Конспект ОД "Воздухоискатели"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Молчанова Нелли Николаевна

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания детей о воздухе.

Задачи: 

Воспитательные:

- воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам;

- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

- воспитывать интерес к экспериментированию, аккуратность при работе с водой.

Развивающие:

- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

- создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания;

- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Образовательные:

- упражнять в наблюдательности за окружающей средой;

- закрепить представления детей о воздухе, его свойствах;

- учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха;

- продолжать закреплять навыки проведения опытов.

Работа над словарем: активизировать речь детей, упражнять в словообразовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_vozduhoiskateli.docx131.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 51»

Конспект ОД

 «Воздухоискатели»

группа оздоровительной направленности для детей 3-5 лет

                                                

Подготовила:

воспитатель высшей кв. кат.

Молчанова Н.Н.

Оренбург, 2022 г.

Конспект ОД в средней группе

Тема: «Воздухоискатели»

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания детей о воздухе.

Задачи:  

Воспитательные:

- воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам;

- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

- воспитывать интерес к экспериментированию, аккуратность при работе с водой.
Развивающие:

- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

- создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания;

- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Образовательные:

- упражнять в наблюдательности за окружающей средой;

- закрепить представления детей о воздухе, его свойствах;

- учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха;

- продолжать закреплять навыки проведения опытов.

Работа над словарем: активизировать речь детей, упражнять в словообразовании.

 

Приемы руководства деятельностью детей:

1.       Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: беседа-диалог, воздушный шарик с письмом, загадка, рассматривание иллюстраций,

2.       Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия:  беседа, создание развивающей среды, создание игровой ситуации, вывод.

3.       Приемы организации практической деятельности детей:  проведение опытов с помощью воды, пакетов, фонариков и т.д., художественное творчество – рисование «воздухом».

4.       Приемы поддержания интереса у детей:  музыкальное сопровождение, просмотр слайдов «О воздухе», физминутка.

5.       Приемы оценки и самооценки:  поощрение, взаимопомощь детей.

 

Создание среды для организации и проведения занятия:

В музыкальном зале развешаны шарики. На потолке воздушный шарик с письмом. На стене экран со слайдами. На столиках предметы для экспериментирования: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); фартуки (по количеству детей); миски с водой 2 шт.; игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые; гуашь; кисточки; фонарики; стаканчики и трубочки.

Виды детской деятельности в занятии:

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная,

чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, физическая культура.

 

Планируемые результаты:

- Развитие у дошкольников интереса к словотворчеству.

- Проявление эмоциональной отзывчивости к окружающему миру.

- Воспитание любознательности, активности.

- Активизация словарного запаса.

- Умение высказывать свое личное мнение, работать коллективно.

 

Критерии оценки деятельности детей в занятии:

1.   Ребенок любознательный, активный.  

2.   Проявляет самостоятельность.

3.   Владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми

и сверстниками.

4.   Способен решать интеллектуальные и личностные задачи.

5.   Доводит начатое дело до конца.

 

Интеграция образовательных областей:

 

Области

Интеграция  

Решаемые задачи

Познавательное развитие

Проведение опытов

 

Уточнять и расширять представления детей о  воздухе. Применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим. Развивать мелкую моторику рук.

Социально-коммуни

кативное развитие

Ответы на вопросы Незнайки, подведение итога занятия.

 

Приучать решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.  Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью.

Речевое развитие

Употребление слов: «воздухоискатели», «прозрачный», «бесцветный», «тонет – не тонет».

Обогащать словарный запас. Формировать образную речь. Развивать логическое мышление, внимание, умение рассуждать.

Художественно-эстетическое развитие

 

Слушание музыки, рисование «воздухом»

Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения.

Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при изготовлении своего произведения.

Физическая культура

Физминутка 

 

Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.

Избежать длительных статистических нагрузок, переутомления.

Безопасность

Поведение в лаборатории.

Закрепить правила безопасного поведения в лаборатории.

 

План ОД

 

1.Вводная часть:                                                          

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей.

Определение цели.

Действия с воздушным шариком.

Чтение загадки.

Выводы.

 

2. Основная часть:

Опыт 1. «Поймай невидимку» 

с полиэтиленовым пакетом и фонариком

Опыт 2. «Воздух в человеке». 

Дидактическая игра: «Тонет - не тонет»

Физкультминутка

Опыт 3. «Раздуй каплю» (рисование воздухом). 

 

3.Заключительная часть:

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов занятия.

 

Длительность занятия

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

15 мин

 

 

 

 

 

 

2 мин.

 

 

 

20 мин.

 

 

Ход ОД

Части

занятия

Содержание

Области

1.Вводная часть.

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей.

Определение цели. Действия с шариком, чтение письма, загадки, выводы.

В: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло на занятие. (Дети здороваются)

Вдруг видят стоящего в зале воспитателя, у которого в руках воздушные шарики.

В: здравствуйте! Ой, что это такое? Какие красивые шарики!

Гость: здравствуйте! Сегодня утром к нам в детский сад пришел курьер и принес вот эти шарики, а зачем и от кого не понятно! Известно только, что они для ребят группы №7!

Вдруг 1 шарик лопается и из него выпадает записка. (Звучит загадочная музыка).

Письмо: 

-  Дорогие ребята! Вам пишет Незнайка! У меня, как всегда, масса вопросов, вот и сегодня у меня вопрос - почему шарики летают и от чего они то круглые и большие, то маленькие и совсем не летают? Сам разобраться не смог…вот и решил к вам отправить свое послание. Может вы знаете ответы на мои вопросы? Помогите мне разобраться, пожалуйста! У меня и подсказка есть – загадка, но ее я тоже не разгадал! Загадка:

Через нос проходит в грудь, 
И обратный держит путь. 
Он невидимый, но все же, 
Без него мы жить не сможем. 
Он нам нужен, чтоб дышать, 
Чтобы шарик надувать. 
С нами рядом каждый час, 
Но невидим он для нас! 

В: Дети: Воздух!
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? 
Дети: нет, не видим. 
Воспитатель: раз мы его не видим, значит, какой воздух? 
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый! 
Воспитатель: чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? 
Дети: Да. 

Тогда, сегодня мы будем с вами воздухоискателями. Для этого я предлагаю вам пройти со мной в нашу лабораторию. Но для начала, вспомним правила поведения в лаборатории. (Вспомнили). А теперь одеваемся и начинаем. (Дети подходят к столам, надевают фартуки). (слайд №1)

Познавательное развитие,

художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие

2.Основная часть.

Опыт 1. «Поймай невидимку» с полиэтиленовым

пакетом и фонариком.

Опыт 2. «Воздух в человеке». 

Дидактическая игра: «Тонет - не тонет» Физкультминутка

Опыт 3. «Раздуй каплю» 

(рисование воздухом). 

Опыт 1. «Поймай невидимку»

 (слайд №2, №3)

(С полиэтиленовым пакетом и фонариком). 
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? 
Дети: Он пуст. 
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет? 
Дети: если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким. 
Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух? 
(ответы детей). На столах у нас фонарики. Волшебники, давайте посветим на пакет. Что вы увидели? 
Дети: Свет фонарика проходит через пакет. Проходит не искажаясь. 
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т.е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный. 
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.

Опыт 2. «Воздух в человеке» (слайд №4)
Воспитатель: перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? 
Дети: выходят пузырьки. Пузырьки воздуха! 

Воспитатель: Молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. А как вы думаете, в других предметах есть воздух? (ответы детей).

Дидактическая игра: «Тонет - не тонет» (слайд №5) (Звучит запись шум ветра на море», дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика). 
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.

Физкультминутка: «Ветер дует»

Опыт 3. «Раздуй каплю» (рисование воздухом) (слайд №6, №7)
Воспитатель: на лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Отдельные детали мы можем дорисовать обычной кистью или с помощью фломастеров. Вам нравится?
Дети: здорово!

Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие,

социально-коммуникативное развитие,

речевое развитие, физическое развитие.

3.Заключительная часть. Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов занятия.

Воспитатель: Ребята, вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии): 
- что воздух постоянно нас окружает; 
- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку; 
- что воздух прозрачный

- что воздух легче воды; 
- что воздух есть внутри предметов; 
- что воздух есть внутри людей.
Подведение итогов. Ребята, а Незнайка ведь так и не отгадал загадку, что же можно сделать? Как же помочь и Незнайке, как подсказать ответы на его вопросы!?

Варианты детей. Предложение - сфотографируем наши работы и отправим Незнайке ответ на его вопрос и загадку.

Давайте с вами запишем интервью и отправим Незнайке?!

Социально-коммуникативное развитие

 

  Длительность занятия: 20 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....