Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности в группе дошкольного возраста 4-5 лет "Осеннее путешествие в царство диких животных"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Тема: «Осеннее путешествие в царство диких животных»
Цель для воспитателя: обогащение представлений детей о подготовке к зиме диких животных в осенний период (с элементами работы по интеллект – карте).
Цель детей: попасть в осеннее лесное царство и посмотреть, как животные готовятся к зиме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osennee_puteshestvie.docx | 40.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 7»
152150 Ярославская область, г. Ростов, Микрорайон №1, д. 10
Технологическая карта образовательной деятельности
в группе дошкольного возраста (4-5 лет)
По ОО Познавательное развитие
(Ознакомление с окружающим миром)
Тема: «Осеннее путешествие в царство диких животных»
Подготовила воспитатель группы дошкольного возраста (4-5 лет) Есырева Анна Анатольевна Дата проведения МО: 25.10.2022г. |
г. Ростов
Тема: «Осеннее путешествие в царство диких животных»
Цель для воспитателя: обогащение представлений детей о подготовке к зиме диких животных в осенний период (с элементами работы по интеллект – карте).
Цель детей: попасть в осеннее лесное царство и посмотреть, как животные готовятся к зиме
Предварительная работа: Повторение с детьми признаков осени, изменений, которые произошли с приходом осени; рассматривание иллюстраций об осени, осень в лесу (природные явления); рассматривание иллюстраций диких животных осенью в данный период, заучивание стихотворений об осени; разгадывание загадок об осени и диких лесных животных; разучивание пальчиковых гимнастик («Зайка», «Два медведя», «У лисицы дом большой», «Овощной салатик», «Ёжик»); подвижные игры («Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается», «У медведя во бору»); дидактические игры («Чей малыш», «Один - много», «Чей, чья, чьё», «Назови семью», «Кто где живет», «Кто , что ест», «Доскажи словечко», «Узнай животное по описанию»).
Оборудование, материалы: Презентация о жизни диких животных осенью, кленовый листочек, фотоаппарат, корзинка с шишками, грибами, листочками на каждого ребенка; почтовый ящик, интеллект – карта «Помогайка» с набором картинок(осенний лес, дикие животные: белка, ежик, заяц, медведь, лиса, волк, жилища животных: дупло, ямка с листочками, куст, берлога, нора, логово, картинки с изменениями жизни животных в осенний период: белка, линяет и меняет шубку с рыжей на серую, ежик утепляет ямку листочками и готовится к спячке, заяц меняет шубку с серой на белую, медведь утепляет берлогу и готовится к спячке, лиса линяет и ее шубка становится теплее, волк линяет и его шубка становится теплее и пушистее); 2 мольберта; подарки от Лесовичка корзинка с яблоками.
Ход ОД
Этапы ОД, продолжительность, задачи этапа | Ход ОД | Технологии, методы, приёмы | Результат | Предпосылки УУД | |
Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | ||||
1.Организационный 1мин Создание положительного эмоционального настроя на совместную деятельность во время НОД | Воспитатель: - Ребята, подойдите все ко мне, встаньте красиво, повернитесь лицом к гостям. - Давайте посмотрим на гостей, теперь посмотрим друг на друга. Если каждый улыбнётся – утро доброе начнется. Доброе утро, мальчики и девочки. Доброе утро, гости дорогие! - Посмотрите, гости нам улыбаются. - И вы улыбнитесь им, подарите гостям ваши улыбки. Воспитатель: - А теперь присядем на стульчики и все внимание на меня. | Дети находятся в музыкальном зале, здороваются с гостями и садятся на стульчики. | Создание игровой ситуации | Настрой на совместную деятельность | |
2.Мотивационный 1 мин Создание условий для мотивации дошкольников к предстоящей деятельности. | Воспитатель: - Ребята, каждое утро мы с вами проверяем почтовый ящик, который находится в раздевалке нашей группы. И мы знаем, что иногда нас ожидает там сюрприз. - Давайте сегодня тоже заглянем в него. Воспитатель: - Агния, подойди ко мне и загляни пожалуйста в почтовый ящик? (достает из почтового ящика кленовый листочек) - Вот это даааа! Какой красивый кленовый листочек. Воспитатель: - Интересно, ребята, а кто нам его прислал? - Может кто - нибудь догадался? (дети рассуждают) Воспитатель: - А давайте внимательно посмотрим на листочек…. - Смотрите, на нем написан обратный адрес? (Лесной) - Значит откуда письмо? Дети: Из леса. Воспитатель: - А с внутренней стороны листочка находится само послание: - «-Здравствуйте, ребята! Пишет вам старичок Лесовичок! Мне Сорока - Белобока сказала, что вы очень любознательные ребята! И я подумал, что вам, наверное, интересно будет попасть в лесное царство и посмотреть, что же делают там дикие животные Осенью? А добраться до леса, вам поможет мой волшебный кленовый листочек. Скажите только: «Раз, два, три! Кленовый листочек, в лес ребят перенеси!» - Вот так сюрприз!!!!! | Слушают воспитателя, достают из почтового ящика послание от Лесовичка и воспитатель читает его. | Создание игровой ситуации | Положительный настрой на совместную деятельность | |
3.Активизация имеющихся знаний 2 мин Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении ответа на поставленные вопросы. | Воспитатель: - Ребята, кто нас приглашает в Осенний лес? Дети: Старичок -Лесовичок. Воспитатель: -А зачем он нас туда приглашает? (чтобы посмотреть, что делают дикие животные осенью) - Тогда скажите мне, кто такие дикие животные? (дети отвечают) Воспитатель: - Правильно. Воспитатель: - А каких диких животных мы можем встретить сегодня в лесу? Дети: белку, зайца, лису, волка, медведя… Воспитатель: - Тогда мы с вами принимаем приглашение и отправляемся в путь! Воспитатель: - Ой, ребята, а у нас в группе есть дети, которые сейчас болеют. Получается что они с нами не пойдут в осенний лес и никого не увидят? Ведь Лесовичок приглашал всех ребят. Как же нам быть? (думают) Воспитатель: - Что нам с вами всегда помогает в нашей работе когда мы узнаем что-то новое? Дети: наша «Помогайка» Воспитатель: - Конечно. Воспитатель: - Предлагаю взять с собой «Помогайку». Только вот картинок, которые мы с вами помещаем на «Помогайку» в лесу ведь нет… Другой педагог говорит: - Ребята, а возьмите с собой мой фотоаппарат. Вы будете фотографировать то, что увидите в лесу. Чтобы вам ничего не забыть рассказать своим товарищам, эти фотографии разместите на «Помогайке». Воспитатель: - Согласны? - Ну, что, тогда в путь! - Одеваются….. (под музыку) Воспитатель: -Ребята, а напомните мне, что нам поможет добраться до леса Дети: Кленовый листочек Лесовичка и волшебные слова «Раз, два, три! Кленовый листочек, в лес ребят перенеси!» Воспитатель: - Давайте закроем глаза и все дружно скажем: «Раз, два, три! Кленовый листочек, в лес ребят перенеси!» (меняются декорации. Появляется слайд Осеннего леса). | Дети сидят на стульчиках и отвечают на поставленные вопросы воспитателя | Вопрос – ответ. Игровое упражнение. | Внутренняя мотивация на деятельность Способность детей выполнить задание (правильно ответить на поставленные вопросы) | 4.2.Выстраивает осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме. |
4. Создание и решение проблемных ситуаций 10 мин Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах, мотивационной готовности к предстоящей деятельности. | Воспитатель: - Открывайте глаза. - Вот это да! Вот так листочек! - Вот мы и оказались в Осеннем лесу. Давайте подышим свежим лесным воздухом…(Давайте сделаем глубокий вдох, выдох). (воспитатель незаметно ставит «Помогайку» на мольберт) Воспитатель: - Посмотрите внимательно, это точно осенний лес (не летний, не зимний…)! Воспитатель: - Как вы догадались? Дети: деревья с жёлтыми, красными, зелёными листочками; под ногами много опавших листьев, в лесу уже холодно… Воспитатель: - А я хочу вам напомнить правила поведения в лесу: - Если в лес пришёл гулять, Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, Только чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь Даже очень громко петь. Испугаются зверушки, Убегут с лесной опушки. Воспитатель: - Ребята, предлагаю сделать первую фотографию. Первая наша фотография будет называться: «Осенний лес» (фотографирует – воспитатель незаметно вынимает картинку осеннего леса и просит ребенка прикрепить фото на Помогайку) Воспитатель: - А сейчас предлагаю присесть на пенёчки и отдохнуть! - Ребята, напомните мне, зачем старичок Лесовичок пригласил нас в осенний лес? Дети: посмотреть, как дикие животные готовятся к зиме. Воспитатель: - Тогда почему здесь никого нет???? (думают) Воспитатель: - Ааааа, они, наверное, спрятались от нас. Ведь животные очень хорошо научились прятаться от людей. - Тогда как мы их сможем увидеть???? - Может нам в бинокль посмотреть, вдруг увидим притаившихся животных. Воспитатель: -Давайте сделаем бинокль из пальцев (на слайде, на этой же картинке леса появляется Белка и Ёжик: Белка прыгает возле своего дупла, кладёт в него орехи, шишки…; Ёжик несёт н своей спине грибы, яблоки, листья под пенёчек)) Воспитатель: -Посмотрите, вон вдалеке на дереве возле своего дупла Белка показалась? - А вон и ёжик, на земле возле пенёчка… - Увидели? (Сейчас мы их сфотографируем: сначала Белку, потом Ёжика) + помещают фото на Помогайку Воспитатель и дети: - Здравствуй, Белочка! Здравствуй, Ёжик! Не бойтесь нас. - Мы с ребятами пришли посмотреть, как вы готовитесь к зиме. Белочка: - Здравствуйте, ребята! - Мы живём в этом лесу. - И сейчас, со своим другом Ёжиком, целыми днями готовимся к зиме. - Я собираю сухие листочки, траву и утепляю свой домик, чтобы зимой в нем не замерзнуть. Воспитатель: - Ой, как интересно, белочка утепляет свое дупло, теперь вам будет, что рассказать ребятам. Воспитатель: - Ребята, давайте сделаем фотографию. (ФОТО: белка собирает листья и утепляет дупло) Белка: - А еще я сушу на веточках деревьев грибы, яблоки, собираю шишки и достаю из них орешки. Ведь зимой бывает очень голодно. - Ребята, какую фотографию мы сделаем? (как белка сушит грибы, и ягоды, собирает шишки) (ФОТО: Белка делает запасы: грибы, ягоды, шишки) + помещают фото на «Помогайку» Белка: - А ещё я меняю рыжую, пушистую шубку, на серую. - Ребята как вы думаете почему я это делаю? Ответы детей! Белка: (Скоро на деревьях совсем не останется листочков, и моя новая серая шубка будет незаметна среди деревьев. Так я смогу прятаться от врагов). Воспитатель: - Ребята, давайте сделаем фотографию, как у белочки появляется новая шубка(серая). (ФОТО: белка линяет) Ёжик: - А я сейчас рою глубокую ямку себе, натаскиваю туда сухой листвы, чтобы постелька моя была мягче и теплее. Скоро холодно будет, залезу я в ямку, загорожу вход листочками, свернусь клубочком и буду спать всю зиму. Воспитатель: - Как же интересно ежик утепляет свой домик, теперь вам будет, что рассказать своим ребятам. - Делают фотографию. (ФОТО: еж собирает листья и утепляет нору – ямку) Ёжик: - А ещё на своих иголках ношу яблоки и грибы. Наемся сейчас досыта и просыпаться не буду. Воспитатель: - Делаем фотографирую, как ежик делает запасы и несёт яблоки и грибы (ФОТО: ёж носит в корзине яблоки и грибы) + помещают фото на «Помогайку». Воспитатель: - Белочка, ёжик, а мы с ребятами можем помочь вам сделать запасы. Правда, ребята? Дети: - Да Игра: «Собери шишки и грибы, листочки» (после того как дети соберут шишки и орехи, ставят корзину возле слайда) Белка и Ёж: Спасибо, вам ребята! (исчезают) - Обрадовались Белка и Ёж, что мы им помогли, и решили немного отдохнуть в своих жилищах. (Исчезают) Воспитатель: -Ребята, а давайте посмотрим в наш бинокль. Может ещё кто – нибудь покажется. (Появляется Заяц) Воспитатель: - Зайчик, не бойся нас! - Мы с ребятами пришли посмотреть, как ты готовишься к зиме. Заяц: - А яяяя, яяяяя! Что яяяяяя…(хвастает) - Жилища я никакого не строю. Каждый кустик для меня может быть домом. - Пищу на зиму не запасаю. Ведь в лесу всегда можно погрызть кору деревьев и веточки кустов. — Вот только меняю свою серую шубку на белую. Зимой мне в ней будет тепло и волк с лисой на снегу меня не заметят. Воспитатель: - Ребята, как зайчик готовится к зиме? Дети: Только шубку меняет. Воспитатель: - Какую фотографию мы сделаем? ((ФОТО: заяц меняет шубку) + помещают фото на «Помогайку». (Заяц со слайда исчезает) Воспитатель: - Ой, ребята, зайка так быстро убежал. Мы даже не успели ему ничем помочь. А как вы думаете, от кого он так быстро мог убежать? Дети: От Лисы. Воспитатель: — Значит, она где-то очень близко. Давайте сделаем бинокль из пальцев. И постараемся их отыскать. (Фото Лисы, помещают на «Помогайку») Воспитатель: - А вот и лиса. Воспитатель и дети: -Лиса, Здравствуй! Воспитатель: - Мы с ребятами пришли посмотреть, как ты готовитесь к зиме. Лиса: - Я никакую пищу не запасаю. Добычу в лесу зимой, и так могу найти себе. - Жилище у меня остаётся прежним. - Сейчас только шубку свою утеплю+ -, чтобы они защищала меня от сильных морозов. Моя шубка становится густая, яркая. Воспитатель: - Ребята, как лиса готовится к зиме? Дети: Только шубку меняет. Воспитатель: - Какую фотографию мы сделаем? (Фото Лисы в шубке помещают на «Помогайку») - Воспитатель: А волк? Дети: Тоже только шубку меняет Воспитатель: - Какую фотографию мы сделаем? Дети: Фото Волка в шубке. Воспитатель: - Лиса, а чтобы тебе было еще теплее, мы с ребятами можем показать тебе зарядку, которую ты сможешь делать, чтобы не замерзнуть зимой, повторяй вместе с нами. «Весёлая зарядка» Раз - присядка Два - прыжок, Вышла лисонька в кружок, Лапкой вправо потянулась; Лапкой влево потянулась; Нежно, нежно,улыбнулась. В кулачок все пальцы сжала, Растирать вдругг лапки стала, Лапки, ножки и бока Вот какая красота!!! - Спасибо, ребята! Мне понравилась ваша зарядка! Теперь я точно не замерзну! Мне пора! Лиса исчезает. Воспитатель: -Ребята, а давайте посмотрим еще раз в бинокль. Может ещё кто – нибудь покажется. (Появляется Медведь) (Делают фото медведя и выставляют на «Помогайку») Воспитатель и дети: - Мишка - косолапый! Здравствуй! Воспитатель: - Мы с ребятами пришли посмотреть, как ты готовишься к зиме. Медведь: - С приходом осени я только и делаю, что готовлю себе уютную берлогу, в которой просплю всю зиму. Утепляю ее ветками деревьев, листвой и мхом. Воспитатель: - Ребята, а наверное, интересно вам будет рассказать своим друзьям, что Мишка тоже утепляет свой домик. Правда? Дети: Да - Давайте сделаем фотографию. (Выставляют фотографию на «Помогайку») Медведь: - А еще я много ем, чтобы накопить много жира. Воспитатель: - Ребята какую фотографию мы сделаем? Дети: Как медведь ест ягоды. Делают фотографию и выставляют на «Помогайку». Медведь: - Ну, что ребята, пора мне торопиться! Немного до зимы времени осталось! Воспитатель и дети: - До свидания Мишка - Косолапый! Воспитатель: - Ребята, а давайте посмотрим еще раз в бинокль. Может еще кто-нибудь покажется! Воспитатель: - Смотрят никто больше не показывается. - Никто больше не показывается. Наверное, не когда животным, надо всё успеть сделать к зиме. Воспитатель: - Смотрите, сколько фотографий мы с вами сделали. Теперь нам точно будет, что рассказать нашим ребятам. Воспитатель: - Давайте встанем дружно в круг! Закроем глазки и скажем волшебные слова! «Раз, два, три, кленовый листочек, в детский сад нас перенеси!» | Дети открывают глаза и удивляются. Дети любуются и рассматривают лес, отвечают на вопросы воспитателя Слушают воспитателя, правила поведения в лесу Дети вместе с воспитателем знакомятся с жителями осеннего леса, слушают их рассказы о их жизни в осенний период, и полученную услышанную информацию отражают на интеллект карту(ввиде фотографий сделанных на фотоаппарат) Делают бинокль из пальцев и смотрят притаившихся животных на слайде презентации Увидели в бинокль белку и ежика, воспитатель вместе с детьми делают фотографию белки и ежика, дети выставляют фотографии на интеллект-карту Дети слушают рассказ белки о жизни в лесу. Дети выставляют сделанные фотографии на интеллект-карту Дети слушают рассказ ежика о жизни в лесу осенью. Выставляют фото на интеллект-карту Дети играют в игру «Собери шишки и грибы, листочки» Слушают рассказ зайца, о его подготовке к зиме. Выставляют фотографию на интеллект-карту Выставляют фото лисы и волка на интеллект-карту Дети слушают рассказ лисы и волка о том как они готовятся к зиме Выставляют фотографии лисы в новой шубке на «Помогайку» Делают зарядку вместе с лисой Выставляют фотографию медведя на интеллект-карту Слушают рассказ медведя о его подготовке к зиме Выставляют фотографию на интеллект-карту Выставляют фотография на интеллект-карту Обращаются к интеллект-карте и рассматривают фотографии сделанные в лесу Встают в круг, произносят слова и возвращаются в детский сад | Создание и решение небольших проблемных ситуаций; Использование художественного слова; Беседа; Создание игровых ситуаций. | Внутренняя мотивация на деятельность Умение сотрудничать оказывать помощь героям | 1.1. Проявляет осознанные познавательные интересы. 2.1.Выделяет и соотносит известное и неизвестное; 2.2.Осуществляет действие по образцу и заданному правилу; 2.3. Способен доводить начатое до конца. 3.1.Участвует в коллективном обсуждение проблемы. 4.1. Находит и выделяет необходимую информацию; 4.2Выстраивает осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме. |
5. Рефлексивный этап Подведение итогов НОД | Воспитатель: - Вот мы с вами вернулись обратно в детский сад, давайте разденемся (под музыку) и присядем на стульчики. Воспитатель: - Ребята, где мы с вами сегодня были? - Кто нас пригласил в осенний лес? - А давайте вспомним, кого мы видели в осеннем лесу? (Обращается к интеллекту –карте) - Как их можно назвать одним словом? -А кто запомнил, как белочка готовиться к зиме? Что вы расскажите своим друзьям? - Как ёжик? - Как заяц? -Как лиса? Волк? Медведь. Ответы детей. Ветер подул и дверь захлопнулась. - Ой, ребята! Не понимаю, что происходит. (Воспитатель смотрит, что происходит за дверью. За дверью появляется корзина с подарками). Воспитатель: - Ребята, здесь корзина с яблоками стоит и записка: «Ребятам средней группы «Колокольчики» от старичка Лесовичка: - «Витамины принимайте и о диких животных вспоминайте, своим друзьям, что узнали в лесу не забудьте, обязательно все передайте!!! До новых встреч! Воспитатель: - Ай да Старичок Лесовичок! - Давайте скажем ему большое спасибо за все! Дети: Сзпасибо, Старичок – Лесовичок!!! | Говорят, что им запомнилось, понравилось. Принимают подарки Старичка-Лесовичка и благодарят его | Организация рефлексии | Осознание себя как участника общего дела | 3.1.Участвует в коллективном обсуждение проблемы. 4.2.Выстраивает осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме"Домашние животные"
Технологическая карта НОД по речевому развитию составлена на основе ПРИМЕРНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ " под редакцией Н.Е. Вераксы, Т...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ , старшая группа
Конспект НОД: ФЭМП (приоритетная образовательная область)Возрастная группа: старшая группаТема: «Кондинские удальцы»Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа по картине «Зайцы» из серии «Дикие животные»
учить детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану, предложенному воспитателем, учить подбирать определения, однокоренные слова, обогатить и активизировать...
Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы Тема: «Путешествие на веселом паровозике» (образовательная область «Познавательное развитие»)
ЦельЗакрепить знания детей к концу учебного года по ФЭМПЗадачи1.продолжать формировать у детей представления о числах и цифрах в пределах ...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности в группе среднего дошкольного возраста "Это великое слово Победа!"
Тема: «Это великое слово Победа!»Цель для воспитателя: повышение речевой активности детей посредством обогащения активного словаря.Цель для детей: разобраться в значении подаренного слова ...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности в группе дошкольного возраста 6-7(8) лет "Космическое путешествие"
Тема: «Космическое путешествие»Цель для воспитателя: Формирование и систематизация знаний у детей старшего дошкольного возраста 6-7(8) лет о «Созвездиях» и планетах «Солн...