ОД "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия в старшей группе

по теме «Зимующие птицы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

по теме «Зимующие птицы»

Цель: Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих птицах, изучить их особенности.

Предварительная работа: чтение книг, беседы, наблюдения на прогулках, заучивание стихотворений, разгадывание загадок о птицах, просмотр слайдов, иллюстраций.

Задачи.

Образовательные: закреплять знания о зимующих птицах; продолжать учить различать зимующих и перелетных птиц; вызывать желание узнавать новые факты из их жизни; расширять и активизировать словарь по теме «Птицы».

Развивающие: совершенствовать умение устанавливать причинно - следственные связи, внимание, память, целостное восприятие, работать в подгруппах

Воспитательные: формировать доброе и заботливое отношение к зимующим птицам.

Ход занятия:

 Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:

Скучная картина!

 Тучи без конца,

 Дождик так и льется,

 Лужи у крыльца,

Чахлая рябина

 Мокнет под окном;

 Смотрит деревушка

 Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

 Осень, к нам пришла?

 Еще просит сердце

 Света и тепла.

В: Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении?

Д: Стихотворение об осени.

В: Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени?

Д: Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы.

 В: А как называются птицы, которые улетают в теплые края?

Д: Перелетные

В:   Назовите перелетных птиц?

Д: Ласточка, грач, утка, скворец, жаворонок.

В: А как называются птицы, которые остаются с нами зимовать?

Д: Зимующие.

В: Назовите зимующих птиц.

Д: Воробей, дятел, снегирь, синица, клест, поползень, галка.

В: Молодцы, я  предлагаю всем отправиться на прогулку в парк.  Я с собой рюкзак  возьму.

Игра с движениями:

 Вставайте все за мной. Сначала мы  идем по узкой тропинке. Не отставайте, идите следом друг за другом (менять направление и ритм движения).

1) идем по пыльной проселочной дороге (топают ногами);

2) теперь идем по высокой сырой траве (ходьба, высоко поднимая колени, оттягивая носок);

3) а вот впереди болото, осторожно! Перешагивайте с кочки на кочку (перепрыгивание из стороны в сторону);

4) попали в дремучую чащу, где ветки наклоняются до земли (наклоны в стороны, с имитацией «раздвигания веток»);

5) а вот и другая тропинка, шуршит песок под ногами (ладони издают шуршащий звук, ноги скользят по земле);

6) мостик впереди, перешагиваем через брёвнышки (поднимание ног по очереди с хлопками под коленом).

- Ну, вот мы и пришли! (имитация осенней парка) Привела нас тропинка в парк. Тихо. Не слышно птиц. Почему?

Д: Птицы летели в теплые края.

В: но не все птицы улетели, остались с нами еще и зимующие.

В: -Ребята, посмотрите, под кустом есть необычный конверт.  Интересно от кого же это письмо. В конверте  загадки. Только отгадав их, мы узнаем, что в письме.

С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется … 
(Синица)

Он живет на площадях,

На деревьях, и ветвях.

Он воркует, не поет,

Бодро семечки клюет.

( Голубь)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это. (Снегири) .

Прыгает она у дома,

А зовут ее. (Ворона) .

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По полям кочует —

Коноплю ворует. (Воробей)

В: правильно, ребята. А здесь и картинки  разрезные картинки с птицами есть.

Д/и «Сложи птичку».  Дети складывают из разрезных картинок птицу.

В:- Рома, а как ты догадался, что это снегирь?

Р: У снегиря красная грудка. (голубь, синица, ворона, воробей, снегирь)

В: Молодцы, правильно.  Пишет нам Лесовичок, он сообщает нам, что в Царстве Птиц случилась беда — Все птички перестали щебетать.

В:-Ребята, нам нужно помочь птицам. Правда?

Д:Да!

В: Здесь  лесовичок в конверте ещё оставил нам маленькие конвертики с заданиями, выполнив которые мы сможем помочь лесным птицам.

В:Давайте посмотрим, какое задание в первом конвертике.

А первое задание такое…Д/и «Зимующие и перелетные». 

В: - Давайте сначала вспомним, на какие 2 группы делятся птицы?

Д: Зимующие и перелетные.

В: Здесь карточки с изображением разных птиц .Зимующих птиц нужно положить на снежинку, а перелетных- на солнышко, ведь, там, где они сейчас находятся -настоящее лето.

 В:  Молодцы. Вы сделали всё правильно.

Почему летом перелетные птицы живут у нас?

Д:  Потому что они  вьют гнёзда, выводят птенцов. Перелетным птицам летом можно легко найти корм.

В:Посмотрите! Пустая кормушка весит. В следующем задании лесовичок просит нас покормить птичек, тем самым помочь зимующим птицам.

- А чем можно кормить птиц? (крошками хлеба, крупой)

Д: дети сами рассказывают, кто, чем питается.

- Рассказ воспитателя: Для корма птицам пригодны семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни, арбуза. Овес, пшено клюют только воробьи, для них также годятся крошки пшеничного хлеба. Синицы, кроме семян, очень любят сырое несоленое сало. Вороны – всеядные птицы. Клесты любят семена еловых и сосновых шишек. В лесу зимой много еловых и сосновых шишек. Снегири предпочитают ягоды рябины.

В: У меня в рюкзаке, есть разные семена. Выберете, нужный корм и положите на кормушку.

 Воспитатель рассказывает о правилах

- Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

- во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

- подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;

- кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

- корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

В: А теперь, вы ребята превращаетесь в птичек. Возьмите по картинке с птичкой. Запомните какая вы теперь птичка. Слушайте меня внимательно. Каких птичек называю, только те птички и летят на кормушку.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

Воробьи к нам прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

а в четверг со всех краёв

Стая жёлтеньких синиц.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей

А в субботу, воскресенье было общее веселье.

В: Все правильно, ребята. Вы правильно корм разложили.  Птичек посади и кормушка наша ожила.

Следующее задание такое.

Игра «Подумай и ответь »На доске картинки с домиками, в которых живут птицы.

В:Какие птички улетели из домика?

Выходит лесовичок.

Л: Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы согласились помочь птицам и дружно справились со всеми моими заданиями, о которых я написал в письме. Вы очень помогли нашим птичкам. Послушайте, как они теперь вас благодарят своим щебетом. (Включается запись щебетания птиц).

А от себя лично хочу сказать вам огромное спасибо и подарить вам «Правила поведения в парке» Воспитатель и дети благодарят лесовичка .Он прощается с детьми и уходит. Дети с воспитателем, смотрят на карточки, проговаривают  правила.  

В: Ну, что, ребята? Я думаю, что сегодня мы в нашем прекрасном парке совершили много хороших дел, а еще узнали, как правильно кормить птиц. Давайте никогда не будем нарушать эти  правила поведения в лесу, а чтобы о них не забывать, эти карточки, которые подарил нам лесовичок, мы возьмем с собой в группу.

Пора нам возвращаться в детский сад.

Игра с движениями:

1) мостик впереди, перешагиваем через брёвнышки (поднимание ног по очереди с хлопками под коленом)

2) а вот и другая тропинка, шуршит песок под ногами (ладони издают шуршащий звук, ноги скользят по земле);

3) попали в дремучую чащу, где ветки наклоняются до земли (наклоны в стороны, с имитацией «раздвигания веток»);

4) а вот впереди болото, осторожно! Перешагивайте с кочки на кочку (перепрыгивание из стороны в сторону);

5) теперь идем по высокой сырой траве (ходьба, высоко поднимая колени, оттягивая носок);

6) идем по пыльной проселочной дороге (топают ногами);

Итог занятия 

Ребята, вам понравилось путешествие в осенний лес?

О каких птицах мы с вами сегодня говорили? Каких зимующих птиц вы знаете? Как мы можем помочь зимой птицам (мы можем их подкармливать)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....