Нод "Волшебная соль"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Образцова Лейла Николаевна

Конспект НОД "Волшебная соль" с элементами экспериментирования расчитан на старшую разновозрастную группу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_volshebnaya_sol.docx658.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия «Волшебная соль» для детей старшей разновозрастной группы


Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»

Возраст воспитанниковстаршая разновозрастная группа

Форма проведения: игровая и исследовательская деятельность.

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

Воспитательные задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности

Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Образовательные задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

Предварительная работа:

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»

• Просмотр презентации на тему«Где и как добывают соль».

• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).

• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль»; румынская народная сказка: “Соль в кушанье»

• Наблюдение «Как мама использует соль.

Материалы и оборудование:

• Увеличительные стекла, трубочки по количеству детей.

• Соль (крупного и мелкого помола).

• Стаканы с водой и чайные ложечки (по количеству детей).

• Картинки по теме «Где и как добывают соль»

• Бакал, губка, тазик, 2 яйца для экспериментирования.

• Разноцветная соль, баночки для декорирования.

• Чудесный мешочек

• Краска, соль для рисования, салфетки, простые карандаши.

Ход занятия.

Воспитатель: -К нам на занятие пришли гости.

- Давайте с ними поздороваемся

- Ребята у меня сегодня хорошее настроение

- Я хочу с вами им поделиться

Приветствие:

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

И друг другу улыбнемся

- Вот я и поделилась с вами своим хорошим настроением.

- А сейчас я предлагаю вам начать наше занятие

1. Разминка:Игра «Наоборот»

Высокий – низкий, толстый – тонкий, широкий – узкий, длинный – короткий, белый – черный, зима – лето, грязный – чистый, веселый – грустный, голодный – сытый, старый – молодой, кислый – сладкий, горячий – холодный, выходить – заходить, убегать – прибегать, давать – брать.

- Поудобнее садитесь,не вертитесь, не крутитесь. (Дети садятся на стульчики)

- Ребята, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано в моем чудесном мешочке.

Загадка:

Отдельно – я не так вкусна

Зато бела и солона

И в пище - каждому нужна. (соль)

2. Беседа о соли:

Воспитатель высыпает из мешочка соль в тарелочку и задает вопросы:

- Для чего нужна соль (Соль необходима для жизни и здоровья человека;недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани; минеральное вещество – ЙОД)

- Где люди используют соль? (для приготовления пищи; для консервирования овощей; в медицине - ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла; солью посыпают дорожки; в составе косметического средства, в быту -она может помочь вам при стирке)

- Для кого ещё соль нужна в природе(соль нужна для животных)

- Где и как добывают соль? (из морской воды, а помогают им могущие насосы; соль добывают в соляных шахтах; еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.)

- А сейчас я предлагаю немного отдохнуть

Физкультминутка.

Я прошу в круг всех встать,

И команды выполнять.

Все дышите! Не дышите!

Всё в порядке? Отдохните!

Вместе руки поднимите!

Превосходно, опустите!

Наклонитесь, разогнитесь,

На носочки поднимитесь!

Приседайте, выпрямляйтесь,

Встаньте прямо – улыбайтесь!

Каждый весел и здоров.

И к заданию готов!

- Ребята, сегодня мы продолжим своё знакомство с солью и узнаем о ней еще много интересного. Я предлагаю вам на время стать исследователями, мы будем экспериментировать, делать опыты, узнавать новое.

- А сейчас я приглашаю вас в нашу лабораторию, а встречает нас там научный сотрудник

Н С -Надевайте фартуки и проходите за столы.

- Обратите внимание, на столах находится много разного оборудования, которое необходимо для экспериментов.

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов.

1. Соблюдайте тишину в лаборатории!

2. Не толкайте соседа во время работы!

3. Сначала посмотри, а потом повтори!

4. Выполнил, на место положи!

5. Будь осторожен!

- Важно помнить!

При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:

не трогать руками глаза;

если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.

Опыт № 1«Из чего состоит соль».

Воспитатель: Перед вами тарелочки с солью. Давайте мы её рассмотрим

-Что вы можете сказать о её внешнем виде? (белая, крупная, мелкая; с виду соль похожа на порошок)

- Какое это вещество: жидкое, твердое или сыпучее? (Ответы детей).

- Подуйте тихонько на соль через трубочку.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

.Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

Воспитатель: Какой вывод делаем?

Выводсоль белая,крупная,мелкая; рассыпается,она сыпучая;состоит из маленьких кристаллов.

- Про соль говорят«В воде родится, а воды боится».

- А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.

Опыт № 2 «Соль растворяется в воде»

- Имеет ли соль запах?

- Какая соль на вкус?

- У вас на столах стоят стаканы с водой и два вида соли.

Давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 –мелкую соль и размешаем.

Кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?

(В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая)

А Соль исчезла(Нет, соль растворилась).

- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

ВыводСоль не имеет запаха,растворяется в воде; мелкая соль растворяется быстрее, чем крупная.

- Молодцы.

- Поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится.

Игра«Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо.)

Опыт № 3«Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать?. Хотите это проверить? (Да).

- В стаканчиках вода, в одном-солёная, а в другом-пресная.

- Беру яйцо, кладу сначала в пресную воду. Что происходит с яйцом?

(оно тонет)

А теперь кладу в солёную воду. Теперь, что происходит с яйцом?

(оно всплывает)

-Какой вывод можно сделать? (в солёной воде яйцо (предметы) не тонут). А значит, в море будет легче плавать, чем в бассейне или реке.

Опыт № 4. «Соль – чистящее средство».

Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.

Посмотрите у меня бокал,на котором налет от чая Я насыпаю на губку немного соли и чищу бокал, ополаскиваю, он стал чистым, даже блестит на свету. (Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).

Вывод:Соль выступает как чистящее средство

- Ребята вот мы с вами провели несколько опытов с солью

- Но это еще не всё, оказывается солью можно еще и рисовать

- И я предлагаю вам пройти в творческую мастерскую. Для того чтобы с помощью волшебной соли выполнить рисунок, который будет называться

«НАША ПЛАНЕТА»

- Но перед тем как начать рисовать давайте подготовим наши пальчики к работе

Пальчиковая игра:

Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём-мнём, («мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмём-жмём. (сгибание и разгибание кистей рук)

Объяснение:

Воспитатель:

1. У вас на столах лежат листочки. В середине нарисуйте большой круг простым карандашом.

2. На рисунок нанесите кисточкой клей.

3. Посыпьте тонким слоем солью рисунок с нанесенным на него клеем (Протрите руки салфеткой)

4. Раскрасьте соль,прикасаясь к ней кисточкой с разными оттенками жидкой краски

(Вспомните,ребята, когда мы рассматривали глобус, каким цветом на нём обозначены вода, земля, лес?.Представьте, что у вас на листочках наша планета, какой её видят космонавты. Подумайте, что вы будете раскрашивать сначала, а что потом)

- Что делает краска с солью(окрашивает)

- Не забывайте хорошо промывать кисточки и сушить их о салфетку, осанка

5. Дождитесь полного высыхания

(Самостоятельная работа детей под музыку)

Пока, рисунок подсыхает:

Релаксация«Солнечный зайчик»

- Стряхните лишнюю соль. Аккуратно берем лист и стряхиваем лишнюю соль на газету,положили рисунки на коврик СТОЛ?

- Посмотрите и скажите, каким стал ваш рисунок?

(рисунок стал красивым, волшебным, необычным, разноцветным, сказочным.)

- Как называется техника, с которой мы сегодня познакомились?

(рисование солью).

Предложить детям встать в круг

- Что вы нового узнали о соли? (состоит из кристаллов, растворяется в воде, не имеет запаха, рассыпается, в соленой воде предметы не тонут, (соль имеет свойства держать предмет, соль можно использовать как чистящее средство, солью можно рисовать.

- Ребята, благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов и творчества. Мы вручаем вам медали за ваше активность на занятии и принимаем вас в ряды исследователей (вручение медалей).

(На полу расстилается коврик, на него ставится разнос с тарелочками, в которые насыпана цветная соль)

- Ребята, я предлагаю вам сесть на пол вокруг этого красивого коврика.

- Спасибо ребята. Нам было приятно с вами работать. Вы сегодня радовали нас своими ответами, активностью, прекрасными рисунками, которые вы нарисовали. И мы хотим вам подарить разноцветную радугу. У нас есть емкость, сейчас каждый по очереди высыпитев эту емкость горсть разноцветной соли, которую мы приготовили заранее.

-Пусть эта разноцветная радуга всегда находится в нашей группе и дарит вам хорошее настроение.

-

M:\работа\опыт\2019-2020\соль\20200113_102907.jpg

M:\работа\опыт\2019-2020\соль\20200113_142842.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Соль друг-соль враг."

Занятие в подготовительной группе детского сада«СОЛЬ ДРУГ – СОЛЬ ВРАГ»...

Проект на тему: "Тайнам нет конца. Соль - друг, соль - враг" ( вторая младшая группа).

С помощью этого проекта создать условия для формирования у детей младшего дошкольного возраста готовности изучать окружающий мир, учить решать задачи взаимодействия с при...

Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью

Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...

Конспект в подготовительной группе "Соль -друг или соль - враг?"

Конспект занятия по познавательному развитию...

НОД "Волшебная соль,свойства соли"

НОД проводится в детской экспериментальной лаборатории.Образовательная область- Познание...

проект "Соль-друг, соль-враг"

Проект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группеТема: «Соль – друг, соль – враг »...

«Соль и его свойства. Рисуем солью»

laquo;Соль и его свойства. Рисуем солью»...