Познавательно-экологическое занятие в подготовительной группе «ЭКОМОЛОКО»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Скорынина Наталья Юрьевна

Человек и природа – эту тему очень важно обсуждать с детьми, начиная с самого раннего возраста. Человек – часть природы. Поэтому  нам, людям, очень  важно  знать окружающую среду и понимать  законы природы. Ведь всё, что происходит на Земле, обязательно отражается на людях. Ухудшая условия окружающей среды, человек ухудшает условия своей  жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧДОУ «Детский сад №131 ОАО «РЖД»

Познавательно -  экологическое  занятие

 в  подготовительной группе

«ЭКОМОЛОКО»

                                                               

                                                                                                                                                                         составила

                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                  Скорынина Н. Ю.

г. Екатеринбург  

Актуальность.

     Человек и природа – эту тему очень важно обсуждать с детьми, начиная с самого раннего возраста. Человек – часть природы. Поэтому  нам, людям, очень  важно  знать окружающую среду и понимать  законы природы. Ведь всё, что происходит на Земле, обязательно отражается на людях. Ухудшая условия окружающей среды, человек ухудшает условия своей  жизни. 

     Дети дошкольного возраста не понимают неразрывной связи человека с природой, которая даёт всё необходимое для здорового существования. В связи с этим возникает необходимость формировать основы экологически целесообразного поведения, любовь к природе;  учить детей ориентироваться в правилах общения с дарами природы,  беречь  растения и животных. 

     Считаю что, цикл подобных занятий имеет достаточный ресурс для познавательной и воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста в решении данной  проблемы.

Технологическая карта.

Тема: «ЭКОМОЛОКО»

Возрастная группа: подготовительная к  школе группа (6-7 лет).

Форма совместной деятельности:  коллективная.

Интеграция областей: 

  • Познавательное  развитие
  • Речевое развитие
  • Социально-коммуникативное развитие

Социальные партнёры: 

  • Воспитатель

Цель:  повысить уровень знаний детей о полезных продуктах и содержащихся в них витаминах, дать детям представления о взаимосвязях,  существующих  в природе, привлечь внимание к сохранению природного окружения  как жизненно необходимое условие для здоровья человека.

Задачи:

1. Образовательные:

  • уточнить знания  детей о молоке, его ценности  и  полезности для  здоровья;
  • уточнить  представления о сельском  хозяйстве  и  получении  молока;
  • учить составлять пищевые  цепочки, обосновывать их;
  • расширять и обогащать знания о природе, её связях с человеком, животным и растительным миром, их пищевой  зависимости друг от друга;  правилах поведения в ней.

2. Развивающие:

  • активизировать и обогатить словарный  запас детей  по  теме (взаимосвязь в природе, звено, цепочка, пищевая цепочка);
  • развивать зрительную память, внимание детей, умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные умения.

3. Воспитательные:

  • воспитывать желание помочь главному герою, ориентировать на помощь;
  • воспитывать у детей  желание работать вместе, дружно, уважать мнение других;
  • способствовать воспитанию интереса к миру природы,  любознательности;
  • воспитывать бережное отношение к природе, животному и растительному миру.

4. Оздоровительные:

  • продолжать формирование у детей представление о ценности здоровья, желания вести здоровый  образ  жизни;
  • снижать  утомление, статистическое  напряжение  при  выполнении заданий.

Планируемый результат:

  • у  детей  повысится уровень знаний о полезных  продуктах  и их влияние на состояние здоровья человека;
  • умение сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира;
  • у детей появиться желание общаться с природой  с позиции  созидателя, а не потребителя;
  • будут заложены основы экологического мышления, которые будут проявляться в умении анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы, делать выводы;
  • появиться ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью, желание изменять что-либо вокруг себя в лучшую сторону.

Предварительная работа: 

     Разучивание музыкально - ритмической игры «Бурёнка»,  просмотр  мультфильмов: «Фиксики. О молочных продуктах», «Трое из Простоквашино»; беседа с детьми о домашних животных, рассматривание иллюстраций «Полезные продукты»;  разучивание пословиц и поговорок о здоровье.

Оборудование:

-фото Аввиценны,  Павлова,  Гиппократа;

-стаканы  с различными напитками и в том числе стакан с молоком;

-карточки - капельки для составления  схемы  «влияния  молока  на  организм  человека»;

-карточка – бутылка с молоком;

-картинки (слайды):  корова с человеком,  ферма коров,  дойка  коров,  кормление  коров,  выпас  коров  на  лугу,  картинки  молока  в  бидонах;

-почтовая коробка с  бутылочкой  молочного  напитка  и письмом  от  фермера  (вариант – видеописьмо);

-фото коров на красивом  лугу и фото коров на лугу без цветов в мусоре  (или видеоролик «Весёлая корова» и фрагмент мультфильма «Экологическая корова»);

-карточки для составления  пищевых цепочек  (чистые луга и реки – коровы - полезное  молоко –  здоровый человек; грязные луга и реки – худые коровы - мало молока, без  витамин – человек не здоров);

-аудиозапись  звуков природы и  гуляющих  коров;

-средства  ИКТ.  

Ход занятия:

Этап  деятельности

Содержание  совместной  деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.

Мотивационный этап

Цель: Вызвать у детей интерес к предстоящему действию

В:  Здравствуйте ребята!  

В: А что это значит?  Это, значит, будьте здоровы!

В: А здоровы ли вы, дорогие мои? Хорошее ли у вас сегодня  настроение?   

В: Я очень рада, что у вас все отлично!

В: В народе говорят: «Здоровому – все  здорово». 

В: А  скажите ребята, какого человека считают здоровым?

Воспитатель  собирает детей  около  себя и  приветствует их.

Задаёт  вопросы  и комментирует  высказывания.

Хвалит детей.

Задаёт вопрос

Дети  отвечают  ответным приветствием

Ответы детей

 

Рассуждают.

Готовы к деятельности

Оживление детей.

Готовность к общению

2. Содержательный этап  НОД

Цель: Актуализация  опорных  знаний

https://www.3secrets.ru/_ld/6/632.jpg

http://funforkids.ru/pictures/babys/baby076.png

В: Я загадаю  вам загадку:

От него — здоровье, сила.
И румянец щёк всегда.
Белое, а не белила,
Жидкое, а не вода.  (МОЛОКО)

В:  Испокон  веков  люди  высоко  ценили молоко. Они называли его “соком жизни”, “эликсиром жизни”. Знаменитый врач Гиппократ   называл молоко лекарством, другой  врач  Авиценна  утверждал,  что молоко – это лучшая пища для людей.

 В: Почему?

В: Действительно, молоко  содержит  все  необходимые  для  организма  питательные   вещества:  воду,  жир,  сахар,  белок,  соль.

В: Предлагаю  вам  собрать капельки молока и рассказать в чём полезность каждой.

Ценность капель (уточнение воспитателя):

  • белок - главный  строитель  нашего организма, он необходим для укрепления мышц;
  • жир (молочный) – даёт организму силу, энергию;
  • сахар (лактоза) –  необходима для работы, сердца, печени,  почек,  питания  головного мозга, для работы  нервной системы.

Коровье молоко содержит более 20 витаминов:

  • А-витамин роста, для иммунитета,  для красоты кожи,  укрепляет ногти,  поддерживает  остроту  зрения;
  • D - витамин  необходим  для  роста,  сохраняет  прочность  зубов  и  костей;
  • В - витамин «для ума»,  для правильной  работы всех органов;
  • кальций - необходим для наших костей,  для крепости зубов.

В:  Какой можно сделать вывод?  

В:  В молоке есть витамины,  

Оно полезно и любимо.                                                          

Настроенье повышает

И здоровье укрепляет.              

В:  Академик Павлов называл молоко пищей, приготовленной самой природой.  (приложение №1)

В:  Почему он так говорил?  

В:  Откуда появляется  молоко?  

В:  К каким животным относится корова? Почему?

В:  В народе говорят «Корова во дворе, еда на столе»  Почему?

В:  Одна корова дает молока столько, сколько необходимо одной семье.

В:  В деревнях и селах создаются

большие по размерам фермы, где содержатся большое количество   коров. За ними ухаживают.

В:  Доярки доят коров. Это очень тяжелый труд. Когда коров мало их доят вручную. А когда коров на ферме много, приходится доить коров специальными доильными аппаратами.

В:  Чтобы у коров молока было много, необходимо их хорошо кормить. Недаром говорится в пословице  «Корми корову сытнее  – будет  молоко  жирнее».

В: А  чем  питается  корова?

В: Правильно, но не только этим, коровам необходима самая разная еда. За питанием коров на ферме следит специальный врач, он составляет меню для буренок.  Утром   буренок   кормят душистым сеном, днём – кукурузным силосом, вечером – солома от зерновых культур. Коровам очень нравится такое меню. Но лучшее время – это лето, когда коровы на воле ходят по лугам, сами выбирают себе лучшую траву: сочную, зеленую, пахучую.  

В:  А потом коровы дают жирное, полезное.

Загадывает загадку.

Предлагает найти стакан с молоком среди других.

Рассказывает.

Показывает фото знаменитых врачей. (приложение № 1)

Стимулирует  процесс мышления вопросом.

Уточняет.

Вовлекает в совместную деятельность и обсуждение.

Уточняет ответы.

Задаёт  вопрос.

Подводит итог, читая четверостишье.

Вводит  элемент новизны.

Задаёт вопросы.

Выслушивает.

Пословица. Вопрос. Расуждает  с детьми

Рассказывает.

Показывает слайд - ферма. (приложение №3)

Показывает слайд- дойка коров. (№3)

Пословица.

Задаёт вопрос.

Уточняет.

Показывает слайд -питание коровы.

(приложение№ 4)

Показывает слайд – коровы на лугу.

(№4)

Показывает слайд – молоко. (№4)

Отгадывают.

Находят  стакан с молоком.

Слушают. Рассматривают.

Высказывания.

Дети берут по карточке-капельке и рассказывают.

Выкладывают схему «Полезные капельки».

(приложение № 2)

Ответы.

Слушают.

Рассуждения.

Высказывают мнение

(домашним)  

(живет с человеком, за ней ухаживают).

Ответы.

Слушают.

Смотрят.

Ответы: летом – травой, зимой – сеном

Смотрят.

Желание участвовать в деятельности.

Схема полезности молока.

Удовлетворены

работой.

Проявление

эмоций.

3. Физминутка:   «Бурёнка»

Цель:  Активизировать двигательную  деятельность              

 

В: Бурёнка ходит, выбирает,

Что сначала съесть не знает.       http://www.kinder-stihi.ru/wpimages/wp4fe814dc_06.png

А внизу созрела кашка.

Справа спелая трава,

Слева сочная ботва…

Выбрать так и не смогла-

И без сил в траву легла!  

Воспитатель проводит разминку под музыку

Выполняют движения.

Дети ложатся,  садятся  на  ковёр.  

Расслабление

4. Проблемный  этап  НОД

Цель: формирование новых знаний

https://www.welovesolo.com/wp-content/uploads/2014/11/p18pn454q5g0at781v931ps1a2h5-details.jpg

C:\Users\норд\Desktop\9933086-Angry-cartoon-trash-can-illustration--Stock-Photo.jpg

В: Я  решила сделать для вас сюрприз и заказала знакомому фермеру Фёдору Ивановичу  молочную вкуснятину.                                                  

В: Ой, ребята, почему - то прислали так мало. Как же быть? Всем не хватит!

В:  В коробке есть письмо  от  Федора Ивановича.  Давайте прочитаем.

«Здравствуйте, ребята! Как поживаете? Хочу вам рассказать свою грустную историю. Живу я далеко и у меня есть стадо коров, которое я пасу на лугу около деревни. Коровы мои питались клевером, жевали сочную зелёную траву, пили чистую воду из речки  и давали много молока. Вот мои  коровки. Луг был красивый и туда приезжали отдыхать люди. Дети играли, взрослые разводили костры и готовили еду,  все купались в реке. И вдруг через некоторое время я заметил, что коровы стали худеть, давать  очень мало молока, и оно было горькое, а внуки, почему то стали часто болеть. А вот мои коровки сейчас.   Я не понимаю, почему так произошло?  Помогите мне!»

В: Теперь понятно, почему посылка была такая маленькая. Ребята, это огромная проблема для Федора Ивановича. Давайте попробуем разобраться, почему так получилось.

В: Почему произошло так,  что  коровы стали  давать мало молока?

В:  А почему  внуки  стали  болеть?

В: Ребята подумайте, как растения,  животные и люди  связаны между собой?

В: У нас получилась цепочка.

В:  Что такое цепочка?  Из чего она состоит?

В: Если одно звено цепи испортится, что случится с цепочкой?

В: Правильно. Вот   что получится  если одно звено в нашей  цепочке будет нарушено.

 

В: Оказывается в природе все взаимосвязано: и растения, и животные и люди. Они друг без друга обходиться не могут.

В: Что нужно сделать, чтобы коровы снова стали давать много молока?

В: Как нужно вести себя на природе?

В: Почему необходимо убирать мусор?

-Мусор-это ядовитый след на планете.

-Через мусор не может пробиться ни одна  травинка.

-Бумага не сгнивает 2 года.                                                                        

-Целлофан не сгнивает 200 лет.

-Консервная банка может поранить ногу и через 30 лет.

В: Природе нужно платить добром – беречь наши луга леса, животных, тогда и она  нас будет баловать своими богатствами. 

Стимулирует интерес. Вносит  сюрприз. (приложение № 5)

Предлагает найти решение.

Вовлекает в слушание

(либо просмотр видеописьма с видеороликами: приложение №8,9).

Показ фото здоровых коров на красивом лугу (приложение № 6)

Показ фото коров на грязном лугу.(№6)

Вводит проблему.

Проявляет своё  отношение к факту. Просит помочь.

Инициирует  общее обсуждение.

Наводящий вопрос.

Вовлекает в обсуждение.

Констатирует факт.

Вопросы.

Обращение внимания на результат

Вывод

Наводящий  вопрос.

Вопросы.

Предоставляет  возможность обсудить.

Вопросы.

Информирует.

Проявляет своё отношение к факту.

Проявляют интерес.

Подходят.

Поиск решения.

Слушают.

Рассматривают первое и второе фото.

Отклик на просьбу.

Рассуждения.

Мало травы – вытоптали, сожгли,  нет  цветов - сорвали,  оставлено много мусора. Коровы питались  плохой  пищей. Пили молоко без  витамин.

Выкладывают цепочки взаимосвязи.

Ответы. Из звеньев.

Цепочка начнёт разрушаться.

Анализируют. Делают выводы,  высказывают  свои  предположения

 

Восстановить нарушенное звено в цепочке.

Выкладывают цепочку: чистые луга– коровы - полезное  молоко с витаминами –  здоровый человек.)

Рассуждения  детей.

Ответы

Слушают.

Эмоции.

Цепочки взаимосвязи.

(приложение №7)

Довольны работой.

Удивление.

5. Рефлексия

Цель: анализ личных достижений (подведение итогов)

В:  Что важного вы узнали на занятии?  

В:  Что вас удивило?

В:  Пейте на здоровье молоко, данное нам  самой природой! Но при этом не  забывайте, что Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек лишь часть природы, а на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота  водоёмов,  почвы и воздушной среды.  Будьте здоровы!

Активизирует обсуждение.

Подводит итог.

Хвалит.  Пожелание.

Высказывания

Слушают и соглашаются

Получили  новые  знания. Довольны. Угощения.

Список литературы:

Интернет ресурсы в подборе музыкального сопровождения занятия и картинок.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

Мультфильм «Экологическая корова»

Шалыгина А. М., Калинина Л. В. Общая технология молока и молочных продуктов.- М.: Колос, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Познавательно - экологический проект для детей старшей группы "Тётушка Тыква"

В проекте описывается создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию тыквы....

Познавательно-экологическое интегрированное занятие \'\'Самое синее в мире Чёрное море моё\'\'

Познавательно-экологическое интегрированное занятие ''Самое синее в мире Чёрное море моё''...

Конспект познавательно-экологического музыкального занятия в подготовительной группе «Мой родной край»

Конспект познавательно-экологического музыкального занятия в подготовительной группе «Мой родной край»Цель:Воспитание гуманной, социально – активной, творческой личности, способной п...

НОД познавательно-экологического музыкального занятия в подготовительной группе «Мой родной край»

Конспект познавательно-экологического музыкального занятия в подготовительной группе «Мой родной край»Цель:Воспитание гуманной, социально – активной, творческой личности, способной п...