Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе «Донские казаки»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Балабанова Вероника Кареновна

Автор Балабанова Вероника Кареновна

Цель: способствовать развитию у детей познавательного интереса к обычаям, и творчеству народной культуры донских казаков

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_donskie_kazaki_2022.odt29.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением

в подготовительной группе

«Донские казаки»

Цель: способствовать развитию у детей познавательного интереса к обычаям, и творчеству народной культуры донских  казаков

Задачи:

Образовательные: приобщать детей к культуре и быту донских казаков;

формировать чувство любви к малой родине и Отечеству;

расширять и углублять знания детей о жизни, традициях и обычаях донских казаков;

Развивающие: развивать познавательный интерес к истории своего народа;

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине;

 воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям донских  казаков.

Оборудование: Экран, ноутбук, колонка, нагайка, казачий костюм.  

Ход занятия:

Воспитатель (в костюме казачки):

Сегодня я к вам пришла в таком необычном наряде не просто так.

Почему я так одета и о чём мы будем с вами говорить, подскажут строки из   стихотворения

Я родом из Донского края

На свете нет прекрасней рая

Простор степей, простор песков

Великий и могучий Дон

Прекрасный здесь живёт народ

Казаки – мир его зовёт

Казак – опора всей России

Он воевал всегда красиво

Гордится им святая Русь,

Гордятся все, и я горжусь.

Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?

Дети: О казаках и о  нашей реке Дон.

Воспитатель: А что вы знаете о реке Дон? Какая она?

Ответы детей

Воспитатель: (обобщает ответы детей) Она большая, широкая, полноводная, с красивыми берегами, она тянется далеко по всей нашей области.

Казаки же называли Дон тихим, славным, батюшкой, Доном Ивановичем, кормильцем. Почему кормильцем, да потому что  река Дон богата рыбой.

Почему же возникло такое название Донская земля?

Потому что главная река Ростовской области - Дон

Воспитатель: А кто такие казаки, какие они?

Дети: Казаки – это вольные, смелые люди. Они были воинами- защищали Родину от захватчиков, в мирное время занимались хозяйством.

Воспитатель:  Когда-то, очень давно, жили на Донской земле, которую мы сейчас называем своей малой Родиной, наши далёкие предки. Те казаки, которые селились по берегам Дона, стали зваться Донскими казаками.  Много кочевых народов пытались обосноваться на берегах Дона, прежде чем на Дону утвердилось казачество. На Дону селились люди не только с Руси, но и с других земель. Среди казаков можно было встретить украинцев, белорусов, поляков, греков, персов, татар, грузин, калмыков и осетин. Однако русских всё же было больше. Поэтому все казаки, независимо оттого, откуда они пришли на Дон, считали себя русскими людьми и защитниками Руси. Казаки очень смелые, гордые и находчивые воины. Они охраняли наши границы от врагов. Про них говорят: Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет. Кто пули боится, тот в казаки не годится.

Воспитатель: Я думаю, что и у вас есть некоторые качества от казаков! Вы смелые? Находчивые? Дружные? Да ещё и живём мы все на донской земле.

Воспитатель: Предлагаю вам сегодня поиграть в казаков.

А что это у меня в руках, как вы думаете?

Это плётка у казаков называется нагайка

Игра: «Нагайка»

Дети стоят по кругу, лицом в круг. Под казачью песню ведущий - ребёнок ходит за кругом с нагайкой (плёткой) в руках. Незаметно подкладывает плётку любому ребёнку под ноги. Музыка останавливается - дети оборачиваются, кто нашёл плётку, хватает её и догоняет ведущего пытаясь дотронуться нагайкой. Потом он становится ведущим.

Воспитатель: Помогал в бою казаку верный друг, а кто он, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Любит он в росе купаться,

Кушать сено и брыкаться:

Дали прозвище – Огонь –

Это самый лучший…(конь).

Казаки издавна любили лошадей. Конь для казака первый друг и товарищ. Без коня казак не мог воевать – Родину защищать, не мог землю пахать

Игра “Добавлялки”.

Казак с конем и ночью, и  ………….. днем.

Казачьи песни слушать –  мед ложкой  ………….. кушать.

Земля донская - казаку мать  ………….. родная.

Ветру – поле, а казаку – ………. воля.

Не ленись казак с плужком,  весной будешь с …………..  пирожком.

Казак - донец – и швец, и жнец, и  на дуде игрец, и в хоре певец, и  в бою ………….. молодец!

У казаков особое отношение к коням, потому что он его верный спутник, помощник, друг и часто так случалось, что конь спасал своего хозяина в бою. В народе говорят:

Казаку конь отец родной и товарищ боевой.

Казаку конь дороже себя.

Казак без коня – что солдат без ружья.

Физминутка:

Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)

Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)

Быстро на седло вскочу,

Не поеду — полечу, (подскоки на месте)

                                   (руки полусогнуты в локтях перед собой)

Там за дальнею рекой

Помашу тебе рукой, (подскоки на месте)

Воспитатель: Казаки умели не только воевать. Поселившись на землях «дикого поля», они быстро научились строить жилые дома и содержать скот. Кроме того, они ловили рыбу сетями, пахали землю и разводили сады.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как назывались дома, в которых жили казаки?

Дети: Курень

Воспитатель: А что означает слово курень?
Курень значит круглый.

А разве дома у казаков были круглые?

Нет, все комнаты были построены вокруг печки по кругу отсюда и появилось это название курень

Печка у казаков являлась домашним очагом и символом благополучия, кормилицей.

Воспитатель: Дома у казаков были двухэтажные. Первый этаж низкий, его  называли низы. А второй высокий - верхи.
- Поэтому про курень говорят
Курень, куренёк
Он не низок, он высок…
Воспитатель: А почему Донские казаки строили именно такие особые дома, непохожие ни на какие другие?
 Казаки селились у реки Дон. Весной Дон разливался, и вода могла затопить дом, поэтому низы строили из самана (солома спрессованная с глиной) и камня, хранили там огромные запасы продуктов, а зимой пускали животных.

Воспитатель: Как вы думаете, зачем казаки зимой в дом пускали животных?

Дети: Чтобы не замёрзли.
- А верхний этаж был деревянным, там жили люди.
- казаки говорили: «Жить нужно в дереве, а продукты хранить в камне».
- Вокруг дома шел балкон. Его называли балясины. 

Воспитатель: Казаки строили балясины потому что во время разлива вода могла не уходить до самого лета, казаки с балясин на лодках переправлялись от дома к дому.

Воспитатель:  А какая одежда была у казаков и казачек?

Одежда казаков шилась вручную,её украшали вышивкой, она была простая и удобная.

Казаки носили широкие штаны – шаровары и кафтан, на голове носили фуражку или папаху, на ногах сапоги. Главным украшением казака считалось оружие: сабли, копья, кинжалы. Кинжал и сабля вешались казаку на пояс. 

Костюм казачки состоял из юбки и кофты. Юбки украшались оборками и кружевом, а кофты тесьмой, вышивкой и бисером.  Молодые девушки носили косу, а женщины заплетали волосы вокруг головы. 

      Воспитатель: Заканчивая наше занятие я хочу сказать:
Вам, ребята надо знать не только настоящее, но и прошлое, чтобы глубоко и преданно любить свою Родину, свой город, школу и свою семью. 

      Спасибо вам большое за отличную работу на занятии, я вам приготовила вот такие медали.
  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе по теме: «Что ,где, когда?»

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружениемв подготовительной группе по теме: «Что ,где, когда?»...

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе по теме: «Знатоки»

Главными в жизни ребенка до 6 лет являются два вида времяпровождения. Игра и деятельность, направленная на извлечение новых знаний.   Данное занятие представлено с целью  обогатить...

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе. Тема: «Наша планета-наш дом».

Программное содержание: понятие, что мы – люди – являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже: вода, солнце, воздух; формировать стремление ...

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе. Тема: Я и сверстник.

Программное содержание: развивать умение определять эмоциональное состояние других детей, помогать им в случае необходимости; воспитывать доброжелательное отношение и терпимость к детям другой расы, н...

Конспект ООД по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе по теме: «Знатоки» (составлен по О.В.Дыбиной)

Конспект предназначен для студентов и воспитателей для проведения ООД старшего дошкольного возраста...