Конспект ООД по реализации задач образовательной области "Познавательное развитие" в подготовительной к школе группе на тему: "Деревья зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Рябоволова Ирина Васильевна

Конспект познавательного занятия «Растения зимой»

Цель: Формировать представления детей о том, что жизнь растительного мира зимой продолжается.

Задачи:

- обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям (зимой мало света, холодно, снег, растения прекращают свой рост, отдыхают);

- объяснить, как зимуют растения;

- закрепить знания воспитанников о деревьях, кустарниках и растениях, различных их частях;

- учить отличать различные виды деревьев в зимнее время;

- упражнять в определении деревьев по силуэтам;

- развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности;

- воспитывать заботливое отношение к растениям как к живым существам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_poznavatelnogo_zanyatiya_-derevya_zimoy.docx614.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего типа « ЯСЛИ – САД №13 «Лучик» города Снежное

Конспект

познавательного занятия «Растения зимой» по ознакомлению с природой в подготовительной к школе группе № 1 «Колобок»

                                                                Воспитатель:

                                                                Рябоволова И.В.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1662775/2396f12f-866d-48d2-a064-bf85df8d0ec2/s1200?webp=false

Конспект познавательного занятия «Растения зимой»

Цель: Формировать представления детей о том, что жизнь растительного мира зимой продолжается.

Задачи: 

- обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям (зимой мало света, холодно, снег, растения прекращают свой рост, отдыхают);

- объяснить, как зимуют растения;

- закрепить знания воспитанников о деревьях, кустарниках и растениях, различных их частях;

- учить отличать различные виды деревьев в зимнее время;

- упражнять в определении деревьев по силуэтам;

- развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности;

- воспитывать заботливое отношение к растениям как к живым существам.

Оборудование: Снеговичок; дидактические карточки с изображением зверей (белого медведя, пингвина, белки, зайца, ежа, бобра и т. д.) и птиц; иллюстрации с изображением растений, леса в зимнее время года (или репродукции зимних пейзажей русских художников); цветная бумага, ножницы, клей, кисточка — для совместного творчества «В лесу родилась елочка».

Ход занятия:

Вступительная часть

Воспитатель: На предыдущем занятии мы говорили о том, как животные

чувствуют себя в зимнее время года и приспосабливаются к морозам. Давайте вспомним, о каких животных мы говорили.

Воспитатель показывает карточки с изображением зверей и птиц. Дети берут по очереди карточки и рассказывают, как изображенное животное спасается от мороза. Затем воспитатель проводит беседу.

Вопросы для беседы:

• Почему животным зимой живется тяжелее, чем летом или осенью?

• Может ли человек облегчить жизнь некоторых животных в зимнее время года?

• Хотели бы вы им помочь? Каким образом?

Воспитатель: Посмотрите на экран. Что там изображено? (Деревья, покрытые снегом)

-А можно определить, какие здесь деревья? (Нет)

-Почему? (На них нет листьев).

-Как можно распознать разные деревья зимой? (По цвету ствола, как расположены ветки и крона, если есть ягоды и семена)

-Подумайте, что случилось бы с деревьями, если бы они в зимнее время были покрыты густой листвой и снежными шапками? (Ветки деревьев не выдержали бы тяжести, начали ломаться).

-Именно так деревья готовятся к холодному периоду, сбрасывая всю листву.Они готовятся к покою, чтобы весной распустить молодые листья.

Воспитатель: Сегодня Снеговичок расскажет, как живут растения зимой.

Воспитатель берет куклу Снеговика и рассказывает от его имени.

Основная часть

Снеговичок: Ребята, а вы любите загадки? Я для вас немного приготовил, начинаем.

«В том лесу, не в огороде,

Только осень на подходе,

Новый у нее наряд,

Бусы красные висят.

Дрозд, снегирь, другая птица,

Могут ею угоститься,

Как усилится мороз,

Возрастёт на пищу спрос» (Рябина)

***

«Ветки белы, и лиловы,

Аромат весь день!

Назовите одним словом:

Так цветёт - ….» (Сирень)

***

Во дворе белым-бело,

Весь июнь мело, мело…

Нет, не снег вокруг, а пух,

Лезет в нос он хлеще мух!

Расчихались мы не зря –

Распушились… (Тополя).

***

Дерево лапотное да медовое -

Всю Россию обувает. (Липа)

***

Летом цветёт, зимой греет,

Настанет весна – потечёт слеза. (Береза)

***

Это дерево могуче,

И растёт в лесу дремучем,

Плоды полированы,

Для птиц рекомендованы.

Дятлы, поползни и сойки,

Собирают плоды стойко. (Дуб)

***

Её всегда в лесу найдёшь

- Когда гулять в него пойдёшь: Стоит колючая, как ёж,

"Зимою в платье?", - "Ну и что-ж!"

А платье то пушистое, Зелёное, ветвистое!!! (Ель)

***

С елью стройной мы родня

– Обе зелены и колки,

 Но длиннее у меня

И названье, и иголки.

Иголки колючие,

Хвоя сыпучая, смолою плакучаю. (Сосна)

Снеговичок: Молодцы ребята, на все мои загадки правильно ответили.

Снеговичок: А вот вы когда-нибудь задумывались о том, почему у большинства деревьев листья зимой опадают? (Дети предлагают варианты ответов.) Если бы деревья не сбрасывали листву, они бы погибли.

Во-первых, листья дерева теряют, испаряют воду. Весной и летом это не страшно – ведь дерево вытягивает из почвы новую воду. Но в морозы вода превращается в лед. Лиственные деревья зимой погибли бы от недостатка влаги, засохли бы.

Во-вторых, после сильных снегопадов ветви деревьев склоняются к земле под тяжестью снега, некоторые ветки даже ломаются. А если бы листья зимой оставались на деревьях, то на ветвях накапливалось бы еще больше снега. Поэтому, сбрасывая листья осенью, деревья себя облегчают и спасают от переломов.

Дети рассматривают иллюстрации с изображением растений, леса в зимнее время года или репродукции зимних пейзажей, обмениваются впечатлениями.

Снеговичок: - Всё растительное царство уснуло под снежным одеялом.

-А народ наш издавна знает, если зима снежная – летом жди хорошего урожая озимых, перезимуют они, не вымерзнут под снежным покровом.

-Ребята, зима хочет знать, почему растения не замерзают под снегом? (Ответы детей) 

- Какие растения первыми будут встречать весну и почему? (Мать – мачеха, одуванчики, подснежники).

Снеговичок: Правильно, растения, размножающиеся клубнями, луковицами и корневищами, остаются в почве под снежным одеялом. Некоторые из них, например, гусиный лук, хохлатка, одуванчики и подснежники продолжают расти и зеленеть даже под снегом, а с приходом тепла, весны начинают расцветать.

Физминутка

На дворе у нас мороз.

Чтобы носик не замёрз,

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать. (Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.)

А теперь представим лето.

Речка солнышком согрета.

Мы плывём, плывём, плывём,

Дно ногами достаём. (Плавательные движения руками.)

Мы выходим из речушки

Направляемся к опушке. (Ходьба на месте.)

Снеговичок: Намного легче зимовать низким кустарникам и травинкам – их защищает от мороза снег, он их полностью укрывает мягким снежным одеялом. Но как же хвойные деревья умудряются оставаться зимой зелеными? (Дети предлагают свои версии.)

У хвоинок есть свои тайны, которыми они делятся с нами. Хвоинки хитрые и теряют гораздо меньше влаги, чем листья. Вы же, ребята, видите, что и по размеру хвоинки меньше листа; и кожица на них толстая и покрыта восковым налетом. Это специальные задумки хвойных деревьев, чтобы они не пересохли.

А хотите, мы прямо сейчас вырастим целый хвойный лес?

Дети: Да!

Творческая деятельность «В лесу родилась елочка»

Дети изготавливают гирлянду. Перед занятием воспитатель напоминает им правила безопасного использования ножниц.

На листе бумаги дети рисуют елку, раскрашивают ее и складывают лист вдвое. Затем вырезают елочку по контуру и расправляют ее. Изготавливают еще несколько елочек, аккуратно склеивают их между собой. Так совместными усилиями получается гирлянда. Воспитатель обращает внимание дошкольников, что они вновь сотворили чудо — сосновый бор, выращенный за несколько минут.

Заключительная часть

Итог деятельности

-Давайте вспомним, как зимуют растения?

-Что происходит с деревьями и кустарниками?

-Как можно определить название дерева, если на нём нет листвы?

-Что происходит с травянистыми растениями?

-Почему люди должны сохранять и укрывать снегом стволы деревьев,

кустарники и растения?

-За ваши правильные ответы примите подарок от Снеговичка. Это

мультфильм «Мороз Иванович».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности детей подготовительной к школе группе по теме: «Цветы зимы» Образовательная область: художественное творчество (аппликация)

Цель: -Научить детей вырезать снежинки из сложенного в несколько раз квадратного листа бумаги.-Закрепить навыки симметричного и силуэтного вырезания растительных элементов, ваз с декоративным уз...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности детей подготовительной к школе группе по теме: «Деревья у озера» Образовательная область: художественное творчество (рисование)

Цели и задачи:Образовательные: Познакомить с новой техникой рисования двойных (зеркально-симметричных) изображений- монотипией.Познакомить с творчеством И.И.Левитана, учить выделять выразит...

"Космическое путешествие" Открытый показ организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по реализации образовательных областей «Речевое развитие» и «Познавательное развитие»

Цели: закрепить знания детей о планетах солнечной системы и их расположении относительно солнца. Совершенствование грамматического строя речи.Задачи:       Образовательные:Ø У...

Конспект ООД по реализации задач образовательной области "Познавательное развитие" в старшей группе на тему: "Воздух и его свойства"

Буричева Людмила Александровна,воспитательМБДОУ детского сада №41комбинированного видаг.о.г. Шахунья,Нижегородской области. Задачи: Образовательные: Способствовать дальнейшему познанию ...

Конспект занятия с применением цифровых образовательных ресурсов в подготовительной к школе группе ДОУ "Дифференциация звуков и букв К- Г"

Представленный материал будет интересен учителям - логопедам при проведении занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей, имеющих ФФН и ОНР. Выполнение заданий детьми обеспе...

Конспект НОД по реализации задач социально-коммуникативного развития детей второй младшей группы "Волшебные слова"

Материал подготовлен с целью способствовать усвоению моральных норм и ценностей, принятых в обществе, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками....