Путешествие по русским народным сказкам
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Канева Надежда Сергеевна
Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках. Задачи: Образовательные:  Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования;  закрепить навыки детей пересказа сказок; расширить словарный запас;  закрепить названия русских народных сказок. Развивающие:  Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;  Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность. Воспитательные:  Воспитывать интерес к русским народным сказкам.  Формировать навык сотрудничества, доброжелательности. Использование современных технологий:  Методика Л.Б. Фесюковой «Воспитание сказкой»; «ТРИЗ в детском саду» С.М. Гин.  Приемы здоровьесберегающих технологий Аветисова и В.Базарного (смена видов деятельности, элементы гимнастики для глаз, физминутка, мимическая гимнасти-ка) Оборудование:  Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, конверты для моделирования, конверты с загадками, письма. Предварительная работа:  Чтение русских народных сказок; Рассматривание иллюстраций.  Просмотр презентации «Загадки Кота Ученого»; Игры – инсценировки по русским народным сказкам. Методы и приемы: Словесные:  сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения; Наглядные:  демонстрация, рассматривание иллюстраций Практические:  моделирование сказки; решение проблемной ситуация; поисковые действия; драматизация сказки; дидактические игры; физминутка; мимическое упражнение; ды-хательная гимнастика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

Педагог                   Канева Надежда Сергеевна

Дата                          15 ноября 2021 года

ОО Речевое развитие, ОО Художественно – эстетическое развитие

Раздел       Развитие речи/Рисование

Возрастная группа Подготовительная группа

Тема: Путешествие по русским народным сказкам

Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования;
  • закрепить навыки детей пересказа сказок; расширить словарный запас;
  •  закрепить названия русских народных сказок.

Развивающие:

  • Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
  • Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
  • Формировать навык сотрудничества, доброжелательности.

Использование современных технологий:

  • Методика Л.Б. Фесюковой «Воспитание сказкой»; «ТРИЗ в детском саду» С.М. Гин.
  • Приемы здоровьесберегающих технологий Аветисова и В.Базарного (смена видов деятельности, элементы гимнастики для глаз, физминутка, мимическая гимнастика)

Оборудование:

  • Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, конверты для моделирования, конверты с загадками, письма.

Предварительная работа:

  • Чтение русских народных сказок; Рассматривание иллюстраций.
  • Просмотр презентации «Загадки Кота Ученого»; Игры – инсценировки по русским народным сказкам.

Методы и приемы:

Словесные:

  • сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения;

Наглядные:

  • демонстрация, рассматривание иллюстраций

Практические:

  • моделирование сказки; решение проблемной ситуация; поисковые действия; драматизация сказки; дидактические игры; физминутка; мимическое упражнение; дыхательная гимнастика.

Ход занятия:

Этап,

хронометраж

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей

Формируемые целевые ориентиры

(ФГОС ДО)

Используемые педагогические технологии

1.Организационный

Дети заходят, становятся в круг.

Воспитатель:

- Ребята, я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (открываю, выясняется, что все страницы исчезли). 

-Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (дети рассуждают, высказывают свои предположения).

- Смотрите, вместо одной из страниц - письмо.  От кого оно может быть? Давайте, прочтем.  

«Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»

Воспитатель: Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть?  Кто нам укажет путь?  (высказывания детей.)

Создать положительную эмоциональную атмосферу в группе, настроить детей на общение

Психологическая готовность к совместной деятельности

Обладает установкой положительного отношения друг к другу

Игровые

2.Мотивационный

Сюрпризный момент –

Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям.

- Вспомните, что это за предмет?  

- Это – волшебный клубок.

- У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок)

- Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка?  Я знаю один способ – заново намотать клубок, при этом называя русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка 

Игра «Назови сказки»:

дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку).

Воспитывать умение действовать согласованно, принимать общую цель

Сформулирована проблемная ситуация, определена общая цель

Умеет принимать общую цель

Игровые

3. Основной

Воспитатель:  

Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей). Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок.

(Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!», клубочек покатился к сундучку). 

Воспитатель:

Вот и нашлась первая страница! Посмотрите, какая она красивая! Какого цвета? Красная! Кто на ней изображен? (дети рассматривают и называют героев сказок) Давайте, закроем глаза и 3 раза скажем: «1-2-3 в сказке окажись, страна Сказок, покажись!». Вот мы и попали в страну Сказок!

Воспитатель: Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги! (Клубок приводит детей к столу, на котором письмо от Бабы Яги «Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Только не радуйтесь очень, а загляните лучше в конверт. Видите, во что я превратила ваших любимых героев? Сумеете расколдовать, узнать героев, из какой они сказки, получите еще одну страницу!»

Игра «Перепутанные сказки»

И вот еще одна страница нашлась! Какого цвета? Кто изображен? Изображены те персонажи, которых мы с вами расколдовали.

Воспитатель: Давайте мы сами поищем, может где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся страницы?

(Проводится гимнастика для глаз: «Богатыри»).

Нигде не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь! (Идут, подходят к стульчикам, садятся).

Воспитатель: Здесь еще одно письмо, на конверте написано «Помогите!». Только не могу понять, кому нужна наша помощь? (Открываю конверт, достаю карточки. 

Проводится игра «Помогите!».

Предлагается не только назвать тех, кому нужна помощь, но и попытаться помочь им).

  • «Помогите!  Нас хочет съесть серый волк!» («Волк и семеро козлят»)
  • «Помогите, я разбила яйцо – не простое, а золотое!» («Курочка ряба»)
  • «Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок»)
  • «Помогите, я превратился в козленка!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
  • «Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя»)
  • «Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк»)
  • «Помогите! Я заблудилась в лесу!» («Маша и медведь»)
  • «Помогите! Я превратилась в облачко!» («Снегурочка»)

Воспитатель: Какие вы молодцы! А вот еще одна страница нашлась. Какого цвета?  Знаете, что там написано? СПАСИБО! Это герои вас благодарят!

Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет!

Сформировать представления обучающихся о телефонах;

Активизировать и обогащать словарный запас

Обладает элементарными представлениями о вреде и пользе мобильного телефона, повар – кондитер. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослым, способен договариваться.

Игровые

ОТСМ-ТРИЗ, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие

Физминутка

Физкультурная минутка "Сказки"

(проводят дети под руководством педагога)

Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, "поднять яичко")
Посмотрите-ка, разбила (показать "яичко" на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")
Мы славная семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать 
(подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться 
(стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают "рожки")

Предлагает детям поиграть.

Вовлекает в совместную деятельность.

Показывает последовательность действий.

Демонстрируют  двигательную активность

оздоровительные

двигательные

Актуализация знаний

Практические задания

Воспитатель: Отдохнул наш клубок и готов дальше катиться! (Подходим к столу, где находится конверт с иллюстрациями к сказкам). И здесь успела побывать Баба Яга! Смотрите, перепутала все картинки! Как разобраться, где какая сказка - не знаю! Поможем, ребята? 

Проводится игра «Собери сказку по картинкам». 

Дети кратко передают содержание сказок. Находим зеленую страницу)

Воспитатель: Вот и зеленая страничка, а клубок ведет нас дальше.

(Дети вместе с воспитателем подходят к столу с загадками)

Воспитатель: Любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, Баба Яга вернет нам еще одну страницу!

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

(Снегурочка)

У Алёнушки - сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят

(Гуси-лебеди)

Посадил ее дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьей ее тянули

Очень крупная была.

(Репка)

На сметане был мешен

В русской печке испечен.

Повстречал в лесу зверей

И ушел от них скорей.

(Колобок)

Жили-были семь ребят

Белых маленьких козлят.

Проник обманом серый в дом.

Коза потом его нашла,

Перехитрить его смогла.

И всех детей своих спасла.

(Козлята)

Воспитатель: Молодцы, дети! Вот нашлась еще одна страница. Какого она цвета? (голубого)

Клубок зовет нас вперед! Осталось еще несколько страниц, и мы сможем собрать нашу книгу. Встаньте в кружок, предлагаю вам поиграть.

Игра называется «Отгадай сказку по иллюстрации». 

Предлагаю вам посмотреть на изображение (слайды), попробуйте отгадать сказку по картинке.

Воспитатель: Вот и синяя страница нашлась! Почти собрали нашу книгу. Осталась еще одна страница. Клубок наш не знает, где она находится. На этот раз нам поможет сам Могучий Ветер, который разбросал страницы. Я знаю один способ, как позвать его. Давайте станем друзьями ветра, и потихоньку подуем, позовем его.

(Проводится дыхательная гимнастика «Ветерок»).

Воспитатель: Пока мы с вами играли, Могучий Ветер сам принес нам последнюю страницу. Какого она цвета? Фиолетовая. У нашей книги все страницы разноцветные. Давайте назовем их все. Красный, оранжевый, ..., фиолетовый. Что вам напоминают эти цвета? Цвета радуги. Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок.

Творческое задание: 

ОО «Рисование»

«Нарисуйте своего любимого сказочного героя», Вставим странички в нашу книжку.

Инициирует общее обсуждение.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления, поддержания интереса к деятельности

Подводит детей к постановке цели и выдвижению гипотез.

Способствует групповой работе детей;

Предоставляет возможность для сотрудничества детей.

Вовлекает в совместную деятельность;

Наблюдает за детьми во время выполнения задания.

Выстраивают порядок и последовательность;

Сортируют; классифицируют.

Слушают.

Высказывают свое мнение.

Выражают собственные суждения.

Делают выбор;

сортируют; классифицируют;

слушают.

Выражают собственные мысли.

Устанавливают причинно-следственные связи

Выдвигают гипотезы.

Делают вывод.

Принимают и высказывают решение

Выстраивают полный ответ.

Реализуют творческие потребности

Игровые

ОТСМ-ТРИЗ, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, ИКТ

4.Заключительный. Рефлексия

Воспитатель: Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит

(Дети получают в подарок из сундука раскраски). Это вам Баба Яга прислала подарок за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам. Предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома, затем маме и папе рассказать сказку об этом герое. Предлагаю наш клубок отправить в сказку, он там может пригодиться другим героям, и самим отправиться в нашу группу

Предлагает детям рассказать о том, что нового и интересного они узнали.

Помогает сформулировать вывод.

С помощью вопросов выясняет

личностную ценность данной деятельности для каждого.

Обучающиеся, продемонстрировали усвоение материала

Обладает начальными знаниями. Отвечает на вопросы взрослого.

Рефлексия

Самоанализ организованной образовательной деятельности

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие

Цель ООД:

Закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста о русских народных сказках

Для реализации цели были сформулированы задачи:

Задачи ООД:

Образовательные:

  • Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования;
  • закрепить навыки детей пересказа сказок; расширить словарный запас;
  •  закрепить названия русских народных сказок.

Развивающие:

  • Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
  • Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
  • Формировать навык сотрудничества, доброжелательности.

Использование современных технологий:

  • Методика Л.Б. Фесюковой «Воспитание сказкой»; «ТРИЗ в детском саду» С.М. Гин.
  • Приемы здоровьесберегающих технологий Аветисова и В.Базарного (смена видов деятельности, элементы гимнастики для глаз, физминутка, мимическая гимнастика)

Оборудование:

  • Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, конверты для моделирования, конверты с загадками, письма.

Предварительная работа:

  • Чтение русских народных сказок; Рассматривание иллюстраций.
  • Просмотр презентации «Загадки Кота Ученого»; Игры – инсценировки по русским народным сказкам.

Методы и приемы:

Словесные:

  • сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения;

Наглядные:

  • демонстрация, рассматривание иллюстраций

Практические:

  • моделирование сказки; решение проблемной ситуация; поисковые действия; драматизация сказки; дидактические игры; физминутка; мимическое упражнение; дыхательная гимнастика.

В подборе материала учитывала возрастные особенности старшего дошкольного возраста.

При подготовке организованной образовательной деятельности я запланировала следующие результаты:

Воспитанники научились, с помощью современных методов и форм работы с детьми научить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепили умение создавать структуру сказки с помощью моделирования; закрепили навыки детей пересказа сказок. у детей расширился словарный запас, ребята научились использовать диалогическую речь, узнали много терминов,  активно используют их в речи.

Организованная образовательная деятельность состояла из четырех этапов, на которых решались выше поставленные задачи:

1 этап. Организационный

2 этап. Мотивационный

3 этап. Основной

4 этап. Заключительный. Рефлексия

В процессе ООД применялись педагогические технологии: игровые, здоровьсбережения, ТРИЗ

Я считаю, что поставленные цели и задачи реализованы в полном объеме, выбранные формы проведения организованной образовательной деятельности были эффективны.  Мне удалось наладить живое общение при взаимодействии с обучающимися. Обращаясь к обучающимся, использовала доступные вопросы. Предоставляла возможность подумать и высказать свое мнение. Учитывала индивидуальные особенности каждого ребенка.

В ходе организованной образовательной деятельности я использовала позитивный психологический настрой, доброжелательный тон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

итоговое занятие для детей младшего возраста на тему: "Путешествие по русским народным сказкам"

Данное занятие проводится во второй половине учебного года, когда была организована работа по изучению русских народных сказок, можно данный материал использовать и проводить в виде КВНа. Предварите...

Интегрированное занятие: Развитие речи-социальный мир "Путешествие в русскую народную сказку"

В этом конспекте  занятия закрепляются  знания о старинном русском быте....

Досуг в подготовительной группе. "Путешествие по русским народным сказкам"

Досуг в подготовительной группеТема:  «Путешествие по русским народным сказкам»   ВоспитательМБДОУ №3 «Тополёк»ст. ФастовецкойШлык Н.Н.  Цели:- закрепить знания дет...

Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)

Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)...

Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказок Тема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой»

Конспект мероприятия  по мотивам русских народных сказокТема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой» ...

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)

Закрепление знаний детей о порядковом счёте, о количественном счёте используя различные анализаторы, о сравнении чисел. Закрепление знаний о цифрах и геометрических фигурах, о величине предметов, испо...

«Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)

Формировать познавательные способности детей: умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации....