Конспект НОД для средней группы "Зимушка-зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Закрепить у детей признаки зимы,уточнить и расширить представления о зиме,снеге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zimushka-zima_2.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе: «Зимушка-зима»

Программное содержание: Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Уточнить и расширить представления детей о зиме, о снеге.

Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию во время отгадывания загадок. Способствовать активному и доброжелательному взаимодействию детей с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Предварительная работа: Наблюдения на прогулке за зимними явлениями.

Рассматривание иллюстраций, чтение стихов, заучивание пословиц, пение песен о зиме.  

Словарная работа: Метель, иней, зимние узоры, изморозь,студень,просинец,

 Бокогрей.

Картинки с признаками зимы( сугроб, метель, иней, узоры на стекле, снежинки).

Ход занятия:

1. Беседа о зиме.

На доске висят иллюстрации с зимними пейзажами. Воспитатель читает стихотворение «Пришла зима», И.Черницкая.

Пришла зима веселая, с коньками и салазками,

 С лыжнею припорошенной, с волшебной старой сказкою.

 На елке разукрашенной фонарики качаются.

 Пусть зимушка веселая подольше не кончается!

Воспитатель: Ребята, вы рады зиме? А что вам больше всего нравится делать зимой?

Давайте рассмотрим иллюстрации и поговорим о признаках зимы. Чем зима отличается от других времен года? (Ответы детей).

Воспитатель:

- Небо серое, солнце светит мало. Если светит - то не греет.

- Все кругом покрыто белым покрывалом- снегом.

- Люди одели теплую одежду- на улице стало холодно.

- Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние. Некоторые звери впали в спячку.

- Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека.

Воспитатель:

Зима длится- три долгих зимних месяца: снежный декабрь, морозный солнечный январь и сердитый метелями февраль.

Зимняя природа погружена в сладкий сон, надежно укрывшись под белым покрывалом пушистого снега. В одни дни мороз, тишина и благодать, изредка нарушаемая лишь хрустом ветки в лесу, а в другие снежная вьюга с холодным завыванием ветра. 

В декабре выпадает много снега и, несмотря на периодические оттепели, могут ударить настоящие зимние морозы. Вот и месяц называют Студень.

В январе погода зимняя и спокойная, дни короткие, но яркие и солнечные, от этого они становятся еще морозней. Месяц получил название Просинец.

В феврале зима не простая, много метелей и вьюг, но в те дни, когда выглядывает солнце, его лучи начинают слегка припекать. Так и месяц прозвали Бокогрей.

Земля-это наша планета, в это время года, так наклонена к Солнцу, что на нее попадает меньше солнечных лучей, а следовательно, она получает меньше тепла и света. Поэтому понижается температура, дни становятся короче, а ночи длиннее.

Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому зимой идет снег, а в теплое время года  идет дождь.

Воспитатель: Давайте ребята с вами  рассмотрим на доске первую картину.Что на ней изображено?

Ответы детей: (Снежинки).

Воспитатель: Одинаковые ли они? Чем отличаются? (Нет)

Все снежинки разные: есть шестилучевые звезды, игольчатые батареи, пушинки, пластинчатые ежи, снежинки-запонки. Форма снежинок сильно изменяется в зависимости от погоды. В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожие на звездочки. Они падают по одной, поэтому их легко рассмотреть, поймав снежинку на рукавичку. При слабом морозе снежинки похожи на мелкие шарики, поэтому говорят, что идет «снежная крупа». А при сильном ветре идет сплошная «снежная пыль» - это ветер обломал у снежинок их красивые лучи. В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются от нашей тяжести лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими, ломкими. Когда нет мороза, снег падает хлопьями. Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок.

Воспитатель: Следующая картина- это ветер со снегом называется метель? (Метель)

Метель- это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно. 

Воспитатель: А это снег, который образуется на веточках деревьев, после небольшой оттепели? Называется (Иней)

В мороз на траве или на деревьях образуются кристаллики льда. Иногда иней бывает такой белый, что его можно принять за снег.

Воспитатель: Узоры на окнах, расписные окна зимой?(Зимние узоры, изморозь)

В сильный мороз на окнах часто образуются красивые узоры. Эти узоры разные: одни похожи на листья папоротника, их называют «Сад Деда Мороза», другие похожи на лесную сказку.

Физминутка «Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

На катке потом катались,

А ещё в снегу валялись,

Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли.

-Воспитатель: Молодцы, ребята, как много вы знаете о зиме и узнали много нового.

А сейчас послушайте загадку.

Мягкий он, а не подушка.

Белый он, а не пушок,

Он холодный, как лягушка,

А согреешь- ручеек. (Снег)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

Кто, угадай, седая хозяйка:

Тряхнет перинки - над миром пушинки. (Зима)

Кто мостит на реке мосток

Без топора, без гвоздей, без досок? (Мороз)

И не снег, и не лед,

А серебром зимой деревья уберет. (Иней)

Дидактическая игра с мячом «Подбери нужное слово»

Какие слова можно сказать про зиму, какая она? - Снежная, вьюжная, морозная, холодная, суровая, мягкая, белая и т. д.

Какой бывает снег? (Белый, пушистый, холодный, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т. д.)

- Какая бывает снежинка? (Легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т. д.)

Подвижная игра «Снег кружится»

Цель: научить взаимодействовать друг с другом, слушать текст и выполнять необходимые действия по нему.

Описание: взрослый читает стихотворение, а дети выполняют действия.

Снег, снег кружится (кружатся, затем приседают)
Белая вся улица(дуют, изображая, как дует ветер)
Собрались мы в кружок(собрались вместе)
Завертелись, как снежок. (разбежались в разные стороны)

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Рефлексия.

Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

Что нового вы узнали? Что больше всего понравилось?

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме: Конспект НОД в средней логопедической группе по образовательной области коммуникация на тему: "Весна".

Цель НОД: -Обогащение представлений о весне, о насекомых, развитие связной речи.Коррекционно-образовательные задачи.1. Закрепить представления о весне, о характерных признаках весны, о насекомых, их в...

Конспект НОД в средней группе по рисованию «Пришла красавица весна» с детьми среднего дошкольного возраста; (4-5 лет) (нетрадиционная изобразительная техника)

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"14700837","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]Конспект занятия по рисованию в средней группе «Пришла...

Конспект занятия по ОБЖ в средней группе Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас».

Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас». Цель: формирование у  детей  осознанного безопасного поведения в жизни и быту.Задачи:- закреплять знания об источни...

Конспект НОД для средней группы . "Использование наглядного и раздаточного материала для формирования элементарных математических представлений у детей среднего возраста". Тема "Пара"

Конспект нОД для детей средней группы "Использование  наглядного и раздаточного материала при формировании элементарных математических представлений"...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Конспект занятия в средней группе "Песня колокольчика." план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Песня колокольчика"...