НОД "Какие разные театры"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Методический материал к Культурному дневнику дошкольника Саратовской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_kakie_raznye_teatry.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 6»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конспект

непрерывной образовательной

деятельности по теме:

«Какие разные театры!»

(подготовительный к школе возраст)

 

                                                                         Воспитатель:
                                                                  Тугушева
                                                                                 Альфия Гайязовна

                                                                   

г. Энгельс

 2022 г.

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» под общей редакцией Л.Г.Петерсон, И.А. Лыковой.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Тема НОД: «Какие разные театры»

Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие».

          Цель: создание условий для формирования представлений о театре, его видах.

Задачи:

Образовательные:

  • расширять представления детей об истории создания театра,;
  • пополнять и активизировать словарь по теме театр: мимика, жесты,      интонация;

          Развивающие:

  • развивать диалогическую речь;
  • отрабатывать интонационную выразительность речи;
  • побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты,    движения, мимику) для создания художественного образа;
  • совершенствовать умение управлять своими эмоциями; развивать  воображение;
  • формировать устойчивый интерес к театральному искусству, потребность каждого дошкольника обращаться к театру, как источнику особой радости, эмоциональных переживаний.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному краю;
  • воспитывать культуру поведения в театре;
  • воспитывать доброжелательное,  эмоционально-положительное отношение друг к другу

          Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.

Формы организации: групповая, подгрупповая.

Форма реализации детских видов деятельности: художественное слово, беседа, загадывание загадки, дидактическая игра «Угадай эмоцию»

          Оборудование: 
Мультимедийная установка, разрезные картинки «Эмоции, билеты - картинки  с правилами поведения в театре»

          Предварительная работа: дидактические игры, беседы о театре и правилах поведения в театре.


Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

Воспитатель собирает детей возле себя

Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки? Тогда попробуйте отгадать мою загадку
Это дом- волшебный дом!
Сказку ты увидишь в нем.
Танцы музыка и смех-
Представление для всех!
Там занавес трепещет, 

И лампочки дрожат - 

Там звонко рукоплещет 

Полтысячи ребят. 

Воспитатель: Совершенно верно. Я вам предлагаю познакомиться с театром. Хотите, ребята?

Основная часть

Воспитатель: Тогда проходите и присаживайтесь поудобнее на стульчики перед экраном. Наше знакомство начинается.  

Воспитатель: Театральное искусство возникло давным-давно, в стране – Древняя Греция. Жители этой страны – древние греки, строили театры под открытым небом. В театре была сцена, где актеры разыгрывали спектакли и пьесы, и высокие зрительные места. Зрители располагались на скамейках по склону холма, а актеры выступали на «дне», на круглой сцене.

Одной из особенностей греческого театра было то, что актерами были мужчины. Они исполняли и женские и мужские роли одновременно. Используя при этом множество масок.

Женщинам участвовать в спектаклях и пьесах не разрешалось. Все женские роли разыгрывали актеры мужчины, переодетые в женские платья. Когда актеры исполняли грустную пьесу – трагедию, они одевали на лицо грустные, хмурые маски. Если на сцене разыгрывалась веселая пьеса – комедия, актеры одевали веселые, улыбающиеся маски.
Воспитатель: Ребята, мы с вами не сможем  одеть маски, при помощи чего мы свами сможем показать наше настроение, наши чувства? Кто из вас знает, что такое мимика?

Воспитатель: Совершенно верно, предлагаю встать в круг и внимательно следить за мимикой всех играющих. Нужно только при помощи мимики и жестов показать то, что я вам произнесу

пьете соленый чай;
едите лимон;
рассердились на драчуна;

встретили хорошего знакомого;
удивились;

грустите;
у вас болит зуб;

трогаете грязную бумагу.

Воспитатель: Эмоции показывать вы умеете, а сможете отгадать какую эмоцию изображает человек на картинке (эмоции  в разных конвертах). Вам нужно разделиться на пары и выбрать конверт. Достать из него все части и собрать их, а потом названия какая эмоция изображена на вашей картинке.

Воспитатель: Со временем театры изменились и на улицах многих городов появились балаганы.

 Балаганы – это веселое, смешное театральное представление, которое разыгрывали актеры на ярмарках и народных гуляниях. В этих представлениях участвовали бродячие актеры, жонглеры, акробаты. Выступали актеры прямо на улице, и каждый прохожий мог подойти и посмотреть представление. Больше всего зрители любили смотреть выступление веселой театральной куклы – Петрушки.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю устроить балаган у нас в детском саду. Мы с вами превратимся в актеров балагана. Но чтобы превратиться в нужно всем вместе произнести волшебные слова:

Топ, топ! Хлоп, хлоп!

Вокруг себя повернись!

И в артистов превратись!

Актеры балагана умели говорить с разной интонацией. Мы превратились в артистов, попробуем с вами произнести одно и то же предложение на с разной интонацией, той которую я назову. Готовы? А предложение такое «К нам скоро придут гости» (Весело, грустно, удивленно, со страхом, с гневом.)


Воспитатель: Молодца, ребята. А хотите узнать как же изменился театр в наше время? Тогда присаживайтесь поудобней. Мы продолжаем.

Воспитатель: Прошли годы и в каждом городе появились большие, красивые здания – театры. В них выступали актеры, которые показывали спектакли для зрителей. Ребята, а вы знаете  какие театры бывают?

Воспитатель: Совершенно верно.  А хотите узнать  и посмотреть  какие театры есть в нашей  Саратовской области?

Воспитатель: Драматический театр – в нем разыгрывают спектакли взрослые люди – актеры. А в драматическом театре главное средство – слово. Не случайно драматический театр называют иногда разговорным.

В городе Саратов есть государственный академический театр имени Ивана  Артемьевича Слонова.

В городе Балашове тоже есть драматический театр.
А еще есть драматический театр в городе Вольск.
Театр – удивительное место, где показывают спектакли, звучит музыка, читают стихи, где танцуют и поют, где можно посмеяться и поплакать, где есть над чем задуматься и чему удивиться взрослым зрителям.

Воспитатель: Но есть театр, в который называют театр юного зрителя (ТЮЗ). Как вы думаете для кого придумали этот театр?

Воспитатель: Совершенно верно. В городе Саратов есть такой театр и называется он Саратовский театр юного зрителя имени Юрия  Петровича Киселева.

Воспитатель: Есть театр оперы и балета, где в спектакле главное – музыка. Красивое здание в классическом стиле, на переднем плане воздвигаются огромные колонны, но здание кажется легким и воздушным, а в верхней части мы видим балерин держащих инструмент, который называется лира. В опере не говорят, а поют. То, что исполняет оперный певец, называется ария. 

Театры, в которых артисты не разговаривают, а танцуют, и все чувства выражаются танцевальными движениями — это балет.

Балетное искусство – такой вид театра, где содержание передаётся зрителям без слов: музыкой, танцем, пантомимой. Такой театр есть в Саратове.  Саратовский академический театр оперы и балета.

Воспитатель: А   в нашем городе Энгельсе есть театр в котором можно увидеть весёлый спектакль с музыкой, песенками, зажигательными танцами, остроумными диалогами. А может быть кто-то из вас, ребята,  был в таком театре и знает как он называется? Совершенно верно,  называется он Саратовский областной  театр оперетты.
Воспитатель: Есть ещё один театр. В этом театре выступают взрослые для детей, но зрители их не видят. Как вы думаете, что это за театр?

Саратовский театр кукол «Теремок».

На современной сцене кукольного театра куклы могут играть вместе с актёрами. Это замечательный театр, и куклы там бывают самые разные. Есть верховые перчаточные куклы (их артист надевает как перчатку на пальцы, а сам прячется за ширмой), есть куклы на нитках (кукловод управляет ими сверху, дёргая то за одну ниточку, то за другую. тростевые куклы (их держат за палку, которая проходит через всю куклу. Актёр управляет руками куклы с помощью тонких палочек – тростей, которые скрыты от зрителя в рукавах или в одежде куклы), механические, теневые… В театре теней кукол вообще не видно, видны только их тени.

Воспитатель: Но есть и необычные театры, например, театр зверей. Как вы думаете кто исполняет роли в таком театре?

Воспитатель: Вы правы, роли в спектакле исполняют кошки, собаки, мыши или даже слоны. В нашей области к сожалению, нет такого необычного театра. Но в Саратове есть тоже необычный театр, называется он театр магии и фокусов «Самокат»
Воспитатель: Как вы думаете, что показывают в этом необычном  театре?

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие разные и интересные, необычные театры есть в нашей Саратовской области

Воспитатель: Сейчас я предлагаю пройти за столы, на которых вы увидите наши знакомые тетради. Открывайте свои тетради по закладке. Какие из театров вы узнали, с которыми мы сейчас познакомились?

Воспитатель: Предлагаю вам выполнить задание в нашем культурном дневнике. Рассмотрите внимательно фотографии. Как можно назвать предметы изображенные на фото одним словом?

Воспитатель: Ребята, вам нужно раскрасить круги под фотографиями театров , в которых вы уже были красным цветом. А круги под фотографиями где вы хотели бы побывать зеленым цветом.

Воспитатель: Миша, в каком театре ты бы хотел побывать? Лерочка, а в каком театре ты уже была?...

 А хотели бы вы  побывать в театре «Самокат»? Как же нам туда попасть?

Заключительная часть

Воспитатель: Без билетов мы точно туда не сможем попасть.

Воспитатель: Купить билеты можно только назвав правила поведения в театре. Подходите к мольберту, на котором вы увидите подсказки для вас. Как только мы услышим третий звонок, нам свами можно будет проходить в зрительный зал.

Воспитатель: Ребята рассаживайтесь поудобней, представление начинается.

                                   Рефлексия.
Воспитатель: 

- Что узнали сегодня нового?

- С чем познакомились?

- В каком театре побывали?

- Кому мы сможем рассказать об этом?

Ответы детей.

Дети: Театр.

Дети: Да.

Слайд 1

Дети рассаживаются на стульчики.

По ходу рассказа педагога идет презентация

Слайд 1,2,3,4

Слайд 5,6,7


Ответы детей.

Дети изображают с помощью мимики и жестов

Дети делятся на пары и выбирают конверт, проходят за столы и начинают собирать картинку из частей и называют эмоции, которые изображены на их картинках.

Рассказ сопровождается  показом слайдов

Слайд 8,9






Дети выполняют задание

Дети: Да.

Ответы детей.

Дети рассаживаются на стульчики.



Ответы детей. (
кукольный театр,  театр драмы, оперетты, оперы и балета.)

Дети: Да.

Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов

Слайд 10,11,12,13,14

Ответы детей.

Слайд 15,16,17

Слайд 18,19,20

Слайд 21,22,23

Ответы детей.

Ответы детей.

Слайд 24,25,26,27

Ответы детей.

Слайд 28

Слайд 29

Дети: Фокусы.

Ответы детей.

Дети: Театры.


Дети с воспитателем рассматривают фотографии и выполняют задание.

Совместно обсуждаем с детьми какие театры их заинтересовали.

Ответы детей.

Ответы детей.

Варианты детей.


Дети выбирают картинку билет и называют правила поведения в театре. В это же время звенит звонок (1,2,3)

Дети рассаживаются в зале и начинается видеоролик про театр «Самокат»

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Список литературы

  1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» под общей редакцией Л.Г.Петерсон, И.А. Лыковой. – М.: издательский дом «Цветной мир», 2018. – 336 с.
  2. Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И. К61 Дорогою добра. Занятия для детей 6—7 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию / Под ред. Л.В. Коломийченко. — М.: ТЦ Сфера, 2015.
  3. Культурный дневник дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД с использованием ИКТ «Такой разный театр» (для детей старшего дошкольного возраста)

Конспект познавательного занятия с использованием ИКТ и показом  мини-постановки с элементами теневого театра....

Конспект разработки занятия "Такой разный театр"

Образовательные задачи: Сформировать навыки правильного рисования кистью; выработать чувство цвета; развивать фантазию, воображение и подражательные навыки; побуждать детей к импровизации; закреплять ...

"Театры бывают разные" Театр теней в детском саду

Этот вид театра родом из Китая. Теневой театр является очень интересным и зрелищным видом театра, с помощью которого можно устроить волшебное представление, занять и успокоить детей. Театр теней разив...

Проект "Такие разные театры"

Проблема: детская проблема: Почему все такие разные театры ?взрослая проблема: недостаточно знаний о театральном искусстве15. Цель, направление деятельности проекта:*...

Конспект НОД в старшей группе по Познавательному развитию " Такой разный театр"

«Театр – это волшебный мир,в котором ребенок радуется, играя,а играя, познает  окружающее…»О.П.Радынова...

Конспект НОД с использованием ИКТ "Такой разный театр"

Конспект НОД с использованием ИКТ "Такой разный театр"(для детей старшего возраста)...

Конспект НОД "Такой разный театр"

Расширить представления детей о театре.-совершенствовать фантазию, воображение, интонационную выразительность речи, развивать у детей умение разыгрывать спектакль по знакомой сказке; изображать характ...