Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы по формированию целостной картины мира «Богатыри земли русской»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Барсукова Ольга Александровна

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bogatyri_otkrytoe_zanyatie.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

образовательной деятельности

с детьми старшей  группы

по формированию целостной картины мира

 «Богатыри земли русской»

 Цель:

Формированее  представлений о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
Задачи:

1.Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне  Никитиче.
2.Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
3.Познакомить детей с оружием богатырей.
4. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Развитие понятийного словаря:
Богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи,, топкие болота, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, секира, чекан, топор, боевой бич, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал, гусли.
Предварительная работа:
Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях.
Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист- Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».
Оборудование:
Иллюстрации богатырей Древней Руси; карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, кистень и т.д.) и оружие современных воинов (пистолет, ружьё, винтовка, автомат); костюмы богатырей и гусляра, речка, камушки из бумаги, камень на распутьи, три дороги, лес, изображения Кащея Бессмертного, Соловья - разбойника, Змея - Горыныча.

                                                                          Ход занятия:

Дети с воспитателем проходят в зал и повернувшись к гостям,  говорим здравствуйте.

Воспитатель: Ребята, а еще, чтобы день был добрым, радостным, наполнен любовью, его нужно начинать с хорошим настроением.

Давайте мы все вместе от всего сердца подарим друг другу и нашим гостям   хорошее настроение.

Вправо, влево повернись и в цветочек превратись.                                                 

Собираемся в букет:  все вместе.

Какой красивый, большой букет у нас получился. 

 Давайте,  подарим его нашим гостям. (Дети дуют на свои цветы)

Воспитатель: (Подходим  к карте)

    Мы живем в замечательной стране, у которой удивительно красивое имя – Россия.  А вы знаете, почему у нашей страны такое название?  

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле, с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем,

 Тебя по-славянски назвали – Россия!

Россия  это наша Родина.  Не одна страна в мире не имеет такой огромной территории как Россия. Посмотрите на глобус. 

Вот как много места занимает территория России.

Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце страны может идти снег, а на другом припекать солнышко.

Чтобы добраться с одного конца на другой, на поезде надо ехать семь дней, неделю, а на самолете лететь почти сутки.

Это огромное государство! 

Но не всегда наша Родина была такой. Сегодня мы с вами поговорим  о прошлом нашей Родины.

 Давайте присядем на стулья и посмотрим на экран .

Воспитатель: 
Давным - давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголы -татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Жили среди русичей богатыри - защитники нашей Родины в древности.

Воспитатель: Ребята, мы уже прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской. Давайте, вспомним  богатырей, о которых вы узнали (дети называют)

Никита Кожемяка - змей горынычем

Илья Муромец – соловей разбойник

Михайло Данилович- войско врагов

Михайло Потык- змей в подземелье

Иван Быкович – чудо-юдо 
Дети, а с кем боролись герои - богатыри?
Дети:
С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.
Воспитатель:А вы знаете, что о богатырях не только сказки и былины писали. Их еще и художники изображали на своих картинах. Вот как изобразил богатырей  Виктор Васнецов (Показывает иллюстрации богатырей и картину В. М. Васнецова «Богатыри»).
Посмотрите, ребята, какие они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными. Вы узнаете кого-нибудь?

В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он кряжист и могуч, как вековой лес, окружавший его с детства. Славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. «Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля». Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей.

По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.

Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Лукава усмешка на его губах, вот сейчас запоет песню на всю степь. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусельки яровчатые. Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.

У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.

Воспитатель: Богатыри смотрят вдаль не видать ли врагов. Они стоят на защите Земли Русской. А как одеты богатыри?

Дети: Они одеты в кольчуги. Это железная рубашка из колец.

Воспитатель: Почему они одевали кольчугу? 

Дети: Защита от стрел, копья.

Воспитатель: Что надето на голову?

Дети: Шлем, защита головы.

Воспитатель: А ещё какие доспехи есть у богатырей?

У Ильи Муромца – копье и булава, у Добрыни – меч, а у Алеши Поповича – колчан со стрелами.

Воспитатель: Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.

Через «ворота времени» попадем  в Русь Великую
Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?
Дети: Дорогу.
Воспитатель:  Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти.

Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:
«Пойдёшь направо-

Коня потеряешь,
Пойдёшь налево
Жизнь свою потеряешь,
Двинешься прямо
Ждет богатырская застава.»


Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?
Дети: 
Дорогу, которая идет прямо.
Воспитатель с детьми идет по дороге и перед ними первое препятствие

Подходят к «речке».

Вот и речка на пути

Не проехать, не пройти.

Змей Горыныч злой

Мост сжег здесь над рекой.

Богатырские пословицы

Нужно вспоминать

Из дощечек крепких

Мостик собрать!

Тот герой, кто за Родину ...(горой).

Кто смел, тот на коня ...(сел).

Сам погибай, а товарища ... (выручай).

Жить-Родине ...(служить).

Если дружба велика, будет Родина … (крепка).

За правое дело... (стой смело).

Один за всех и...  (все за одного).

Молодцы, ребята. Отлично справились с заданием Змея Горыныча. Идем дальше.

Воспитатель: 
Дальше в путь вы все пустились.
Но, увы, не тут - то было,
Вихрем всё вдруг закружило!
Соловей Разбойник
Повстречался на пути,
Тут спасенья не найти!
Но ребята не зевай
И оружие скорее выбирай!

  На доске картинки с богатырскими доспехами, с оружием и снаряжением современной поры. Надо отобрать те, которые подойдут для богатыря.

Не забудьте сказать, как называется и для чего нужна эта вещь. (Кольчуга, шлем, щит, копье, лук, меч.)

- Ребята, я загадаю вам загадки, а отгадки вы найдёте на столе.

1. Рубашку такую не вяжут, не шьют,

Её из колечек железных плетут (кольчуга).

2. Железная шапка с острым концом,

А спереди клюв навис над лицом (шлем).

3. Оружие это не просто поднять,

Не просто поднять, а в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч…

Ну, что догадались? Конечно же… (меч).

4. На левой руке у героя висит

Тяжёлый, блестящий и кругленький… (щит).

- Молодцы, отгадали загадки и правильно нашли отгадки.

- Ребята, а кому принадлежат эти вещи? (богатырям).

- Посмотрите, здесь ещё остались картинки богатырских доспехов. Как они называются, знаете?

- Вот это …. (булава). Булава — ударное оружие в виде тяжёлого металлического шара на рукоятке с шипами.

- Как называется это оружие? Палица - ударное оружие, представляющее дубину, часть ствола дерева, суженную в том конце, за который держат рукой.

- Это что за оружие? (лук и колчан со стрелами). Колчан - особая сумка-чехол, в которой носились стрелы.

- Чтобы владеть таким оружием, каким нужно быть? (могучим, сильным, метким).



Воспитатель: 
Здесь преграда, здесь Кащей

Навалил он тут гору камней
Чтобы дальше вам пройти
Нужно доказать, что вы богатыри.

Для начала разомнемся и разберем завалы.

Физкультминутка «Богатыри»
Богатырь- вот он каков:
(Показывают силача)
Он силён , он здоров,
Он из лука стрелял,        
(Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри,        
(Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!

(убирают булыжники с дороги)
Дети с воспитателем идут дальше по дороге

Воспитатель:Вот мы и добрались до богатырской заставы. Ребята, смотрите, лавка стоит. Давайте присядем отдохнем.
 навстречу им выходит мальчик - гусляр.
Воспитатель: Кто ты?
Гусляр: Я гусляр, хожу от города к городу, отсела к селу, пою о подвигах богатырей русских. Раньше телевидения не было, только от меня люди новости и узнавали.
Воспитатель: А наши ребята тоже знают, кто такие богатыри!

«Богатырь, силён как вольный ветер,
Могуч как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!


Воспитатель:
Вот кто такие богатыри.»
Гусляр:
Аи, под славным городом под Киевом,
Стояла застава богатырская.

Охраняли эту заставу богатыри.

Да вот и они сами!

Выходят три мальчика, одетых богатырями
.

Богатырь: Здравствуйте люди добрые!

Ведущий: Вы нам хотите что-то рассказать?


Илья Муромец:

А рассказать мы вам хотим,

какая нечисть по земле русской ходила.
Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу,
Свистел по-соловьему,
Рычал по-звериному,

Словил я его , говорил ему такие слова:
«Полно тебе свистеть да рычать

Малых детушек стращать.»
Звучит музыка.
Добрыня Никитич:
А я поехал  к славной речке -
Вдруг не дождь дождит, не гром гремит,
А Змей-горыныч с тремя головам и летит.
Изловчился я, ударил его.
Змей на сыру землю упал,
Пощады просил.
Звучит музыка.
Алеша Попович:
Рассказали мне про Тугарина Змеевича,
Что сам он трех саженей росту,
Конь под ним, как лютый зверь,
Изо рта пламень пышет,
Из ушей - дым столбом - все боятся лютого,
Как хлестнул я его по голове,
У пал он на сыру землю,
И сказал я ему : «По грехам твоим, Змеевич, все учинилось».

Звучит гусельная музыка.
Гусляр:
Ой, богатыри святорусские,
Седлали вы коней добрых,
Да стояли вы за веру и Отечество,
И поклон вам от Руси и во веки веков.

Богатырь: Мы всегда рады гостям, но нам пора собираться в путь-дорогу, совершать дела разные

Богатыри уходят

Гусляр: Ребята, справились вы с преградами злодеев. Я уверен, что вы вырастите сильными и отважными, как богатыри. А это вам подарок от защитников Руси, щит меч.(достает из мешка и отдает детям) Ну и мне пора с вами прощаться. Люди ждут моих новостей на Руси.

Гусляр уходит.
Воспитатель: До свидания, гусляр!
Ну вот, ребята и подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри, увидели богатырей и узнали об их подвигах. Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными.

Пора и нам возвращаться в наше время. (Через ворота времени возвращаются в «наше время», рассаживаются на стулья)


Воспитатель:

Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? (Ответы детей).

Как вы считаете, есть богатыри в наше время (Ответы детей).

Где их можно встретить? (Пожарники, пограничники, космонавты, врачи и т. д.)

В: Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по формированию целостной картины мира. " Хочешь есть калачи, не сиди на печи."

Закрепляются знания детей о хлебе как одном из величайших богатств земли. Расширяются представления о роли труда в жизни человека....

Интегрированное планирование образовательной деятельности с детьми, как средство формирования целостной картины мира старших дошкольников»

Представленный материал составляет теоретическое боснование инновационного опыта работы ДОУ по формрованию интегрированного планирования в соответствии с новыми государственными стандартами...

Конспект непрерывной образовательной деятельности со старшими дошкольниками по формированию целостной картины мира по теме: "МОЯ СЕМЬЯ"

Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг-друга и заботятся друг о друге....

Конспект образовательной деятельности в старшей группе ТНР. Формирование Целостной Картины Мира Тема: «Обувь, головные уборы»

Конспект образовательной деятельности в старшей группе ТНР. Формирование Целостной Картины Мира  Тема: «Обувь, головные уборы»...