зимующие птицы
план-конспект занятия по окружающему миру

Катошина Елена Николаевна

зимующие птицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_zimuyushchie_ptitsy.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 2 Солнышко"

Конспект

образовательной деятельности

для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

По теме: «Зимующие птицы»

Автор: Катошина Елена Николаевна

Воспитатель 1 квалификационной категории

январь, 2021 г.

Цель: Создавать благоприятные условия для обогащения представлений детей о зимующих птицах.

Программные задачи:

  • Образовательные: уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах; учить подбирать глаголы, характеризующие пение птиц (чирикает, каркает, воркует).
  • Развивающие: совершенствовать диалогическую речь; развивать внимание, память, воображение детей, развивать умение рассуждать.
  • Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к птицам; вызывать стремление беречь и помогать зимующим птицам; воспитывать выдержку, умение внимательно, не перебивая, слушать товарищей, оценивать и дополнять ответы; уметь договариваться. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.

Материалы и оборудование:

Картинки зимующих птиц, карточки с изображением корма птиц: ягоды рябины, кусочек сало, семечки, хлебные крошки, остатки пищи… аудиозапись произведений: голоса птиц; панно с изображением кормушки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое! 
(руки вперед)
Здравствуй, матушка Земля! 
(руки опущены)
Здравствуйте, мои друзья! 
(руки в стороны)

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся, с нашими гостями.

Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели).

После прослушивания музыки.

Воспитатель:

- Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (ответы детей)

-Как вы думаете, какая бывает зима? (снежная, морозная, суровая, злая).

- А какими забавами нас встречает зима? (катание на санках, на лыжах, на коньках, игра в снежки).

- Давайте отправимся в парк, к птицам в гости.

- А на чем мы туда доберемся? (предложения детей).

Мы надели лыжи, встали на лыжню,
Не догнать нас даже быстрому коню.

             -А вот и парк!

(Дети имитируют движения птиц).

Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.

Крылья расправим,
Клювик почистим
Птички пожалуйте к нам!

Воспитатель: — Ребята, присаживайтесь на пенечки.

2. Основная часть.

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, почему так тихо в парке? (птицы не поют)

- А почему не поют птицы? (улетели в тёплые края).

- Но не все птицы улетают в тёплые края, некоторые из них прилетают ближе к человеку.

- А зачем? (люди их подкармливают).

-Эти птицы остаются с нами зимовать. Значит, это какие птицы? (зимующие).

-Ребята, давайте с вами познакомимся с зимующими птицами.

Воспитатель: — Ребята, а сейчас я вам загадаю загадки.

Я зимой люблю кормушки,

Как на ёлочках игрушки,

Если поклевать хочу,

От одной к другой лечу.

Желтогрудая я птичка,

 И зовут меня… (Синичка)

Картинка с изображением синицы помещается на выставку – доску.

Воспитатель:

- Ребята, послушайте как поет синица. (запись).

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове черная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. В поисках еды в снежную зиму они прилетают поближе к жилью человека. Синицы кроме семян, любят сырое сало или мясо.

Воспитатель: — Встречайте следующего гостя.

Угадайте, кто это?
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это.                (Снегири)

Картинка с изображением снегиря помещается на выставку – доску.

Воспитатель:

-Послушайте теперь. ребята, пение снегиря. (запись).

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег,  снегирь по всюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клене, кустах малины, обрывая ягоды и расклевывая семена.

Воспитатель:

Не сидит она на месте
На хвосте разносит вести.
Может, в них и мало прока.
Но горда собой…              
(Сорока)

Картинка с изображением помещается на выставку – доску.

Воспитатель:

- Ребята, послушайте, как трещит сорока (запись).

Сорока – белобокая, длиннохвостая непоседа. Она очень любопытная. Увидит, что-нибудь блестящее: стекло, монету и разглядывает круглым глазом. Потом схватит и утащит в свое гнездо. Ест все, что может найти.

Воспитатель: — Послушайте загадку о следующей птице.

Прилетела к нам
Особа всем известная,
Она – крикунья местная.
Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона,
Красавица-ворона.

Картинка с изображением вороны помещается на выставку – доску.

Воспитатель:

- Послушайте ребятки, как ворона каркает. (Запись).

Ворона – птица важная, горластая. В каждой вороньей стае одна из ворон выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Вороны - всеядные птицы.

Воспитатель: — О какой птице так говорят?

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой!        
(Дятел)

Картинка с изображением дятла помещается на выставку – доску.

Воспитатель:

- А теперь, давайте послушаем как стучит дятел (запись).

Дятел – большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь оттуда насекомых. Дупло в стволе ему служит гнездом.

Воспитатель: — Послушайте загадку о следующей птице.

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю,

— Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый.

Как зовут нашего первого гостя?     (Воробей)

Картинка с изображением воробья помещается на выставку – доску.

Воспитатель:

- Ребята, давайте послушаем весёлое пение воробья (запись).

Воробьи – шустрые, маленькие. Они строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички. Воробьи клюют овёс, пшено, хлебные крошки.

Воспитатель: — О какой птице так говорят?

Эта птица — символ мира,

Чердаки её квартира,

Там, где площади, фонтаны,

Ищет крошки постоянно!          (Голубь)
Картинка с изображением голубя помещается на выставку – доску

Воспитатель:

- А теперь, давайте послушаем воркование  голубя (запись).

Голуби – Это доверчивые птицы. Они издают воркование.  Голуби любят крупу и хлеб.

- Итак, ребята, какие птицы прилетели к нам сегодня? Как можно назвать их всех одним словом? (зимующие).

Воспитатель:

- А, сейчас, мы с вами ребята поиграем в игру на внимание: «Какой птички не стало?»

(на доске картинки с изображением птиц)

Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какая птичка улетела?»

Воспитатель:

Зима – очень трудное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная.

- Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (сделать кормушки и подкармливать птиц).

Воспитатель:

- Ребята, а вы хотите покормить птиц?

Вот у нас есть две кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую – воробьи. Чем же их кормить? (дети берут правильные картинки и размещают их рядом с кормушками).

Воспитатель:

- Сейчас мы с вами поиграем.     Игра - стихотворения «На кормушке».

На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась. (Дети подходят и выбирают).

-Представьте, что вы птицы. Я сейчас буду читать стихотворение, а та птица, которая услышит о себе «прилетает на «кормушку» 

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду.

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь накормился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье,

Было общее веселье.

Воспитатель: — Молодцы, ребята, всех птичек накормили. Пора возвращаться в детский сад. Надевайте лыжи и покатили.

3. Рефлексия:

Воспитатель:

- Ребята, где мы сегодня побывали? (Ответы детей).

- Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей).

- Ребята, что вам сегодня больше всего понравилось? А что не понравилось? (Ответы детей).

- Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Конспект НОД подготовительной к школе группы на тему: «Расширение и усвоение знаний о зимующих птицах» (в рамках тематической недели «Зимующие птицы»)

Цели: Расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы», совершенствование грамматических категори...