Детская экспериментально-исследовательская работа "Удивительные свойства подсолнечного масла"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Колотовкина Лариса Юрьевна

"Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл"

К.Е. ТИМИРЯЗЕВ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад с. Бакчара»

Экспериментально-исследовательская работа

 «УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ПОДСОЛНЕЧНОГО МАСЛА»

(подготовительная группа)

Работу выполнили: Илюхин Илья, 6 лет

                                                                                           Мныш Егор, 6 лет

Забавин Александр, 6лет

Руководитель: Колотовкина Лариса Юрьевна

Бакчар

2021

Все: Добрый день. Мы воспитанники Центра развития ребёнка – детского сада с. Бакчара.

Илья: Меня зовут Илюхин  Илья, а это мои друзья…

Егор: Я - Мныш Егор

Саша: А я - Забавин Саша

ПРОБЛЕМА:

 Илья: Мы с друзьями любим экспериментировать с различными материалами. Однажды мы делали опыт «Волшебные капли», используя подсолнечное масло. Опыт получился удивительно красивым, похожим на волшебство!

Саша: Если опыт получился такой  волшебный, значит, подсолнечное масло имеет  какие-то особенные свойства?

Егор: Наша

ЦЕЛЬ: Исследование свойств подсолнечного масла

Задачи:

  • Узнать, почему масло называется подсолнечным. Как и из чего его получают, где используют?
  •  Сравнить подсолнечное масло с водой, выяснить, чем они похожи, чем отличаются.
  • Определить главное свойство подсолнечного масла на примере опытов «Волшебные капли», «Живая рыбка», «Лава лампа».

Объект исследования: подсолнечное масло

Предмет исследования: свойства подсолнечного масла

ГИПОТЕЗА: Если мы узнаем, из чего делают подсолнечное масло, познакомимся с  его  свойствами, то сможем разгадать секреты его волшебства.

Илья: Сначала мы решили узнать, почему оно так называется,   как и из чего его получают, где используют.

Если масло называется подсолнечным, значит, его получают из семян подсолнечника?

Подсолнечник, или подсолнух – это большой красивый цветок, его плоды – семечки, их употребляют в пищу. Но как же из подсолнечника делают масло?

Опыт №1:

Предположим, что в семенах подсолнечника  есть масло и что произойдет, если их раздавить?

Для опыта  мы взяли белый лист бумаги, семечки  подсолнуха очистили, положили на белый лист бумаги и брусочком  раздавили  семечки. На бумаге осталось маслянистое пятно.

Значит, масло добывают путём отжима семечек.

А ещё мы узнали, что у каждого человека на кухне есть бутылка масла из семян подсолнечника. Его используют всюду: для заправки салатов, обжаривания продуктов, создания соусов и маринадов, кладут в тесто для выпечки сдобы. Оно  очень богато витаминами, необходимыми для нашего организма.  Также его используют для создания косметики.

Саша: А теперь мы узнаем, какие свойства имеет подсолнечное масло, сравнив его с водой.

Опыт №2

1.Возьмём два стакана,  в один нальём масло в другой – воду, если мы их наливаем, значит и масло и вода это жидкость.

2.Теперь сравним их по цвету: вода бесцветная, масло имеет  желтоватый цвет.

3. Опустим в стакан с маслом и водой по монетке, монетки видно, значит и вода и масло прозрачные

4. Понюхав воду и масло определим, имеют ли они запах. Вода не имеет запаха, а масло пахнет семечками

5. Определим, что тяжелее вода или масло? В стакан с водой нальём масло, размешаем ложкой.  Масло осталось на поверхности воды, значит  оно легче воды.

Вывод:

Подсолнечное масло - жидкость

Желтоватого цвета

Прозрачное

Легче воды

Имеет запах и вкус

Егор: Мы определили свойства масла и теперь проведём интересные опыты!

Опыт №3 «Волшебные капли»

Возьмём воду, подсолнечное масло, подкрашенную воду,  пену для волос пипетку, ложку и высокую ёмкость

В ёмкость наливаем воду, затем при помощи ложки наливаем масло, и наверх выдавливаем пену для волос.

При помощи пипетки в середину капаем подкрашенную воду и наблюдаем удивительную картину: капли прыгают на поверхности воды как на батуте, а затем опускаются в воду

Что же произошло?

Вывод:

Мы знаем, что масло легче воды, поэтому остаётся на поверхности, пена замедляет скорость падающих в стакан капель цветной воды. Пройдя через пену, капля попадает на масляный слой,  и маслице обволакивает ее тонкой оболочкой, которая не даёт  капельке сразу пройти в нижний слой и смешаться с водой. Поэтому синие капли и прыгали на поверхности воды как на батуте или просто спокойно там лежали.

Но, в конце концов, масляная оболочка разорвалась, и цветной воде больше ничто не мешало проникнуть в водяной слой и смешаться с ним.

 Илья:

Ещё один не менее интересный опыт называется «Живая рыбка»

Для этого опыта нам понадобится ёмкость с водой, подсолнечное масло, рыбка, вырезанная из картона с круглым отверстием посередине, которое соединено узким каналом с хвостом рыбки.

Наливаем в ёмкость воды и кладём рыбку на воду так, чтобы нижняя сторона ее вся была смочена, а верхняя осталась совершенно сухой.

Теперь нужно капнуть в круглое  отверстие большую каплю масла, рыбка плывёт!

Вывод: Стремясь разлиться по поверхности воды, масло потечет по каналу. Растекаться в другие стороны ему не даст рыбка. Под действием масла, вытекающего назад, рыбка  поплывет вперед!

Саша: А сейчас я покажу, как сделать лавовую лампу!

Для этого нам понадобится высокая ёмкость, вода, краситель, масло, шипучая таблетка, фонарик

В стакане смешиваем воду с красителем и переливаем её в ёмкость, затем аккуратно добавляем подсолнечное масло, его должно быть больше, чем воды. Посмотрите, как красиво лежат жидкости слоями: вода - снизу, масло – сверху. Теперь бросаем на дно нашей ёмкости шипучую таблетку! Смотрите, появились цветные пузырьки! А теперь возьмём фонарик, посветим на «Лавовую лампу» и понаблюдаем, как красиво они движутся.

Вывод:

Вода тяжелее масла, поэтому она опустилась на дно емкости. Когда мы бросили шипучую таблетку в жидкость, она начала взаимодействовать с водой. В результате химической реакции выделился углекислый газ, который, подхватывая частицы воды с красителем, устремился вверх. Далее газ благополучно покинул емкость, а частицы подкрашенной воды вернулись обратно вниз. И так далее. Именно из-за этого постоянного круговорота жидкости и получается интересный и очень красивый эффект лавы.

Егор: проведя исследование, мы узнали главное свойство подсолнечного масла – оно не смешивается с водой и легче её!  Это удивительное свойство подсолнечного масла помогло нам провести такие волшебные опыты!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Удивительные свойства воздуха»

Расширить представления детей о воздухе, его свойствах (невидим, не имеет запаха, формы, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способах его обнаружения....

Консультация для педагогов "Теоретические основы детской экспериментально-исследовательской деятельности"

Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование....

Конспект ОД по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебные свойства магнита»

Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита...

Конспект экспериментально - исследовательской деятельности «Удивительные свойства магнита»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов игровой деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Желание получить новые впечатления, постоя...