевна

НОД в старшей группе по экспериментированию

Тема: «Тайны и загадки простого песка».

Основная образовательная область: познание.

Образовательные:

  • знакомство детей со свойствами сухого и мокрого песка;
  • уточнить знания о том, что песок не живая природа;
  • показать значение его в жизни человека.

Развивающие:

  • развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук;
  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  • закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, лупой;
  • развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
  • активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
  • стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к песку;
  • воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №9 «Незабудка»
                                                        г. Дубны Московской области

                                    Конспект НОД  в старшей группе 

                           

Тема: «Тайны и загадки простого песка».

                                                           Иванашкина Наталья Анатольевна, воспитатель
                                                                    первой квалификационной категории

                                     

                                           

                                                     Дубна, 2022 год

НОД в старшей группе

Тема: «Тайны и загадки простого песка».

Основная образовательная область: познание.

Образовательные:

  • познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка;
  • уточнить знания о том, что песок не живая природа;
  • показать значение его в жизни человека.

Развивающие:

  • развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук;
  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  • закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, лупой;
  • развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
  • активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
  • стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к песку;
  • воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.

Интеграция областей.

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Игровая деятельность.

Предварительная работа:

Рассматривание фотографий, иллюстраций, детской энциклопедии.

Чтение художественной литературы.

Наблюдения и игры на прогулках.

Оборудование: песок, вода, тарелочки, прозрачные стаканчики, лупы, коктейльные трубочки, формочки, листы бумаги, карандаши, мелкие игрушки (дикие и домашние животные), картинки –лес, деревня.

Часть I. Введение в игровую ситуацию

Воспитатель: Ребята, сегодня мыс вами отправляемся в лабораторию, где будем исследовать один предмет, а какой, сейчас узнаем.

Воспитатель предлагает надеть фартуки, чтобы не испачкаться.

Подходят к столу. На столе стоит коробка, закрытая тряпочкой.

Воспитатель: Давайте по очереди опустим руки под тряпочку и узнаем, с чем будем проводить опыты. (Ответы детей: сахар, мука, соль, земля, песок). Чтобы прийти к одному мнению, отгадайте загадку:

Из камней он появился,  

Зернами на свет явился:

Жёлтый, красный,

белый или светло-серый.

То морской он, то-речной

Отгадайте, кто такой!

(песок)

Повторение правил безопасного поведения при работе с песком.

Воспитатель читает текст стихотворения Т.М. Гработенко( повторение правил безопасного поведения при работе с песком)

Вредных нет детей в стране

Ведь не место им в песке

Здесь нельзя кусаться драться

И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!

Песок мирная страна

Можно строить и чудить,

Можно много сотворить

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была.

Дети, поняли меня?

Или надо повторить

Чтоб запомнить и дружить?

Воспитатель: Что такое песок? (Полезное ископаемое)

- Как вы думаете, песок - это живая ли неживая природа? (неживая)

-Почему? (Живая природа дышит, пьёт воду, питается, растёт….)

 -Ребята, как узнать из чего состоит песок?

Дети: Нужно рассмотреть песок через лупу.

Часть II. Практическое экспериментирование

Воспитатель: Песок – одно из самых удивительных веществ на планете. Чтобы узнать свойства песка, нам необходимо превратиться в лаборантов и произвести некоторые опыты. А сейчас пройдём в лабораторию.

Опыт 1. Из чего состоит песок. Предлагается рассмотреть песок на тарелочках при помощи лупы. Вопросы: Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи, и чем отличаются песчинки? Подводим детей к выводу, что песок состоит из песчинок.  Вопрос: «Как вы думаете, как появились эти песчинки? »

 Рассказ воспитателя о происхождении песка.

Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок. Когда мы рассматривали песок через лупу, то видели много маленьких песчинок. Эти маленькие песчинки похожи на частички мелких камешек.

 Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу. Песчинки бывают разного цвета и имеют разную форму - маленьких камешек.

 Опыт 2. Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком? (Он сыплется). Вывод: Сухой песок сыпучий.

Попробуем поставить в стаканчик с песком трубочку от сока. Что происходит? Почему трубочка не падает?  Трубочка расталкивает песчинки и поэтому ее легко воткнуть.  Она, погружаясь в песок,  выталкивает воздух, который находится между песчинками.

 Вывод: между песчинками сухого песка находится воздух.

 Опыт 3. Предлагает взять формочку набрать в него сухого песка и построить башенку. Получилась ли башенка? Почему?

 Вывод: Сухой песок рыхлый. Из сухого песка нельзя построить башенку. Что нужно сделать с песком, чтобы  из него можно было строить?

Опыт 4. Полить песок водой и при помощи формочки построить башенку. Получилась ли постройка?  Почему? Предлагается сделать вывод.

Вывод: Песок пропускает воду.С помощью воды песчинки слипаются и крепко держатся друг за друга, мокрый песок плотный и из него легко сооружать постройки.  Он несыпучий. Мокрый песок принимает любую нужную форму, а сухой нет.

После каждого опыта дети вместе с воспитателем фиксируют ответы в дневнике наблюдений на альбомном листе.

Вместе с детьми воспитатель формулирует следующие свойства песка, дети делают обобщающие выводы о свойствах песка на основании зарисованных ими наблюдений:

Воспитатель: Что мы узнали о песке?

Он состоит из песчинок, которые не прилипают к  друг другу. Песчинки бывают разного цвета и имеют разную форму - маленьких камешек.  Когда песок сухой- сыпучий; когда влажный,- то из него можно строить.

 Вывод. Сухой песок сыпучий и рыхлый. Из сухого песка нельзя построить башенку.  Между песчинками находится воздух и поэтому предметы погружаются легко;

Мокрый песок – несыпучий, хорошо пропускает воду; С помощью воды песчинки слипаются и крепко держатся друг за друга, мокрый песок плотный и из него легко сооружать постройки.

Часть III. Физкультминутка

 Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть.
Покружили головой,
И усталость вся долой!
1-2-3-4-5,
Шею надо разминать.
Встали ровно, наклонились.
Раз – вперед, два – назад.
А теперь мы приседаем,
Это важно, сами знаем!

Часть IV. Игра «Кто где живет?»

Материалы:

Мелкие игрушки (дикие и домашние животные)

Картинки – лес, деревня.

Ход игры:

Взрослый предварительно прячет в песке игрушки.

Предлагает детям найти животных и разместить их по местам.

В ходе игры педагог задаёт вопросы, активизируя речь детей.

Часть V. Итог.Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз вспомним, о чём мы сегодня с вами говорили, чем занимались, что нового узнали? Сейчас я предлагаю вам закончить предложения:
Я сегодня узнал…..
Мне было интересно, потому что…
Дети продолжают предложения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...

конспект НОД для детей старшей группы " Тайны леса"

Развивать у детей познавательный интерес к миру природы. Продолжать воспитывать любовь и бережное отношение к лесу.Формировать представления о лесе. Развивать речь детей....

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11324688","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"240"}}]]Задачи:Образовательные:• учить устанавливать элементарны...

Конспект занятия в старшей группе «Тайны птичьего мира»

Занятие расширяет кругозор детей, дает представление о птицах как о живых существах, живущих на земле, на воде, которые летают в воздухе и имеют типичное строение....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)...