План-конспект занятия "Урок вежливости", 2021
план-конспект занятия (старшая группа)

Татьяна Орестовна Козуб

Завершающее занятие в теме I «Правила поведения в общественных местах»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Теремок» для детей 4-5 лет, учебная дисциплина Познавательные и развивающие игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_zanyatiya_kozub_t.o.-2021.docx541.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования «Радуга» г. Тайшета

План-конспект учебного занятия

в Школе раннего эстетического развития «Теремок»

группа 2-го года обучения

«Урок вежливости»

Козуб Татьяна Орестовна,

педагог дополнительного образования

МБУДО «ЦДО  «Радуга» г. Тайшета

21.12.2021

Учебная дисциплина: познавательные и развивающие игры

Группа 2-го года обучения (дети 5 лет)

Тип занятия: повторительно-обобщающее

Формы работы учащихся: фронтальная, по группам

Тема занятия: «1. 7. Уроки вежливости»

Завершающее занятие в теме I «Правила поведения в общественных местах»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Теремок» для детей 4-5 лет.

Цель: обобщить и закрепить знание правил поведения в общественных местах, практические навыки их применения.

Задачи:

1.Актуализировать знания детей о правилах поведения в общественных местах.

2. Продолжить работу по формированию умения анализировать ситуацию общения (место, время, цель, характер, предполагаемый вариант развития событий)

3.Создать условия для демонстрации практического умения применять знание правил поведения в конкретной ситуации взаимодействия.

4.Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность существования и деятельности в коллективе сверстников: вежливости, уважительности, дружелюбия, приветливости, солидарности.

Участники:

педагоги Школы раннего эстетического развития «Теремок»:

Андреева А.В.

Исак М.П.

Масленникова О.В.

педагог-психолог Сурменок И.А.

Образовательная технология: технология использования игровых методов обучения

Методы:

сюжетно-ролевая игра

коммуникативная игра

Приемы:

постановка проблемного вопроса

коммуникативная атака

драматизация

Основные понятия: правила поведения, общественное место, вежливый человек, воспитанный человек

Оборудование: демонстрационный материал (сюжетные картинки), игрушки, предметы для выполнения практической работы; куклы и декорации для показа кукольного спектакля.

Структура и ход занятия:

Этап урока

Приемы и методы работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика, формы работы

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

I

Организационный момент

Психологическое упражнение «Приветствие» (работа в круге)

Организует начало занятия

Выполняют движения, соответствующие содержанию текста приветствия

3 минуты

Экспрессивный этюд

Побуждает к выполнению творческого задания (необходимо поздороваться шепотом, восторженно, зевая)

Выполняют творческое задание, демонстрируют свой вариант выполнения

Проблемный вопрос

Задает проблемный вопрос: Как вы думаете, каким способом можно поздороваться,выполняя задание на занятии, но нельзя поздороваться в жизни? (зевая)

- Почему?

(Здороваться, зевая – не вежливо)

Предлагают варианты ответов, используя имеющиеся знания о культуре поведения

II

Основной этап

Сообщение темы занятия

Сообщает тему занятия «Урок вежливости»

Воспринимают информацию

Повторение ранее изученного

Проблемная ситуация

Проблемный вопрос

Создание проблемной ситуации:

Теремок стал разваливаться: покосились стены, съехала крыша.

Задает проблемный вопрос:

Что стало причиной разрушения?

Рассматривают изображение разваливающегося теремка, сюжетных картинок в окошечках;

Выдвигают предположения о причине разрушения.

Подводит детей к выводу, что причина разрушения – неправильное поведение людей – жителей теремка в общественных местах: в гостях, в транспорте, в театре

Делают вывод

Словарная работа

Актуализирует представления о значении понятий : общественное место.вежливый, культурный человек

Объясняют смысл понятий

Проблемный вопрос

Задает проблемный вопрос:

Можно ли спасти теремок от разрушения? Что для этого нужно сделать? (изменить неправильное поведение на правильное)

Выдвигают предположения, варианты решения проблемы

Практическая работа – сюжетно-ролевая игра

Драматизация (работа по группам)

Педагог дает задание: вместе со своими друзьями выбрать любую ситуацию и показать ка надо вести себя правильно, культурно, т.е. поиграть в игры «Гости», «Автобус», (Для координации работы детей в группах привлекаются педагоги)

В группах дети распределяют роли, обсуждают сценарий, придумывают диалоги, подбирают реквизит.

10 минут

Показ игровых сюжетов

Организует порядок выступления детей, координирует их действия

Показывают придуманные сценки

Оценка результатов

Акцентирует внимание на том, что наше поведение чаще всего оценивают те, кто рядом: знакомые, прохожие, родители, педагоги.

- Сейчас вам покажут при помощи значков-смайликов, какое настроение вызвала у гостей ваша работа. Если работа удачная – улыбающийся смайлик, если неудачная – грустный[1].

Воспринимают оценки.

Игра-практикум «В театре»

Приглашает всех поучаствовать в игре «Идем в театр»

Включаются в игру проходят в «зрительный зал» - соседний учебный кабинет, где установлена ширма; занимают места в «зрительном зале»; аплодисментами приветствуют артистов – старших кружковцев из детского творческого объединения «Солнышко»

Просмотр кукольного спектакля

Осуществляет педагогическое наблюдение

Смотрят спектакль

7 минут

III

Завершающий этап

Беседа

Стимулирует мыслительные действия сравнительного характера:

- Изменился ли наш Теремок?

-Что спасло Теремок от разрухи?

Делают вывод на основе наблюдений (изменился: стал ровный, красивый, в нем живу только радостные жители)

Отвечают на вопрос

3 минуты

Игра «Доскажи словечко»

Педагог читает текст стихотворения

«Стихи о вежливости»

Дети хором в нужных местах хором

Приложение 1.

Текст приветствия:

Мы стоим рука в руке.

Вместе мы – огромный круг.

Можем мы большими стать,

Можем маленькими быть.

Но никто не может быть один.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок.

Мы живем в одном краю,

Я вас всех приветствую.

Приложение 2.

Картинки с проблемным сюжетом

Название ресурса: Демонстр. материал: Беседы по картинкам Уроки вежливости. Автор/составитель: И. В. Мирошниченко, Издательство: Сфера. – 2008.

ISBN: 978-5-89144-95-58  Количество страниц: 16

C:\Users\Хозяйка\Desktop\рабочий стол 2010-2015\ШРЭР, орг. уч. процесса\дидактичкская копилка, дошкольники\Уроки вежливости+\8.jpg

C:\Users\Хозяйка\Desktop\рабочий стол 2010-2015\ШРЭР, орг. уч. процесса\дидактичкская копилка, дошкольники\Уроки вежливости+\10.jpg

C:\Users\Хозяйка\Desktop\рабочий стол 2010-2015\ШРЭР, орг. уч. процесса\дидактичкская копилка, дошкольники\Уроки вежливости+\5.jpg

Приложение 3.

Стихи о вежливости

Мы все научились когда-то

ходить, рисовать, говорить.

давайте-ка вспомним, ребята,

как добрым и вежливым быть.

Встречая друзей и знакомых,

с улыбкой в глаза им гляжу,

быть вежливым очень легко мне,

я «здравствуйте» первым скажу.

Придумано кем-то красиво -

за помощь поблагодарить,

обычное слово «спасибо»

нельзя забывать говорить.

Прощаясь, мы все «до свиданья»

друг другу всегда говорим,

«пожалуйста» - если желанье

иль просьбу исполнить хотим.

А вежливым быть очень просто:

будь добрым – обычный совет,

не важно, какого ты роста

и сколь тебе уже лет.

Приложение 4.

Карта наблюдения

Дата          21.12.2021 г.

Тема:        «Уроки вежливости»  

Группа:    2-1 (второго года обучения)               

Сфера наблюдения:   сформированность коммуникативных УУД

Фамилия имя ребенка

Знание правил поведения

Соблюдение правил поведения в конкретной ситуации общения

Взаимодействие

Кооперация

Интериоризация

Карту заполнил : _______________________________________________________________________________________________________

Система оценивания:

3 б. – ребенок действует самостоятельно; знает правила поведения и соблюдает их; мысли выражает точно, понятно, доступно, уверенно; знания, умения  демонстрирует уместно с учетом ситуации взаимодействия; умеет договариваться, дружить, уступать;

2 б. – имеет представления о норме (поведения), но на практике применяет их частично, под контролем взрослого; ребенку необходима помощь при формулировке мысли, высказывания; в ситуации взаимодействия не всегда учитывает мнение партнера, но может исправиться после корректировочных действий взрослого;

1 б. – ребенок не знает норм (поведения), не применяет их в повседневной жизни, не видит нарушений в ситуации взаимодействия; глубоко затрудняется в формулировке и высказывании мысли; не понимает и не принимает позицию собеседника, партнера по взаимодействию;


[1]  Каждый улыбающийся смайлик дает право на восстановление целостности Теремка: поправку стен, крыши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект интегрированного занятия в старшей группе " Вежливые слова"

Данный материал предназначен для занятия с детьми в старшей группе где дети в игровой форме вспомнить и повторить с детьми какие вежливые слова надо говорить, как правильно необходимо поступать....

План-конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы (5 - 6 лет) Тема: «В мире вежливости и доброты»

План-конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы (5 - 6 лет)Тема: «В мире вежливости и доброты» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникат...

План-конспект родительского собрания на тему "Вежливость"

Проводится беседа с родителями и их детьми на тему вежливости и воспитания нравственности. Рассматриваются различные ситуации и поведение в них....

Картотека план- конспектов занятий по теме «Азбука вежливости»

Картотека план- конспектов занятий с детьми среднего возраста по теме «Азбука вежливости»      ...

План – конспект «Как важно быть вежливым?»

План – конспект «Как важно быть вежливым?»...

План-конспект занятия по рисованию во второй младшей группе "Цветок вежливости"

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»Тема занятия: «Цветок вежливости»Цель: Создание социальной ситуации развития для закрепления у детей умений правил...