НОД "Вода вокруг нас"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Лазебных Людмила Николаевна

Развитие познавательной активности в процессе эксперементирования с водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_voda_vokrug_nas.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое интегрированное занятие

в средней группе

Тема: «Вода вокруг нас»

Возрастная группа: средняя.

Форма НОД: познавательно-исследовательская деятельность.

Форма организации: подгрупповая.

Цель: развивать познавательно-исследовательский интерес детей в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

Образовательные:

  • Формирование представлений детей о природном объекте воде и его свойствах;
  • Формирование познавательного интереса;

Развивающие:

  • Обогащение словарного запаса;
  • Развивать социальные навыки: умение работать коллективом, учитывать мнение партнера;

Воспитательные:

  • Воспитание бережного отношения к воде;
  • Воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе решения творческой задачи.

Планируемый результат: 

  • сформировать представления о признаках и свойствах воды;
  • научить понимать значение воды в жизни человека, животных, растений;
  • применять знания в опытно-исследовательской деятельности.

Оборудование: демонстрационный материал, алгоритмы проведения опытов, карточки в виде капелек воды с загадками и отгадками, материал для проведения опытов.

Музыкальные: звуковые эффекты.

Ход

  1. Вводная часть  

Организационный момент.

Дети стоят полукругом.

Воспитатель.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся –

Добрый день у всех начнётся.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель. Ребята хотите узнать, о чем пойдет речь на нашем занятии?

Я и тучка, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (вода)

Приглашаю вас отправиться в гости к Волшебнице Воде. Но, может быть, это путешествие опасно?

Проводится беседа «Вода - хорошо, вода - плохо»

А все-таки без воды можно прожить?

Давайте отправимся в наше путешествие, чтобы узнать, какая она – волшебница Вода.

Дети садятся на подушки – тучки.

Звучит музыка.

Волшебница Вода приветствует детей.

Волшебница Вода:

 Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас у себя в гостях.

Я - Вода, Вода-водица,
Всем лесам, лугам сестрица,
Напою, взращу, взлелею,
Чаем вас в мороз согрею.
Вы меня поберегите,
Чистой-чистой сохраните,
Ведь планета без водицы

Просто в пустошь превратится.

2  Основной этап    

Волшебница Вода: Я хочу загадать вам загадки, а вы помогите мне найти отгадки.

Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (вода)

Лежало одеяло, мягкое, белое. Солнце припекло, одеяло утекло. (снег)

Мост, как синее стекло –скользко, весело, светло. (лед)

У нас под крышей белый гвоздь висит.

Солнце взойдет – гвоздь упадет. (сосулька)

Течёт, течёт - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит. (Река)

По морю идёт, идёт, а до берега дойдёт - тут и пропадёт. (Волна)

Ночь спит на земле, а утром убегает. (Роса)

Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет.
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)

Воспитатель: Молодцы, все отгадали загадки.

Волшебница вода, а наши дети знают стихи о воде.

(Ребенок читает стихотворение о воде)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает.

В лес туманом заползает.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить,

Без воды нам не прожить!

Динамическая пауза

Волшебница Вода: Ребята, давайте с вами поиграем,  игра называется «Маленькие человечки».

Воспитатель называет состояние воды, а дети выполняют соответствующие  движения. Твердое состояние воды ( лед, сосулька, град) – дети крепко держатся за руки; жидкое (вода, ручей, река, море) – стоят, руки опущены вниз; газообразное – бегают по кругу.

Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята уже знают немного о воде, и сегодня мы проведём несколько опытов, а волшебница вода посмотрит. Для этого я предлагаю вам пройти в лабораторию.

Исследовательская деятельность

Опыт №1 «Вода – это жидкость»

Воспитатель: Давайте попробуем, ребята, перелить воду из одного стакана в другой. (Дети переливают воду из одного стакана в другой). Льётся вода? Почему?

Дети: Потому что она жидкая.

Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. А чтобы вам, ребята, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).

Опыт №2: «Вода прозрачная, бесцветная»

Воспитатель: На столе у вас два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой. Что заметили? А теперь – в стакан с молоком.
– Что заметили?

Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна.

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (вывешивается символ этого свойства).

 Воспитатель: А вы знаете, что вода может окрашиваться в различные цвета. Хотите узнать как?

Тогда я сейчас покажу вам  фокус! Я для вас приготовила волшебные баночки, а теперь мы потрясем  хорошенько баночку. Что мы видим?

Дети: Водичка окрасилась.

Воспитатель: В какой цвет превратилась?

Дети называют цвета (красный, зелёный, жёлтый).

Воспитатель: Правильно. Значит, вода может еще, и окрашиваться в разные цвета.

Опыт №3: «Вода не имеет вкуса»

Воспитатель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам попробовать на вкус апельсиновый сок, какой он на вкус. А теперь попробуйте воду  (Детям предлагается кипяченая вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая? (Ответы детей).

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная (вывешивается символ этого свойства воды).

Воспитатель: давайте проведём с вами следующий опыт. Насыпьте в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует – соль, сахар). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).

Воспитатель: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

Опыт №4: «Вода не имеет запаха»

Воспитатель: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Ребята, я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод: вода не пахнет, у неё нет запаха.

Воспитатель: А давайте мы добавим капельку волшебного масла (воспитатель капает масло в стакан с водой, дети нюхают и отвечают).

Динамическая пауза

Воспитатель: Молодцы, ребята, мы хорошо с вами поработали, а теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.

 Игра «Солнышко и дождик»(Подвижная музыкальная игра)

Воспитатель:

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без …..(воды).

Волшебница Вода.

Ребята, а вы знаете, что воду нужно беречь, и когда помоешь руки, то нужно сразу закрыть кран? (Ответы). А зачем воду беречь, её вон сколько?!

Ребенок читает стих:

Родник иссяк, ручей ослаб.

Вода из крана кап-кап-кап –

Мелеют реки и моря

Не тратьте воду зря-зря-зря,

А то пройдет немного лет –

И нет водицы, нет, нет, нет!

Воспитатель: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только чистая вода, а чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. А для того, чтобы мы не забывали закрывать кран, у нас в умывальной комнате весит памятка «Закрывайте кран»

 Волшебница Вода: Ребята, кто обитает в воде?  Как вы думаете, в какой воде хорошо живётся её обитателям?

Дети. В чистой, светлой.

Волшебница Вода. Ребята, у меня для вас подарок – рыбки. Давайте пустим их в нашу реку. (Дети наклеивают рыбок)

Посмотрите, какая у нас получилась река, сколько в ней рыбок, они такие красивые.

3 Заключительный этап  

Выход из игровой ситуации  

Сегодня много интересного узнали о волшебнице воде.

Но пришла пора нам попрощаться с Волшебницей Водой и возвращаться в детский сад.

Дети прощаются садятся на подушки – тучки под музыку возвращаются в группу.

Рефлексия  

Вода вам дарит частичку себя – капельки. Кому сегодня было трудно или не интересно, возьмите грустную капельку, а кому все понравилось, возьмите веселую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"

Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....

Проект гражданско-патриотической направленности "Мир вокруг нас. Разноцветные дети"

Данный проект осуществляется в нашем детском саду в течение трёх лет. Заключительным его этапом мы планируем сделать большой подпроект "Моя Россия"....

Сценарий проведения фестиваля "Мир вокруг нас" для старшей группы

Наша группа представляла страну Армению на фестивале "Мир вокруг нас" . Этому выступлению предшествовала большая работа детей, родителей и воспитателей. Вот что получилось....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...