Технологическая карта ООД "Опыты со звуком"
опыты и эксперименты по логопедии (подготовительная группа)

Фатыхова Елена Владимировна

Развивать познавательную инициативу, учить устанавливать прчинно-следственные отношения, познакомить детей с таким физическим явлением, как звук

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_so_zvukom.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ "Молчановская средняя общеобразовательная школа№2"

                Конспект занятия в подготовительной группе

                       с элементами экспериментирования

                                    "Волшебник  звук"

                                                     Подготовила:

                                                     Учитель-логопед Фатыхова Е.В.

                                          с.Молчаново  

                                               2021г.

Цель: Развивать познавательную инициативу детей, учить устанавливать причинно-следственные отношения, познакомить детей  таким физическим явлением, как звук, а также с причинами возникновения звука, его ролью в жизни человека и животных.

Задачи:

Образовательные:

-активизировать познавательный интерес к окружающему миру и физическим явлениям;

-формировать знания детей о физической природе звука с помощью опытов, тренировать способность приобретать знания путем экспериментирования;

-формировать умение систематизировать и объяснять  полученные знания;

Воспитательные:

-воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, доброжелательность;

-способность созданию радостного, эмоционального настроения у детей.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская.

Материалы и оборудование: стол, таз с водой, камешки, аудиозапись со звуками "Дождь", "Ветер", "Птицы", "Смех";  мячи по количеству детей; линейки по количеству детей;  картинка "Летучая мышь", магнитная доска, магниты, бумажные стаканчики, нитки ,спички, вилка, ложка; соль, стеклянные стаканы, пленка.

                                            Ход занятия

1. Вводная.

(Дети сидят на стульчиках)

Логопед: Придумано кем-то просто и мудро

                При встрече здороваться "Доброе утро!"

                Доброе утро, солнцу и птицам,

                Доброе утро, улыбчивым лицам!

                Доброе утро, ребята! Доброе утро, наши гости!

Логопед: Ребята, предлагаю вам послушать тишину. Что можно услышать в тишине? (ответы). А теперь, закройте глаза и прислушайтесь.

(звучит аудиозапись "Дождь", "Ветер", "Птицы", "Смех")

Откройте глаза и расскажите, что вы слышали(ответы).

-Как вы догадались, что это дождь, птицы, ветер, смех? (ответы. Услышали, определили по звуку)

Логопед: Значит получается, что не видя предмета, мы можем догадаться, что это он. И в этом нам помогает звук.

-И сегодня мы поговорим о звуках. Ведь звуки нас окружают повсюду.  Звуки издают животные, предметы, явления природы ,человеческая речь- это тоже звуки. И узнаем ,  откуда берется звук? Где прячется? Что требуется для его распространения? Какие бывают звуки?

2. ОПЫТ С ВОДОЙ И КАМЕШКАМИ.

Как образуется звук.

Логопед: Пройдите к столу, каждый возьмите по одному камешку и аккуратно бросьте в воду и понаблюдайте, что произойдет. Что увидели?(ответы)       -   По воде расходятся круги, похожие на волны.  Тоже самое происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передается она в основном по воздуху. Какой можно сделать вывод?(ответы)

-Звуки- это волны, только воздушные, наши глаза их не видят, а уши слышат.

Логопед: Теперь возьмём мячики и отобьём их от пола. Что происходит с мячом после того , как мы ударили по нему? (ответы)

-Он оттолкнулся от пола и возвратился к нам. Так же происходит со звуками, долетая до твёрдых предметов, звуки возвращаются обратно, как бы отталкиваясь от них.

Логопед: А сейчас пройдем дальше и посмотрим на картинку. Скажите , кто на ней изображен? А что вы знаете о летучей мыши.(ответы)

_- Это животные, которые плохо видят и ведут ночной образ жизни. А передвигаются они с помощью звука. Мыши издают особые звуки, которые помогают им измерять расстояния, если звук возвращается быстро, то предмет близко, если звук возвращается нескоро, значит предмет далеко, поэтому мыши не натыкаются на предметы и друг на друга.

Сейчас мы пройдем в нашу лабораторию, где нас ждут опыты. Давайте вспомним , как надо вести себя во время опытов.(ответы)

3. ОПЫТ С ПЛАСТИКОВОЙ БУТЫЛКОЙ И СВЕЧОЙ

               Звук можно не только услышать, но и увидеть.

     Срежем у пластиковой бутылки дно и на это место натянем кусок пищевой          пленки,       очень плотно прижав ее и закрепив резинкой. Зажжем свечу Придвинем горлышко бутылки к свече на расстояние 3 см.

Попробуйте кончиками пальцев резко стукнуть по натянутой пленке.  СВЕЧА    ПОГАСНЕТ! И так будет происходить всякий раз, как только вы будете стучать по пленке. Вывод: звуковая волна прошла внутри бутылки и потушила пламя.

4. ОПЫТ С ЛИНЕЙКОЙ.

-А есть ли голос у линейки? Давайте узнаем. Один конец линейки прижмите к столу, а по другому хлопните ладошкой. Что происходит (Линейка дрожит, колеблется, возникает звук). Звук возникает, потому что происходит движение воздуха вперед-назад.

Физминутка

Бежали бегемотики, толстые животики,

Бежали, бежали, друг другу повторяли:

Ладонь, кулак, ты тоже можешь так (2 раза).

Весёлые лягушки скакали на опушке,

Скакали, скакали, друг другу повторяли:

Ладонь, кулак, ты тоже можешь так(2раза)

А маленькая змейка в траве ползла шуршала,

А маленькая змейка тихонько повторяла:

Ладонь, кулак, ты тоже можешь так (2 раза).

4. ПЕРЕГОВОРНОЕ УСТРОЙСТВО ИЗ СТАКАНЧИКОВ.

Логопед: А сейчас  мы сделаем  с вами переговорное устройство.

У вас на столах находятся бумажные стаканчики, нитки  и спички. Будем работать в парах. На дне стакана есть дырочка , через которую надо протянуть нитку и закрепить ее в стакане с помощью спички. У нас получилось устройство, с помощью которого мы будем переговариваться или передать "секрет". Для этого один ребенок прижимает стакан к губам и говорит, а другой, приложив ухо ко второму стаканчику, слушает.

Дети выясняют, могут слышать только двое, участвующие в опыте.

Вывод: звуковые волны заставляют дрожать стаканчик, "бегут" по нитке ко второму стаканчику. Наше переговорное устройство работает по принципу телефона. Если зажать нитку посередине рукой, то "телефон" не работает. Звук передается при дрожании нити, если нитка не дрожит, звук не передается.

5. ОПЫТ С ПЕРЕГОВОРНЫМ УСТРОЙСТВОМ, ЛОЖКОЙ И ВИЛКОЙ.

Логопед: А еще с помощью нашего переговорного устройство, вилки и ложки можно услышать "колокольный звон". Для этого надо привязать вилку посередине нитки, затем один ребенок прикладывает стаканчики к ушам , а другой тихонько стучит ложкой по вилке.

 Ребята вам понравились наши опыты.

Что мы с вами сегодня узнали о звуке (ответы).

Звук- это волны, мы их не видим,  но слышим. Всю свою жизнь  человек слышит различные звуки, которые служат нам источником информации об окружающем мире.

               

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта логопедического занятия «Как дети учили Машу звук Ш произносить. Автоматизация звука Ш»

Умение правильно произносить звуки способствует формированию положительных коммуникативных навыков и стремлению общаться (ты говоришь правильно – тебя понимают окружающие)...

Технологическая карта логоритмического занятия Звук и буква «Л»

Цель занятия:                 Автоматизация звука «л». Развитие и коррекция высших психических функций ...

Технологическая карта НОД: Постановка звука Л

Технологическая карта подойдет для логопедов....