Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе Тема: "Новые Робинзоны"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шкребтий Татьяна Владимировна

Цель: Активизация мышления в процессе специально моделируемых проблемных
ситуаций

Задачи:- продолжать формировать представления детей : о потребностях живого организма,

способах очистки воды и веществах, способных обеззараживать воду. Познакомить детей

с наиболее древним изобразительным материалом : углем, создать условия для творчества
с использованием этого материала;

-активизировать речь детей : продолжать формировать умение вести диалог;

- развивать логическое мышление детей, желание разрешать проблемные ситуации;

- воспитывать чувство взаимопомощи, рационализма, прививать нормы

экологически правильного поведения в природе, основ безопасности жизнедеятельности
Материал:

- стенд с фотографиями детей на летнем отдыхе;

- детский бассейн, набивные модули;

- аптечка у воспитателя;

- головные уборы на каждого ребенка;

- рюкзак на каждого ребенка , кружка, зубочистки, нож, спички, бутерброд, расческа с закрепленным мелом:

для туриста:

- зеркальце, веревка, носовой платок, лист бумаги, карандаш, веревка, игрушка,
игрушечный пистолет: для детей;

- ковер (перевернутый, голубая ткань (вода), на «берегу»: различный мусор

(ракушки, деревяшки, разовые стаканчики, палки, бутылки, камни темные и белые и т. д.)
- набор для моделирования; уголь художественный, камни (бумажные)

- фонтан, водоем с мутной водой, фрукты на ветках растений, рыбы в море (магнитные); крабы (магнитные) поднос с термо-салфеткой;

- аудиозапись (запись звуков моря, вертолета)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_robinzony.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

"НОВЫЕ РОБИНЗОНЫ"

 

Цель: Активизация мышления в процессе специально моделируемых проблемных
ситуаций

Задачи:

- продолжать формировать представления детей : о потребностях живого организма,
способах очистки воды и веществах, способных обеззараживать воду. Познакомить детей
с наиболее древним изобразительным материалом : углем, создать условия для творчества
с использованием этого материала;

-активизировать речь детей : продолжать формировать умение вести диалог;

- развивать логическое мышление детей, желание разрешать проблемные ситуации;

- воспитывать чувство взаимопомощи, рационализма, прививать нормы

экологически правильного поведения в природе, основ безопасности жизнедеятельности
Материал:

- стенд с фотографиями детей на летнем отдыхе;

- детский бассейн, набивные модули;

- аптечка у воспитателя;

- головные уборы на каждого ребенка;

- рюкзак на каждого ребенка , кружка, зубочистки, нож, спички, бутерброд, расческа с закрепленным мелом:

для туриста:

- зеркальце, веревка, носовой платок, лист бумаги, карандаш, веревка, игрушка,
игрушечный пистолет: для детей;

- ковер (перевернутый, голубая ткань (вода), на «берегу» : различный мусор

(ракушки, деревяшки, разовые стаканчики, палки, бутылки, камни темные и белые и т. д.)
- набор для моделирования; уголь художественный, камни (бумажные)

- фонтан, водоем с мутной водой, фрукты на ветках растений, рыбы в море

(магнитные); крабики (магнитные) поднос с термо-салфеткой;
- аудиозапись (запись звуков моря, вертолета)

Ход занятия:

Воспитатель обращает внимание детей на фотовыставку:

Воспитатель: посмотрите, на эти фотографии. Кого вы видите на них,
кого узнали?

(ответы детей)

Воспитатель: как вы думаете, когда были сделаны эти фотографии? Нравятся вам они? Чем нравятся?

(ответы детей)

Воспитатель: кроме фотографий с морских берегов обычно при возят
разнообразные сувениры, так называемые «дары моря» :
разноцветные камешки, большие и маленькие ракушки.

Говорят они хранят в себе шум моря: давайте проверим,

так ли это? Тогда давайте создадим полную тишину и

поочередно приложим ракушки к уху? Включите свое

воображение .... Ну и, кто что услышал?

(ответы детей)

Воспитатель: сейчас на улице зима, а так бы хотелось хоть не надолго
очутиться на взморье, походить по теплому песочку, услышать

крики чаек и шум прибоя ... А еще говорят, что на морских

берегах любознательных ждут открытия и приключения.

Ребята, вам хочется отправиться в невероятное путешествие?

(ответы детей)

Ну тогда, может попробуем? Нам поможет
наша фантазия. Но все же мы собираемся в дальний путь:
надо взять рюкзаки и надеть головные уборы (дети готовятся)
Появляется турист-неудачник:

Турист: О ., кто -то тут, как я слышал, мечтает о приключениях?
Воспитатель: да, мы с ребятами немного заскучали в зимнем городе!
Турист: Тогда вперед! Нас ждут великие открытия! Ребята, за мной!
Воспитатель: Подождите, подождите! Вы даже не представились!

Дети, мы можем с незнакомыми людьми

куда-нибудь ходить?

(ответы детей)

Турист: Ой, ребята, я так обрадовался, что встретил вас и забыл
представиться : Я - турист. Турист - это тот, кто любит
путешествовать и все -все знает о путешествиях. Вот!

Воспитатель: А, тогда вы нам непременно поможете с организацией нашего
путешествия?

Турист: Конечно!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой нам больше подойдет
транспорт для путешествия по морю?

(ответы детей)

А что вы знаете из водного транспорта?

(ответы детей)

Турист: Ох, сразу видно, что вы неправильные туристы - транспорт

выбирают! Да вон сколько разных красивых надувных матрасиков и плотиков - на них и
поплывем!

Воспитатель : Ребята, поверим? Ведь это же настоящий бывалый турист, а
нам так хочется в путешествие! Ну что ж, перед отправкой

надо собрать все необходимое.

Турист: Ишь чего захотели - так поплывем: у меня все с собой! Да и нельзя
брать много, ну разве что по
1 предмету каждому!

Воспитатель: Ну что ж. Я обязательно возьму аптечку -так положено, а вы
ребята выберите
1 предмет, из того что здесь есть.

Сбор рюкзака (предметы на выбор детям: зеркальце, веревка, носовой платок, лист
бумаги, карандаш, веревка, игрушка, игрушечный пистолет)

Турист: Ну давайте уже грузитесь!

Воспитатель: Ребята, располагайтесь! В добрый путь!

(музыка океана)

Турист: Ой, кажется я что-то упустил ...

Воспитатель: Плывем, а куда не знаем! Как же этими плотами управлять?
Турист: Я ... я если честно не подумал .... Будем плыть по течению - глядишь
повезет -далеко не унесет!

Воспитатель: Эх вы, а еще бывалый турист! Ой, кажется земля - мы
спасены! Высаживаемся ...

Воспитатель : да это остров, мне кажется

 Слайд (необитаемый остров)

Интересно, есть ли здесь люди, как узнать?

(ответы детей, обсуждение версий : покричать, пострелять из игрушечного пистолета и т. д.)

Воспитатель: Давайте попробуем ... Никто не отозвался - значит остров
необитаем! Как же нам быть? Мы все хотим вернуться домой,нужно звать на помощь, но как?
Версии детей (педагога, «туриста») :

 - выложить на песке«SOS»

 - написать записку и положить в бутылку;

 - разжечь костер;

 - покричать;

 - зеркалом послать солнечный зайчик проплывающим кораблям;

 Обсуждение, выбор : выложить буквы на песке и написать записку в бутылку и пустить в море.

Дети выкладывают белыми камнями; слово «SOS» и бутылки с запиской).

Воспитатель: Ребята, кажется нам угрожает опасность. Посмотрите там  маленькие крокодильчики  которые захотели узнать, кто из них лишний. Надо срочно им помочь, а то они уже свои острые зубки приготовили. (выполнение задания на логику).

Турист: Ой, жара, жара! Пить очень хочется! Пойду вон из моря напьюсь!
Воспитатель: Что вы, что вы! Ребята, объясните туристу, что из моря пить
воду!?

( объяснение детей)

Воспитатель : А воду нам действительно надо найти и как можно быстрей :
почему, ребята, как вы думаете? Правильно: ведь без воды

человек не может долго обходиться! Где же мы будем ее

искать (подходит к модели с изображением водоемов) на песчаном берегу или пойдем в

заросли. Почему?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, пойдем в заросли, там должна быть вода, так как
растениям тоже нужна вода - значит она там есть

(идут «в заросли», находят водоем с мутной водой)

Дети: Нашли, ура! Только она грязная ...

Воспитатель: Что же можно сделать (версии детей, обсуждение)
Фильтрация (проводится опыт) «Фильтрование воды «

Для опыта нам понадобится чистые стаканы, стаканы с мутной водой, воронки, ватные диски или салфетка.

Опыт: Постепенно переливаем мутную воду в чистый стакан.

Что происходит?

Ответы детей: Вода очищается и становится чище.

Почему писок не поступает в стакан с водой?

Дети: Она остается на фильтре.

Вывод: Все нечистоты, которые находятся в воде , остаются на фильтрах, а вода становится чище.  

 Воспитатель: Можно ли после такой( фильтрации) употреблять эту воду?

Ответы детей: Нет

Воспитатель: Почему ребята?

Дети: Потому что в пищу можно употреблять только кипяченую воду.

 Турист: Кошмар, пить, пить! я есть хочу! вот у меня бутерброд есть-
вкусный (достает)

Воспитатель: Что ты, что ты, посмотри, твой бутерброд испортился в такой
жаре! нельзя брать скоропортящиеся продукты в дальнюю дорогу,

да еще в жаркие страны!

Турист: Что же делать, я есть хочу ... Вот и зубочистки приготовил - зубки
после еды почистить!

Воспитатель: Что же мы можем найти съестного на острове?

(версии детей, обсуждение) (моделирование: изображение дополняется рисунками фруктов и рыб)

Воспитатель: Тогда сделаем так: разделимся девочки пойдут искать фрукты,
а мальчики смастерят удочки и будут ловить рыбу (расходятся)

Девочки с туристом собирают фрукты.

Мальчики с воспитателем изготавливают удочки из подсобного материала, ловят рыбу -
Турист: Что бы вы не обижались на меня - я тут приготовил вам фруктов-

нарезал, угощайтесь! вот мои зубочистки пригодились (дети

угощаются)

Турист: А еще я могу вас кое- чему научить!
Воспитатель: Ой, турист, пожалуйста не надо!

Турист: но все же устали - хотят отдохнуть - вот я и предлагаю порисовать!
Воспитатель: Опять невыполнимая идея: нет ни бумаги, ни красок!

Турист: Но есть уголь из костра и дощечки: еще древние люди так рисовали.
Вот, смотрите!

Воспитатель: Ну что ж, давайте порисуем, пока ждем помощь (дети
рисуют углем на камне)

Звук вертолета - летит помощь

Собираемся - вспоминаем вещи, которые мы использовали, собираем мусор с берега -
увозим с собой, чтобы беречь природу.

В полете еще раз обсуждается тема - главное подготовить поход или путешествие, но если
случилось непредвиденное- не теряться.

Выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "У природы нет плохой погоды"

Учить видеть и понимать изменение, которые происходят в природе в разные времена года; рассказывать о своем эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием природных явлений....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема: «Золотая рыбка»

Цель занятия: формирование знаний детей о морских обитателях, умения соотносить знакомые предметы на земле с названием морских обитателей по словесному указанию....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе, на тему "Театр"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости в осенний лес"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости в осенний лес"...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Наша армия"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Наша армия" подготовлен к празднику 23 февраля....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Мой город"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Мой город, моя страна, моя планета"...

Конспект НОД по ФЦКМ для детей старшей группы Тема "Новый год идёт по миру"

Цель: формировать представления о празднике новый год,Задачи:•Обогащать представления о праздновании Нового года, о символах и традициях праздника;•Продолжать учить отгадывать загадки...