Проект "Наши игрушки"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Мишакина Оксана Дмитриевна

Успешность развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста в процессе формирования познавательной активности к игрушкам. Накопление и обогащение эмоционального опыта, развивать речь, обогащать словарь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt_nashi_igrushki.docx50.63 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «АЛЕНУШКА»

141613, Московская область,

г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2

тел.: 8(49624)2-35–95                                                                                                                 fediukina.nadejda2012@yandex.ru

 

/

Мини-проект

для целой группы детей 2–3 лет

«Наши игрушки»

        

Проект  разработал

Воспитатель: Мишакина О.Д.

                 

12 ноября 2021 года

Тип проекта: исследовательский, творческий

Вид проекта: краткосрочный, однодневный – 12 ноября.

Участники проекта: Дети 2–3  лет, педагоги, родители воспитанников.

Актуальность проекта: В раннем возрасте основой становления личности ребёнка является предметно-игровая деятельность. Миновав её, невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека.

Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребёнка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учёбе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми; в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности.

Источником накопления чувственного опыта в раннем возрасте является игрушка, так как именно на игрушку ребёнок переносит все свои человеческие чувства.

Необходимо позаботиться об игрушках, чтобы ребенку можно было организовать игру.

Игрушка — это не просто забава. Дарить игрушки было распространенным обычаем - подарок приносит ребенку здоровье и благополучие. Но, мы стали замечать, что дети бросают игрушки, вырывают друг у друга, не видят, что игрушки валяются. И поэтому было решено создать книгу игрушек по произведению А. Барто. Важно выработать у ребенка привычку беречь игрушку, аккуратно их складывать, убирая после игры. Желательно научить его делиться игрушками при игре со сверстниками, дарить игрушки, которые смастерил сам другим детям. Пусть ребенок почувствует радость того, что доставил удовольствие другому.

В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда) ; технические (транспортные, конструкторы, технические агрегаты) ; игрушки - «орудия труда» (совочек, молоток, отвертка, щетка для подметания, игрушечки грабли с лопаткой - одним словом, игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых) ; игрушки — забавы; театральные, музыкальные, спортивные игрушки для детей всех возрастов. Крупногабаритные игрушки, с которыми ребенок играет не на столе, не на ковре или диване, а на просторной площадке двора или в большом зале для игр (самокаты, детские педальные автомобили, трактора, большие легко трансформирующиеся конструкции для строительства во дворе способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребенка движениям и ориентировке в пространстве.

Цель проекта:

Успешность развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста в процессе формирования познавательной активности к игрушкам. Накопление и обогащение эмоционального опыта, развивать речь, обогащать словарь.

Задачи проекта:

Для детей:

1. Вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушкам.

2. Создавать радостные эмоции при чтении любимых литературных произведений, посредством сюжетных игр побуждать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы знакомых стихотворений.

3. Формировать умение передавать свое отношение к игрушкам.

4. Воспитывать бережное отношение к игрушкам и заботу о них

5. Развивать мелкую моторику

6. Побуждать к радостным ощущениям от совместных активных движений.

Для педагогов:

1. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться;

2. Развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно - отобразительной игры; стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых стихотворений.

Ожидаемые результаты:

Дети:

1. проявляют интерес к экспериментированию с различными игрушками;

2. овладевают знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;

3. проявляют доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;

4. возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности;

Родители:

1. обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

2. повышение компетентности родителей при выборе игрушки.

Практический выход проекта:

В процессе взаимодействия педагог - дети - родители в реализации проекта:

Составление фотоколлажа: “ Я играю”.

Этапы реализации проекта.

I. Подготовительный этап:

1. Определение педагогами темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

2. Изучить психолого-педагогическую литературу на тему:

«Развитие игровых действий у детей 3 года жизни» (приложение№1)

3. Подбор игрушек.

5. Беседа - консультация с родителями на тему: «Игры и игрушки для детей 2–3 лет», «Любимые игрушки» (приложение№2)

II. Основной этап реализации проекта:

ПЛАН ПРОЕКТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Утро.

Выставка «Моя любимая игрушка»
 (дети приносят из дома игрушки, вместе с воспитателем устраивают выставку и приглашают на неё детей из других групп). 

Беседа "Из чего делают игрушки".

Закрепить знания детей о разных материалах, из которых делают игрушки: резина, пластмасса, глина, дерево, ткань.

Рассказывание об игрушках. Учить детей по вопросам составлять описание игрушки; объединять с помощью воспитателя все ответы в короткий рассказ; активизировать в речи детей прилагательные, обозначающие свойства и качество предметов.   

 

Утренняя гимнастика. «Игрушки» (приложение №3)

Прогулка.

1. Наблюдение за кошкой. Расширить представление детей о кошке, её внешнем виде, поведении; воспитывать любовь к животным. Сравнить: что общего и в чём отличия кошки живой от игрушечной.

        

Чтение стихотворения детям С.Я. Маршака

«Два кота»

Жили-были
Два кота -
Восемь лапок,
Два хвоста.
Подрались между собой
Серые коты.
Поднялись у них трубой
Серые хвосты.
Бились днем и ночью
Прочь летели клочья.
И остались от котов
Только кончики хвостов.
Видите ли, братцы,
Как опасно драться?

 

2. Подвижная игра «Воробушки и кот»

Цель. Учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг
друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место; приучать детей
быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей.
Описание. Дети становятся на невысокие скамеечки или кубики (высотой 10-12
см), положенные на пол в одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки на
крыше. В другой стороне, подальше от детей, сидит кот, он спит. "Воробушки вылетают на дорогу", - говорит воспитатель, и дети спрыгивают со скамеек, кубиков, разлетаются в разные стороны. Просыпается кот, он потягивается, произносит "мяу-мяу" и бежит ловить воробушков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробушков кот отводит к себе в дом. Резвятся воробушки, пока кот спит
Указания к проведению. Скамеечки и кубики следует раскладывать подальше один
от другого, чтобы детям было удобно стоять и спрыгивать, не мешая друг другу.
Воспитатель следит, чтобы дети, спрыгивая, приземлялись мягко, показывает, как это
надо делать. Первое время, когда в роли кота выступает воспитатель, кот не ловит
воробушков, а только пугает, делая вид, что ловит их. Когда же на роль кота будет выбран
ребенок, он может ловить детей.

3. Труд: предложить детям собрать веточки на участке, чтобы было удобно гулять с игрушками. Воспитывать желание трудиться.

4. Игры детей с выносными игрушками.

  

Вторая половина дня

  
1.Гимнастика после сна «Зайка зайчишка». (приложение №4)  

2.Чтение книги А. Барто «Игрушки». (приложение №5)

Цель: Развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение; повторять запомнившиеся строчки стихотворений; способствовать развитию интонационной выразительности речи.

3. Пальчиковая игра «Лошадка»
Цель: Продолжать учить детей чётко проговаривать слова текста, выполняя соответствующие движения.

Еду, еду на лошадке -
Но, но, но!  ("скачем" ручкой по поверхности стола на всём протяжении стишка)
Рады, рады все ребятки - 
Но, но, но!
Рады, рады прокатиться -
Но, но, но!
Звонко цокают копытца - 
Но, но, но!
Прискакал я к дому на лошадке
И сказал ей громко:"ТРРРРР!"
(Изображая кистями рук голову лошади, подражаем движению и останавливаем лошадку: "Трррр!" Стараемся дольше вибрировать языком.)

4. Пение песни «Лошадка Зорька»

Цель: продолжать учить песню. Создать у детей весёлое настроение. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

5. Настольно-печатная игра «Сложи из частей игрушки»

Цель: развивать внимание и память детей. Учить складывать картинку из двух частей.

6. Самостоятельные игры детей с игрушками.

Литература:

1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа / авт сост. О.П. Власенко [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011. – 292 с.

2. А. Барто. Игрушки.

3. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления / сост. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. М.: АСТ: Астрель, 2005. – 222 с.

4. http://doshvozrast.ru/konspekt/komplex24.htm.

Приложение№1

Развитие игровых действий у детей 3 года жизни
(консультация для воспитателей)

Игра – это самостоятельная деятельность детей. Поэтому она требует особенно тактичного и задушевного руководства со стороны воспитателей. Детей младшего дошкольного возраста следует учить самостоятельно играть в разные игры (дидактические, сюжетные, сюжетно ролевые, строительные, подвижные). Вместе с тем в этом возрасте закладываются основы и других видов самостоятельной деятельности, необходимые для всестороннего развития личности ребёнка. К ним относятся овладение общими движениями (ходьбой, бегом, лазаньем и другими) и совершенствованием их, элементарные практические действия (в основном трудовые действия по самообслуживанию). Самостоятельное рассматривание книг, картинок, наблюдение за окружающими, общение со взрослыми, сверстниками, первые попытки музыкальной и изобразительной деятельности.

 

Отобразительные и сюжетно-отобразительные игры, которые предшествуют сюжетно-ролевой игре, вначале очень кратковременны. Длительность игры 3-10 минут. Игра с сюжетными игрушками создаёт благоприятные условия для формирования умения осознанно действовать, создавать образы. Она выполняет развивающую (среду) функцию, если формируется взрослыми с учётом закономерностей её развития, как самостоятельной деятельности детей и организуется по принципу игровых задач. Способы решения игровых задач – это разные игровые действия и заменяющие их жесты слова. Игровые средства – игрушки, предметы заместители и слова, обозначающие отсутствующие в данный момент предметы.

 

Развитие способов игрового воспроизведения действительности проходит следующие этапы:

1. Дети овладевают предметно-игровыми действиями с сюжетно-образными игрушками. Все условия для игры готовит взрослый.

2. Затем проходят к игровым действиям с предметами – заменителями и с воображаемыми предметами. Первые действия с воображаемыми предметами носят развёрнутый характер. Ребёнок пальцами руки передаёт форму и размер какого-либо воображаемого предмета (конфету он берёт тремя пальцами, яблоко – раскрыв всю ладонь).

3. Подобные действия, обобщаясь, свёртываются и превращаются в указательный жест в направлении игрушки.

4. Дети не производят знакомые действия, но обозначают их словами (куклы уже поели, поспали). Они самостоятельно готовят условия для игры, совершая при этом более трёх подготовительных действий, перед кормлением готовят обед, накрывают на стол, старательно усаживают их за стол и т.д. Овладевая средством замещения. Более сложными способами решения игровых задач. Малыши могут играть парами, а иногда и по 4 человека.

 

Для развития игры, важно формировать умения принимать от взрослого игровые задачи, научить детей ставить и самостоятельно решать поэтапно, усложняющимися способами и средствами. Для того, чтобы дети играли в ту или иную игру, они своевременно должны получать впечатления, питающие игру, усваивать смысл действия людей, назначение предметов.

 

В повседневной жизни и во время специально организованных занятий, с взрослыми детьми должны рассматривать, обследовать безопасные предметы обихода. При этом взрослому следует подчёркивать основные свойства предметов, показывать, как действовать с ними, кратно выделяя словами их назначения (чашка – пить, кровать – спать и т.д.). таким образом взрослый расширяет запас понимаемых сов, формирует активный словарь, обогащает практический опыт каждого ребёнка. Это такие занятия: «У Мишки болят зубы», «Одевание куклы на прогулку», «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки», «Кукла обедает» и т.д.

Формы расширения практического опыта могут быть разными: наблюдение в группе, на участке, в спальне, в раздевальной комнате (например: детям предлагают рассмотреть внимательно, как и что они надевают, собираясь на прогулку).

 

Индивидуальные поручения (принести знакомый предмет, игрушку, книгу). Наблюдения за простыми действиями взрослых и других детей в быту (взрослый кормит детей, укладывает спать, моет посуду и т.д.) посильное участие детей в уборке игрушек, помощь в накрывании стола. Опыт детей обогащается и через занятия по развитию речи, например: чтение отрывка «Доктор Айболит», потешки «Водичка - Водичка», «Наша Маша маленькая», «Кисонька - мурысонька». Чтение стихов «Баю - баю», «Наша Таня», «Бычок» А. Барто и т.д.

 

Рассматривания сюжетных и предметных картинок (предметы обихода, посуда, одежда, мебель, т.д.) «Купание куклы Тани», «Кукла обедает», «Кукла гуляет».Показы инсценировки «Кукла Катя пошла в гости», «У Мишки болят зубы». Отыскивание и принятие предметов, а также игры драматизации и игры занятия со строительными материалами.

 

Дети 3 года жизни рекомендуется побуждать наблюдать в быту за подготовкой взрослого к осуществлению какой-либо задачи, посмотреть как и что делает няня, прежде чем накормить ребят. Обращать внимание детей на поведение взрослых животных и их детёнышей, людей и животных. Наблюдать совместный труд 2-х - 3-х людей. Общение (продавец – покупатель, врач – больной, хозяйка – гость, мама – дочка). Наблюдать за поведением шофёра на улице (протирает стёкла, заводит машину, уезжает).

 

Наблюдать как и для кого строят дома. Так у детей накапливается и обогащается опыт практической деятельности, возникает потребность воспроизводить их в игре. Задача воспитателя содействовать тому, чтобы они подрожали хорошему примеру, чтобы у них складывались правильные представления. Формировались положительные качества. Очень важно с самого начала развивать у детей активность и самостоятельность в игре.

 

Нужны и обучающие игры, чтобы дети эмоционально приобщались к смысловому содержанию игровых задач, в месте со взрослыми учились ставить интересную воображению цель, искали способы и средства для её достижения. Обучающие игры должны быть обязательно новым занимательными, интересными, с сюрпризом, потому что это форма передачи игрового опыта, где ведущую роль играет своевременное изменение игровой среды подбор игрушек и игрового материала.

 

Детям нужны куклы, игрушечные животные, сюжетно-транспортные игрушки, строительный материал, игрушки отображающие предметы повседневного обихода, элементарного труда и культуры (посуда, мебель, телефон, холодильник, музыкальные инструменты, одежда). В процессе игры нужно ставить ребёнка в такие условия, чтобы он использовал различные по образному содержанию игрушки.

 

Для детей 3 года жизни создаются такие игровые ситуации, в которых ребёнок выполняет взаимосвязанные игровые задачи. Например: перед кормлением кукол - приготовить обед, сходить в магазин за покупками. Таким образом способ решения одной и той же задачи (кормление кукол) изменяется, благодаря постепенному усложнению условий игровой задачи. Для развития речи важно, чтобы ребёнок не только принимал и выполнял игровые задачи с предметами заместителями и воображаемыми предметами, но и сообщая другим, что он собирается делать.

 

Для этого необходимо побуждать обращаться к воспитателю, детям по поводу своих действий. Постепенно у ребёнка развивается инициатива в постановке игровых задач, появляются первые игровые замыслы.

Приложение№2

Консультация для родителей

"Игры и игрушки для детей 2-3 лет"

 Ранний возраст ребенка – это очень ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности.

Родителям необходимо знать, что в каждый период развития ребенка он может приобрести «психологические ценности», которые будут с ним всю последующую жизнь.

Следует подчеркнуть, что развитие – это не только новые приобретения, но и закрепление ранее достигнутого. И в этом плане особое значение имеет вид деятельности ребенка на данном возрастном этапе становления личности. Именно вид деятельности определяет новую ступень в психологическом развитии ребенка.

Ведущий вид деятельности и основа становления личности ребенка до 3 лет – предметная игра. Поэтому в детском саду с детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.

   Предметно-игровая деятельность – ведущая в раннем возрасте для ребенка. Она оказывает особое влияние на его разностороннее развитие. Игрушки, подобранные по цвету, величине, количеству, являются прекрасным средством развития личности маленьких детей. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить его выполнять задачи на подбор их по сходству и различию. Практические действия с дидактической игрушкой отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Поэтому дидактические игрушки не только обогащают чувственный опыт малышей, но и учат их мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения …

   Дидактические игрушки развивают у детей мелкую моторику, вызывают у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Игры с предметами ставят ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым, т.е. развивают память и воображение. Таким образом, сенсорный опыт детей – основа познавательного развития.

   Поэтому для ребенка до 3 лет крайне необходимы игрушки:

- для нанизывания предметов различных форм, имеющих сквозное отверстие (разнообразные пирамидки и т.п.);

- для проталкивания предметов различных форм в соответствующие отверстия;

- для прокатывания;

- образные с застегивающимися и прилипающими элементами (пуговицами, шнурками, кнопками, липучками, молнией);

- разной величины, формы, цвета для сравнения предметов, раскладывания фигур, резко различающихся по форме (шар, куб), и т.д.

   Таким образом, игра определяет дальнейшее психическое развитие ребенка. Особое значение в плане воспитания здорового и физически развитого малыша имеют подвижные игры. С момента рождения ребенок стремится к движению. Дети познают мир, ползая, лазая, бегая и т.д. Использование в повседневной жизни подвижных игр создает условия для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом, его движения стали красивыми и, главное, уверенными.

Подвижная игра – источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком. Включение элементов фольклора, использование различных персонажей стимулируют детскую фантазию, способствуют формированию речи и в конечном счете становлению личности ребенка.

Помогайте ребенку расширять словарный запас и усваивать новые речевые конструкции, для чего читайте и рассматривайте вместе с ним книжки с картинками, побуждая повторять прочитанное или рассказанное.

Будьте хорошим слушателем. Дайте ребенку время договорить то, что он хотел сказать. Постарайтесь не перебивать его, поправляя произношение и порядок слов, ведь он и сам на слух, в конце концов, воспримет правильную речь. Обязательно смотрите на ребенка, когда он разговаривает, показывая, что внимательно слушаете и что его слова для вас не безразличны.

Таким образом, при любом действии с ребенком самое главное – это доброжелательное общение с ним. От взрослого требуется не только дать ребенку какие-либо знания, умения и навыки, но и обеспечить ему чувство психологической защищенности, доверия.

«Поиграй-ка» (игры с  педагогами)

Мы, воспитатели, хотели бы познакомить вас с теми играми, которые используем.

Игры и упражнения, развивающие речевую активность:

- игры, развивающие внимание и слуховое восприятие, например: «Кто что услышит? (ширма; отгадать, каким предметом произведен звук: бубен, колокольчик , барабан, молоточек – поиграть с родителями)», «Узнай по звуку(шумы и звуки)», «Кто внимательный? (дает задания, надо: услышать, понять и выполнить)», «Сделай то, что я скажу», «Где позвонили?» и д.р.

- игры, развивающие силу голоса и темп речи, например: «Громко – тихо (менять силу голоса: большая собака громко «Ав-ав», маленький щенок тихо – поиграть с родителями) »,

«Не разбуди куклу», «Кто как кричит», «Дует ветер» и д.р.

- игры, развивающие речевое дыхание, например: «Водичка», «Пузырь (поиграть с родителями)», «Паровоз», «Подуй на шарик, вертушку, рожок» и д.р.

- игры, формирующие правильное звукопроизношение, например: «Игры-занятия по звукоподражанию» (картотека), поиграть с родителями.

Игры, формирующие двигательную активность:

- игры, развивающие движения кисти – пальчиковая гимнастика, (картотека),поиграть с родителями.

- игры, развивающие координацию движений, например:

«Мы топаем! (поиграть с родителями)», «Прятки», «Тихо мы в ладошки ударим», «Перешагни через веревочку», «Маленькие ножки бежали по дорожке», и д.р.

- игры, обучающие быстро бегать, например: «Беги ко мне!», «Лови меня», «Походи и побегай», «Быстрее - медленнее» и д.р.

- игры, обучающие прыжкам, например, «Воробушки», «Мяч», «Подпрыгни до ладошки», «Попрыгай на носочках», и д.р.

- игры, формирующие навыки ползания, например: «Кошечка крадется», «Дорожка препятствий», «Собираем шарики» и д.р.

- игры, развивающие чувство равновесия, например: «Качели», «Пройди по ребристой дорожке», «Через речку» и д.р.

-игры с мячом, например: «Кидаем мячики», «Кто попадет», «Беги, лови», «Мяч в ворота», «Лови, бросай – упасть не давай! (поиграть с родителями)» и д.р.

- подвижные игры, (картотека), поиграть с родителями.

Развивающие игры:

- игры с сюжетными картинками, например: «Кто что делает?», «Кто что ест», «Самолетики», «Как цапля» и д.р.

- игры с куклой, например: «Строим кукле комнату», «Оденем куклу после сна», «кукла делает зарядку», «Накормим куклу обедом».

- игры развивающие восприятие величины, формы и цвета, например: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Разноцветные бусы» и д.р.

Консультация для родителей

"ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ"

Давайте вспомним наше детство, Что происходит сразу? Конечно, тёплые мамины руки, и любимый плюшевый мишка (кукла, зайчик и т. д. - у каждого своё). Именно с игрушками у большинства людей ассоциируется детство. Но, кроме личной ценности для каждого из нас, игрушка обладает общечеловеческой ценностью, так как представляет собой творение не менее грандиозное, чем компьютер. Кроме того, нет в мире учителя и воспитателя более грамотного и весёлого одновременно. Поэтому относиться к выбору игрушек, по крайней мере, взрослым нужно очень серьёзно. Итак, начнём с самых маленьких. В первые дни и месяцы своей жизни возможность познания ребёнком окружающего мира ограничена. Весь мир для малыша заключается в маме её улыбке. И через общение с ней ребёнок знакомится с первыми предметами и игрушками. В этот период малышу необходимы всевозможные кольца из резины, погремушки, подвески. Они должны быть яркими и находиться в поле зрения ребёнка, так как игрушка должна привлекать внимание ребёнка. Чуть позже, с развитием хватания, малыш должен иметь возможность действовать с предметом: стучать им, кидать его. Хорошо если игрушка будет звучащей. В 6-9 месяцев можно добавить так называемые игрушки - вкладыши, которые позволяют ребёнку развиваться интеллектуально. Постепенно в предметный мир малыша можно вводить животных и пупсов из резины. У них должны быть крупные составные части и хорошо прорисованные детали лица. В 9-12 месяцев можно порадовать ребёнка заводными игрушками-забавами: клюющими курочками, барабанящими зайцами. В 10-12 месяцев ребёнку нужны пирамидки из 3-5 колец и кубики. Многих родителей настораживает то, что в этот период ребёнок буквально всё тянет в рот. Не пугайтесь: во-первых, у малыша просто режутся зубки, а во-вторых, рот является для ребёнка таким же средством познания, как руки, и глаза, вам необходимо помнить лишь о гигиене игрушек.

В возрасте от 1-го года до 3-х лет малыш становиться более самостоятельным, у него появляется возможность самостоятельно передвигаться. Но радость малышу - проблемы родителю! Чтобы ваши любимые вазы, сервизы и книги и дальше продолжали служить вам, уберите их с глаз ребёнка, не провоцируйте его на «подвиги». В этот период уже можно купить ребёнку меховую игрушку, с которой он будет замечательно засыпать. А большая коробка и ваша помощь помогут малышу запомнить, что игрушки надо убирать.

К 3-м годам малыш начинает усваивать функциональное назначение предметов. А где, как не в игре, он может наиболее чутко усвоить, что на стуле сидят, а едят с тарелки? Поэтому необходимо расширять набор детских игрушек посудой и мебелью. Она должна по размеру приближаться к детской, но быть более лёгкой. Ребёнок стремиться жить взрослой жизнью, так помогите ему. Игрушечное отображение реальной жизни позволит ребёнку легко освоиться далее в коллективе сверстников и полноценно развиваться как эмоционально, так и интеллектуально. К 3-м годам игрушки, живущие у ребёнка, должны увеличиваться в размерах: большая кукла, большая машина, большой игрушечный зверь. В набор игрушек необходимо включать и всевозможные пирамидки, конструкторы. Эти игрушки сами подсказывают ребёнку, как с ними действовать. Например, пирамидка с конусообразным стержнем не позволит ребёнку хаотично нанизать колечки, он должен будет понять принцип сбора пирамидки. Или всем нам известные матрёшки. Если хотя бы одну из них ребёнок поместит не правильно - матрёшки не будут неразлучными сёстрами. Также в этот период нужно вводить в жизнь ребёнка различные настольно-печатные игры.

К 4-5-ти годам живейший интерес у ребёнка начинают вызывать всевозможные наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребёнок начинает придумывать с ними различные варианты игр. Вообще, в этом возрасте ребёнку начинают быть доступными все виды игрушек: и кукла, и строительный материал, и головоломки, и атрибуты профессиональной деятельности, и различные технические игрушки. Игровые предпочтения начинают делиться по половому признаку: мальчики выбирают машинки и оружие, а девочки кукол и всё, что с ними связано. Но и у тех, и у других продолжает развиваться интерес к различным видам мозаики и лото. К 6-ти годам у ребёнка просыпается интерес к моделированию, конструированию, т. е. к тем играм, которые позволяют ему что-нибудь смастерить своими руками.

Все вышеперечисленные игрушки можно отнести к так называемым «готовым формам», т. е. эти игрушки изготовлены фабричным способом и в них уже заложено функциональное назначение. Но существует ещё одна, не менее важная группа - предметы-заместители. Она включает в себя, с точки зрения взрослого, совершенно ненужные вещи, а точнее - мусор, но для ребёнка это наиценнейший материал для развития фантазии и творчества. Это всевозможные лоскутки, тряпочки, коробочки, обрубки дощечек или палочек, кружочки, обломки чего-нибудь и т. д.

Введение этих предметов целесообразно с 2-3-х лет, так как именно в этот период происходит развитие активной речи, а предметы-заместители ставят малыша перед необходимостью называния их реально существующим и принятым по отношению к тому или иному предмету словом. Кроме того, они способствуют расширению жизненного пространства за счёт введения воображаемой ситуации (это замечательное «как будто»!). Вы скажите: «Всё это хорошо, но каждая из перечисленных игрушек стоит денег и не каждая семья может их позволить!» Да, это, несомненно, так. Но важно запомнить правило: Игрушки надо выбирать, а не собирать! Естественно, вы не сможете не купить своему ребёнку какие-то игрушки. Но при желании все игрушки можно сделать своими руками и выглядеть для ребёнка они будут не менее красивыми и ценными, чем купленные в магазине. Включайте свою фантазию - и у вас всё получится. Во-первых, папа из обрезков дерева может изготовить великолепную кукольную мебель, смастерить машинку, во-вторых, мама может пошить из остатков пряжи или ткани великолепную куклу и одежду для неё, в-третьих, лото и головоломки можно вырезать самим из газет и журналов. С одной стороны, это экономия бюджета, а с другой - хорошая возможность сплочения семьи. Хотелось бы остановиться ещё на одном моменте - выборе игрушек.

Если вы хотите купить своему ребёнку новую игрушку, руководствуйтесь 4-мя правилами.

 Игрушка должна быть:

  1. Безопасной (просмотрите качество изготовления, материал из которого она сделана)
  2. Эстетичной на вид
  3. Соответствовать возрасту
  4. Многофункциональной (чем больше действий ребёнок сможет выполнить с игрушкой, тем лучше; естественно это не касается погремушек для малышей)

В заключении необходимо напомнить вам, дорогие родители, что никакая, даже самая лучшая игрушка, не может заменить живого общения с любимыми папой и мамой!

Приложение №3

Комплекс утренней гимнастики для детей 2-3 лет «Игрушки»

(воспитатель перед зарядкой подготавливает «витрину с игрушками» , в течении зарядки обращает внимание на каждую игрушку в витрине).

Посмотрите в магазине все игрушки на витрине,
Заводные зайчики, куколки и мячики,
Пушистые котята, матрёшки, медвежата, 
Все на полочках стоят, с нами поиграть хотят!

1.Марш - «Солдатики»
Вот солдатики стоят, начинается парад
Раз, два, три, четыре, пять начинаем мы шагать!
2.Наклоны головы вправо и влево - Утята.
Вот утята малыши, тоже очень хороши,
Жёлтые головки, наклонили ловко!
3. Сгибание рук в локтях – «Игра на барабане». 
Бум-бум, тра-та-та! Барабан гремит с утра!
Зайчики играют, лапкой ударяют!
4.Наклоны вправо и влево –«Мартышки».
Вот забавные мартышки, обезьянки, шалунишки,
Раз и два, опять наклон, хочет поиграть хвостом!
5.Сгибание ног- полуприседание – «Матрёшки».
Вот матрёшки – крошки, пёстрые одёжки,
Яркие платочки, розовые щёчки!
6.Прыжки – «Мячики».
Вот какой весёлый мячик, так и скачет, так и скачет,
Мне б его скорей поймать, чтобы снова поиграть!
7.Шаги по кругу- «Паровоз». (имитация паровозика)
Всех красивей паровоз, две трубы и сто колёс,
Ну, а едут в нём игрушки, куклы, зайчики, петрушки, звонкие погремушки!

Приложение№4

Гимнастика пробуждения

«Заинька – зайчишка»

1. «Заинька, подбодрись, серенький, потянись» И. п.: стоя, руки вдоль туловища. Приподняться на носки, руки через стороны вверх.
2. «Заинька, повернись, серенький, повернись» И. п.: стоя, руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево, затем в и. п.
3. «Заинька, попляши, серенький, попляши» И. п.: то же. Мягкая пружинка.
4. «Заинька, поклонись, серенький, поклонись» И. п.: то же. Наклоны туловища вперед.
5. «Заинька, походи, серенький, походи» И. п.: то же. Ходьба на месте.
6. «Пошел зайка по мосточку» Ходьба по коврику с нашитыми пуговицами.

Приложение№5

СТИХИ А.БАРТО «ИГРУШКИ». 

Задача: помочь вспомнить стихи А.Барто из цикла «Игрушки». Дать возможность рассказать стихи полностью, развивать память; отработать правильное звукопроизношение; воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Оборудование:

книга стихотворений из цикла «Игрушки» А. Барто. Мягкие игрушки зайчик, слон, кот; тазик с водой, мяч.

Ход мероприятия:

Воспитатель приносит в группу грузовик с игрушками. Предлагает детям взять игрушки и присесть на стульчики.

 Воспитатель: Игрушки хотят, чтобы с вами рассказали о них стихи.(Выставляется книга стихотворений из цикла «Игрушки» А. Барто).

- Давайте с вами совершим небольшую прогулку. (Открывает первую страницу) - Дети, кто живет на этой странице? Давайте посмотрим

- Кто это?  (Мишка). Почему он грустный? (Ответы детей)

Воспитатель вместе с детьми вспоминает стихотворение

Уронили Мишку на пол

Оторвали Мишке лапу

Все равно его не брошу

Потому что он хороший

- Как нам помочь Мишке? (Пришить лапку.)

 (Воспитатель открывает вторую страницу, на которой изображен зайчик)

- Что случилось с нашим зайкой, мы можем узнать из стихотворения.

Зайку бросила хозяйка

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог

Весь до ниточки промок

- Ребята, как помочь зайчику? (вытрем зайчика пушистым полотенцем и посадим на травку под солнышко).

(Воспитатель открывает третью страницу, на которой изображен сюжет: девочка плачет у водоема). 

Воспитатель вместе с детьми рассказывает стихотворение:

Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик.

Тише Танечка, не плачь

Не утонет в речке мяч.

(обратить внимание на «речку», в которой плавает мяч).

- Дети, речка то глубокая, берега высокие- рукой мяч не достать. Как же там помочь Тане? ( Мяч можно достать разными предметами: палкой, ложкой  и т. д.). 

- А какой он? (Большой, круглый, мокрый.). А что надо сделать с мячиком, чтобы он стал сухим?(Обтереть его салфеткой, и т.д.)

Игра с мячом «Догони мяч»

(Воспитатель открывает четвёртую страницу, на которой  изображён бычок, идущий по наклонной доске).

- Ребята, а кто на этой странице? (Бычок). Давайте вместе прочитаем стихотворение про бычка.

Идет бычок качается

Вздыхает на ходу:

-Ой, доска кончается,

Сейчас я упаду.

 (Чтение сопровождается обыгрыванием.)

 (Воспитатель открывает следующую страницу, на которой изображена лошадка)

- Взгляните на эту картинку. Кто на ней изображен? Лошадка. И про нее есть стихотворение:

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

(Чтение сопровождается игровыми действиями: причесывается шерстка «гладко», хвостик приглаживается гребешком.)

- Гребешок – это вот такая расческа  без ручки и немного выгнутая.

- А что значит причешу «гладко»? «Гладко» - это как? (Ответы детей.)

- Послушайте, какое трудное слово нам встретилось – «шерстка». Давайте потренируемся его произносить правильно. (Чтение стихотворения еще 1-2 раза. Дети  помогают воспитателю читать, затем декламируют самостоятельно.)

(Воспитатель открывает следующую страницу, на которой изображен –грузовик катающий кота)

- Давайте покатаем кота в машине. Как только машина трогается, кот начинает мяукать, выпрыгивает, опрокинув грузовик. (Обыгрывается.)

-А какое стихотворение есть про грузовик?

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык –

Опрокинул грузовик.

- Но вот, ребята, мы и посмотрели с вами эту книжку.

- А какие игрушки приходили к нам сегодня в гости? Я вижу, что вы любите свои игрушки и бережно к ним относитесь. Потанцуйте со своей игрушкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"

Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.

Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты.  Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".

Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное  настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...

Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.

Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...