"Чудесная соль"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

"Чудесная соль"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

на тему «Чудесная соль».

Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.

Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом. Систематизировать представление детей о соли и её свойствах

Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок.

Оборудование: подносы с солью, цветные мелки, маленькие терки, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, лёд, пустые баночки, холодная и тёплая вода, яйцо.

Ход занятия:

Воспитатель: Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй, друг, здравствуй, друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!

Ребята, я нашла сегодня под дверью вот эти мешочки. Как вы думаете - что это? Вы можете их потрогать, пощупать, понюхать. Есть догадки, что же внутри мешочков?
Дети: сахар, крупа

 Загадка:

Одну меня — не съешь никогда

А без меня — не вкусна еда (Соль)

Воспитатель: А давайте проверим: раскроем их и заглянем внутрь.

Что же это, ребята? 

Дети: Соль

Воспитатель: Вы правы: это действительно, соль. А вы знаете откуда соль попадает к нам на стол?

Дети: Нет

Воспитатель: А хотите узнать? Давайте сядем на стульчики и я вам покажу видеоролик «Как добывают соль»

Выберите любое место за столы. Перед вами подносы с солью.Посмотрите какая она, потрогайте. Что вы можете о ней сказать?

Дети:  Соль сыпучая, не имеет запаха, она белая

Воспитатель:  Ребята, надавите на соль ложками. Что происходит?

Дети: она хрустит

Воспитатель: Теперь возьмите лупу и посмотрите на соль через лупу. Из чего состоит соль?

Дети: из кристалликов.

Воспитатель: Вы знаете, что на соли можно рисовать? Хотите попробовать?

Дети: да

Воспитатель: Предлагаю  вам  нарисовать, а я угадаю, что вы нарисовали. (Дети рисуют на соли пальчиками). Молодцы! Справились с заданием: было очень интересно разгадывать ваши рисунки.

Воспитатель: Ребята, перед вами стоят стаканчики с водой. Возьмите стаканчик с водой и насыпьте в него ложечку соли, затем перемешайте. Что происходит с солью? Дети:  она растворяется.

Воспитатель: А цвет воды изменился?

Дети: Да, она стала слегка мутной.

Воспитатель: А на вкус она изменилась?

Дети: вода стала соленой.

Воспитатель: А сейчас посмотрите: перед вами два стакана с водой. В одном теплая вода, в другом же холодная. Как вы думаете: в какой воде соль растворится быстрее? Давайте проверим. Где соль растворилась быстрее?

Дети:  в теплой воде (Выясняют, что быстрее растворяется в тёплой воде и в обоих стаканах солёная вода.)

Воспитатель: Ребята, а скажите мне, где мы можем применить соль? 

Дети: солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть.

Воспитатель:  Ребята, а еще соль используют зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас и узнаем. Перед вами тарелочки со льдом. Посыпьте лед солью и посмотрите, что произойдет.

Дети: лед начинает трескаться и таять.

Воспитатель: Что это значит?

Дети: соль растапливает лед.

Воспитатель: А теперь посмотрите на эту кружку: она вся потемнела от чая. А теперь смотрите: я беру соль на губку и чищу кружку солью. Как вы видите, кружка стала абсолютно чистой и прозрачной. Это значит что?

Дети:  солью можно чистить посуду и выводить пятна.

Воспитатель:  А теперь давайте немного отдохнем.

Игра «Соленый-несоленый».

Воспитатель: Я буду называть продукты, а вы будете приседать, услышав продукт, который можно посолить. Готовы?

Дети: Да

Капуста, апельсин, банан, огурец, помидор, конфета, грибы, каша, компот, салат, торт, рыба, клубника, малина, яйцо.

Воспитатель: Ну что, ребята, отдохнули? Продолжаем наши исследования?

Дети: Да

Воспитатель:  передо мной стоят две банки с водой. В одну из банок я добавляю две-три ложки соли. Затем в банку с пресной водой я опускаю яйцо. Что произошло с яйцом?

Дети: яйцо пошло ко дну.

Воспитатель: Теперь я опускаю яйцо в банку с соленой водой. Что мы видим?

Дети: яйцо осталось на поверхности воды, оно плавает.

Воспитатель: Какой отсюда вывод?

Дети: в соленой воде плавать легче, чем в пресной.

Воспитатель: Ребята, у вас на столах стоят тарелки с солью, цветные мелки. Предлагаю вам  украсить  вот эту баночку. В вашу соль я добавлю россыпь цветных мелков, тот цвет который вы берите. Что мы видим, ребята?

Дети: Мы покрасили соль с помощью цветных мелков и у нас получилась цветная (разноцветная) соль.

Воспитатель: А сейчас возьмите ложки и по слоям засыпаем нашу соль в баночку из воронки. Смотрите, какая красота у нас получилась.

Воспитатель: Про что вы сегодня говорили на занятии? Что нового узнали про соль? Что именно вам запомнилось на занятии? Что больше всего понравилось? Рассказы детей. Молодцы, мне тоже очень понравилось, как вы сегодня поработали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Соль друг-соль враг."

Занятие в подготовительной группе детского сада«СОЛЬ ДРУГ – СОЛЬ ВРАГ»...

Проект на тему: "Тайнам нет конца. Соль - друг, соль - враг" ( вторая младшая группа).

С помощью этого проекта создать условия для формирования у детей младшего дошкольного возраста готовности изучать окружающий мир, учить решать задачи взаимодействия с при...

Непрерывная образовательная деятельность для детей подготовительной группы "Чудесное превращение соли"

В процессе деятельности  у детей   формируются представления о полезном ископаемом Омской области (соли), ее свойствах....

Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью

Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...

Конспект в подготовительной группе "Соль -друг или соль - враг?"

Конспект занятия по познавательному развитию...

Проект "Чудесная соль"

Изучение области применения пищевой поваренной соли и её свойств...

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе: «Чудесная соль»

Цель: Обобщить представление детей о соли и её свойствах. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования солью....