Социально - коммуникативное развитие детей среднего дошкольного возраста
статья по окружающему миру (средняя группа)

Светлова Юлия Геннадьевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в средней группе по тему " Дерево дружбы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_derevo_druzhby.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по социально - коммуникативному развитию в средней группе по теме "Дерево дружбы"

Участники: дошкольники 4-5 лет

Длительность: 20 минут

Педагогический замысел:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи:

  • Способствовать закладыванию нравственных основ личности в процессе формирования представлений о дружбе.
  • Содействовать воспитанию культуры, дружеских взаимоотношений, желание поддерживать друзей.
  • Создавать условия для развития эмоциональной сферы каждого ребенка.
  • Способствовать развитию социального и эмоционального интеллекта
  • Побуждать дошкольников к добрым поступкам, дать возможность проявить взаимопомощь.

Образовательная область «Речевое развитие»

Задачи:

  • Способствовать обогащению лексики дошкольников за счет слов обозначающих нравственные качества (чуткость, взаимопонимание, сопереживание, дружба).
  • Совершенствовать культуру речи,
  • Содействовать развитию диалогической речи в ситуации творческого и игрового общения.

Образовательная область «Познание».

Задачи:

  • Содействовать раскрытию творческого и интеллектуального потенциала дошкольников.
  • Способствовать развитию познавательного интереса детей, умению оценивать поступки людей и  объяснять свои суждения.
  • Содействовать развитию познавательных интересов детей.

Образовательная область «Художественно-эстетического развития»

Задачи:

  • Способствовать развитию эстетических чувств детей.
  • Содействовать развитию художественного вкуса, формированию художественных и графических навыков, становлению эстетического восприятия окружающего мира.

Образовательная область «Физическое развитие».

Задачи:

  • Способствовать развитию выразительность движений.

Оборудование и материалы: дерево дружбы, звуковое письмо, песня о дружбе, сюжетные картинки, разрезные картинки, заготовки для продуктивной деятельности.

Предварительная работа: беседы с детьми о дружбе, обсуждение проблемных ситуаций, разногласий, возникающих между детьми в группе, чтение сказок о дружбе.

Ход НОД

- Ребята, вы слышите, к нам пришло звуковое письмо.  Давайте его послушаем.

(Звучит песенка: «Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг…»

Песенка прерывается телефонным звонком.  Дети и воспитатель слышат из телефонной трубки: «Кто людям помогает, тот тратит время зря, хорошими делами прославиться нельзя. Поссорю вас, ребята, и буду я права! Ля –ля – ля, ля – ля – ля!»

- Ребята, что же делать? Нельзя допустить, чтобы Шапокляк нас поссорила. Мы покажем ей, что умеем дружить.

-Ребята, вы знаете очень много детей  в своём дворе и в детском саду. А всех ли можно назвать друзьями?  Почему?

- А кто знает, чем отличается знакомый от друга? А как ты думаешь? Какое твоё мнение? (Друзья стараются помогать друг другу, не жадничать, уступать, чтобы не поссориться, быть вежливыми, честными и внимательными, не злиться, если поссорились, не бояться просить прощения у друга.)

-Ребята, а только люди могут быть нам друзьями? А кто еще? (Собака, кошка и т.д.)

Приведите примеры из книг о дружбе человека и животного. Вспомните сказочных персонажей. (Ответы детей.) Это сказочные друзья человека.

-А дома у вас есть настоящие друзья-животные? (Ответы детей).

- Ребята, а можно подружиться с окружающей природой: с деревьями, травами, цветами? Что нужно делать для того, чтобы они стали нашими друзьями? (ухаживать за ними, поливать, рыхлить).

-Получается, что можно дружить со всеми, лишь бы ты сам был хорошим другом и умел ценит настоящую дружбу.

- Ребята, сегодня я проходила мимо экологического уголка   и увидела грустное одинокое дерево. Мне стало его очень жалко, и я принесла его к нам в группу. Оно не цветет. Ребята, а вы хотите, чтобы дерево расцвело? Как вы думаете, что для этого нужно сделать? (Рыхлить, поливать…)

- Правильно. Мы постараемся стать друзьями этого дерева, но для этого нам предстоит разгадать секреты дружбы, и каждый разгаданный секрет подарит дереву красивый цветок.

-Готовы? Хотите узнать первый дружбы секрет?

Тогда слушайте песенки детской куплет.

Первый секрет дружбы (звучит песня «От улыбки»)

- Скажите мне, пожалуйста, так с чего же начинается дружба? Правильно, с улыбки. Посмотрите как быстро, легко и просто вы разгадали первый секрет.

- Скажите, а с каким человеком приятнее общаться: с тем, который хмурый, злой или с тем, который улыбается? Правильно. Поэтому давайте улыбнемся друг другу и улыбнемся нашему дереву. Ведь мы хотим быть друзьями! У вас такие замечательные, солнечные улыбки, что, глядя на них, ярче становится день и на душе теплеет. Дополните строчку: «С голубого ручейка начинается река, ну, а дружба …» (дополняют)

- Итак, вы разгадали первый секрет. Как называется этот секрет?  Правильно.

-А вот и первый цветок, посмотрите, какой он красивый.  Давайте подарим его нашему дереву (вешаем цветок на дерево).

Второй секрет дружбы

- Хотите отгадать второй секрет дружбы? Тогда давайте вспомним пословицы о дружбе.

-Нет друга - ищи, а нашел -  береги.

-Друзья познаются в беде.

-Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Чтобы следующий секрет узнать

Предлагаю рассуждать.

На картинки посмотрите,

Что увидите, скажите.

Давайте поиграем в игру «Живые картинки».

-А почему вы так решили? (Правильно, друзья должны помогать друг другу.)

- А как вы помогаете друг другу? (ответы детей)

Вот и еще один секрет  дружбы разгадан. Как назовем этот секрет? Помощь. Давайте подарим ещё один цветок нашему дереву.

Игра «Живые картинки» (нужно посмотреть на картинку и увидеть, о чём она нам рассказывает)

- Посмотрите на картинку и подумайте, могут ли эти дети  быть друзьями?

Третий секрет дружбы

- Хотите узнать третий секрет дружбы? Тогда для вас ещё одно задание.

- Посмотрите, у меня есть две разрезные картинки. Разделитесь на команды, каждая команда должна собрать свою картинку. А я посмотрю, как дружно вы можете трудиться.

(Предлагаются разрезные картинки кошки и собаки.)

-Молодцы. Вы здорово потрудились. Кто изображен на ваших картинках?

-Ребята, а вы слышали выражение: «Живут как кошка с собакой»? Как вы понимаете эти слова? (Значит постоянно ссорятся, ругаются.)

- Скажите, а ссоры, постоянные оскорбления, ругань имеют что – то общее со  словом  «дружба»?

- А как по-вашему должны жить друзья? Действительно, друзья должны жить дружно, а по-другому можно сказать мирно!

Вот и еще один секрет дружбы вы разгадали. Как назовем этот секрет? Мир. И еще один цветок появляется у нашего дерева.

Четвертый секрет дружбы

- А теперь присаживайтесь на стульчики. Для вас ребята разыграют небольшую сценку.

(На стульчике сидит Максим. Грустит, подперев голову руками. Появляется Семен.)

Семён: Привет! Как у тебя дела?

Максим: Отстань! Не тронь! Иди своей дорогой!

Хотел Семен уйти, обидеться и отойти, но посмотрел на Максима, подумал и снова вернулся. И вдруг пожалел его  и молча протянул ему руку.

Максим: Прости, Семен, меня за грубость!

Семен: Я не сержусь на тебя!

- Ребята, можно этих мальчиков назвать настоящими друзьями? Почему?

Воспитатель: Запомните, дети, если у друга беда, с печалью и злостью поможет вам справиться только одна …(доброта).

– Молодцы. Так каким надо быть по отношению к другу? - Добрым. Вот и еще один секрет дружбы вы разгадали. Как назовете этот секрет? Доброта. Не зря пословица гласит: «Доброе слово лечит, а злое убивает».  И еще один цветок расцвёл на нашем дереве.

– Скажите, ребята, а у друга может быть плохое настроение?  Конечно, иногда  и у друга бывает плохое настроение. Давайте вспомним нашу игру про настроение.

Физминутка «Настроение»

Настроение упало,

Дело валится из рук…

Но ещё не всё пропало,

Если есть хороший друг.

С делом справимся вдвоём,

С облегчением вздохнём –

Настроение поднимем

И от пыли отряхнём!        

Стоят лицом друг к другу, руки вверх.

“Бросают” вниз руки…

Грозят указательным пальчиком.

Хлопают в ладоши.

Берутся за руки.

Вздыхают.

Поднимают сцепленные руки вверх.

“Отряхиваются” от пыли, улыбаются друг другу.

Пятый секрет дружбы

Вы разгадали 4 секрета дружбы. Но есть еще один секрет.

Присядьте тихонько на ваши стульчики

И приготовьтесь вновь рассуждать!

В одном детском саду дружили две девочки Катя и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Катину куклу.

-Кто сломал мою куклу? – расплакалась Катя.

-Не знаю, - сказала Маша. – Наверное, это Максим.

А надо сказать, что мальчик по имени Максим часто ломал игрушки других детей.

-Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Катя у Максима.

-Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.

-Не может быть! – воскликнула Катя. – Маша -  моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.

Подошла Катя к Маше и спросила…( Как вы думаете, о чем спросила Катя свою подругу?).

-Зачем ты обманула меня Маша?

-Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.

-Не делай так больше Маша! – сказала Катя. – Друзья должны быть честными друг с другом!

- Вот такая история. Скажите мне, пожалуйста, о каком важном секрете дружбы вы узнали из этой истории? Как вы думаете, Катя и Маша останутся  друзьями? Конечно, Катя простит Машу. Но знаете ребята, за одним обманом, может последовать другой, третий… А вы захотели бы дружить с человеком, который постоянно вас обманывает? Конечно, обман может разрушить дружбу. Поэтому, какими должны быть друзья по отношению друг к другу. Честными.

Молодцы! Вы разгадали еще один секрет дружбы. Как назовем этот секрет? Честность.

А вот и еще один цветок. Повесим его на дерево.

- Посмотрите, ребята, на наше дерево. Как оно расцвело! Вы разгадали все секреты, и я уверена, что вы готовы дружить с деревом, на котором растут цветы вашей дружбы. Это дерево теперь всегда будет расти в нашей группе. И коварная Шапокляк просто не захочет идти в наш детский сад. Ей здесь делать нечего. Ведь мы знаем всё о дружбе и умеем дружить.

- Ребята, у каждого из вас есть верные друзья, поэтому предлагаю вам сесть за столы и  нарисовать у своих деревьев столько  крепких корней, сколько у вас друзей.

(Дети показывают свои рисунки).

Подведение итогов

-Я знаю, вы дружные ребята, но даже у друзей бывают разногласия.

И если вдруг вы с другом поругались,

Присядьте здесь, под деревом в тени.

И вспомните секреты дружбы,

Их назовите по порядку вы:

улыбка, помощь, доброта, мир, честность. (называют дети)

-Сейчас вы  другу руку протяните, обнимите его и улыбнитесь, и постарайтесь никогда не ссориться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста «Кто такой настоящий друг»

Конспект организованной образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста...

Занятие по социально – коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста Тема: «Дружба начинается с улыбки»

Цель: формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива.  Задачи: 1. Познакомить детей с эмоциями и качествами человека, помогающими и мешающими дружбе....

Методические рекомендации по использованию игр по социально-коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста

Данные методические рекомендации разработаны с учётом возрастных особенностей детей пятого года жизни, проведённой педагогической диагностикой в средней группе МБДОУ №27 и предназначены для работы пед...

Технология: «Социально-коммуникативное развитие детей среднего дошкольного возраста через использование малых жанров фольклора»

Приоритетным направлением государственной образовательной политики  является духовно-нравственное развитие детей, основой которого выступает сохранение и развитие традиционной народной культуры. ...