Конспект занятия теплопроводность
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Третьякова Елена Владимировна

Цель: создание условий для развития представлений о тепле как основе жизни на Земле.

Образовательные задачи:

• создавать условия для развития представления о том, каким образом все живые организмы научились сохранять тепло, о применении тепла в жизни человека, о теплопроводности материалов;

• создавать условия для развития исследовательских умений детей: составлять алгоритм своей деятельности (умение видеть проблему, аргументировать гипотезу, подбирать методы исследования, проводить исследование, анализировать и делать самостоятельно опыты и выводы, подготовить рассказ-рассуждение, оценивать свои действия.

Развивающие задачи:

• создавать условия для развития детской вопросительности, умения вести координированный диалог между детьми, преследуя и достигая поставленную цель в ходе работы в мини-группах;

• создавать условия для развития образно-схематического мышления.

Воспитательные задачи:

• создавать условия для воспитания дружеских отношений, взаимопонимания, умения слышать друг друга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_teploprovodnost.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия: «Что такое тепло?»    

                      (подготовительная группа)

                    Воспитатель Третьякова Е.В.

Цель: создание условий для развития представлений о тепле как основе жизни на Земле.

Образовательные задачи:

• создавать условия для развития представления о том, каким образом все живые организмы научились сохранять тепло, о применении тепла в жизни человека, о теплопроводности материалов;

• создавать условия для развития исследовательских умений детей: составлять алгоритм своей деятельности (умение видеть проблему, аргументировать гипотезу, подбирать методы исследования, проводить исследование, анализировать и делать самостоятельно опыты и выводы, подготовить рассказ-рассуждение, оценивать свои действия.

Развивающие задачи:

• создавать условия для развития детской вопросительности, умения вести координированный диалог между детьми, преследуя и достигая поставленную цель в ходе работы в мини-группах;

• создавать условия для развития образно-схематического мышления.

Воспитательные задачи:

• создавать условия для воспитания дружеских отношений, взаимопонимания, умения слышать друг друга.

Методические приемы: метод организации поисково-исследовательской деятельности (составление алгоритма действий, самостоятельная работа детей в мини-группах, метод организации опытно-экспериментальной деятельности (проведение опытов, определение выводов, метод словесной передачи (беседа, метод наглядной передачи и зрительного восприятия (иллюстрации, моделирование (модели, символы, метод стимулирования познавательной деятельности (игра, метод самоконтроля (рефлексивное задание).

Словарная работа: теплопроводность, облака-изоляторы.

Оборудование: 1) картинки, изображающие тепло: солнце, вулкан, гейзер, тело человека, теплокровные животные, огонь;

2) схемы проведения опытов;

3) картинки для музея: печь (русская, голландская, камин, батареи (центральное водяное отопление, нагреватели и обогреватели, обжиг глиняных горшков и посуды, плавка металла, стекла, инкубатор; утюг; фен; печь (кирпичная, электро- и газопечи);

4) картинки с изображением людей, животных, растений, показывающих, как сохраняется тепло (жилища, одежда, перья, шерсть);

5) 4 стакана, ложки: деревянная, алюминиевая, керамическая, пластмассовая, одинаковые по размеру емкости из разных материалов: керамики, дерева, пластмассы, алюминия; три таза, вода: горячая, холодная, теплая.

6) фишки для игры.

Предварительная работа: игры и упражнения на развитие умения выделять проблему, цель, находить способы решения проблемно-исследовательских ситуаций, игры на развитие воображения. Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты».

Ход деятельности

Организационный момент

Игра «Необычное приветствие»

Цель: помочь детям преодолевать присущие им эмоциональные барьеры в межличностных контактах и оптимизировать их общее самочувствие (прикосновение ладонями)

I. Мотивационно-ориентировочный этап

Приходит письмо от Громозеки. «Здравствуйте, ребята. У нас беда. Весельчак и Грот украли тепло на нашей планете, и теперь нам всем грозит гибель. Помогите нам спасти нашу планету».

II. Поисковый этап

- Ребята, что произошло на третьей планете?

- Мы можем как-то помочь жителям планеты?

– Ребята, что мы знаем о тепле? (высказывания детей)

- Хотели бы вы еще узнать что-нибудь о тепле, чтобы помочь Громозеке? (определение учебной задачи)

- Давайте составим план наших действий. (На основе высказываний детей составляется графический план действий. Каждый из вопросов дети схематически обозначают символами на доске).

- Что сначала мы будем узнавать о тепле?

План действий:

1. Где живет тепло? (символ – вопрос)

2. Как люди воспринимают тепло? (символ - рука)

3. Нужно ли сохранять тепло и как его сохранять? (символы - человек, животное)

4. Как человек научился применять тепло? (символ – дом)

5. Какие предметы принимают и отдают тепло? (символ - стрелки)

- Как мы с вами будем искать ответы на эти вопросы? (Дети называют методы исследования и помещают их рядом с планом: подумать (восклицательный знак, рассмотреть иллюстрации (глаз, посмотреть в книгах (книга, спросить у других (вопросительный знак, провести опыт (рука)

- Кем мы с вами будем? (исследователями)

- Как отправим результаты наших исследований Громозеке?

III. Практический этап

1. - С чего начнем наше исследование? (Ответ на первый вопрос «Где живет тепло?» - рассуждения детей.)

- Давайте рассмотрим, где может жить тепло?

(картинки, изображающие тепло: солнце, вулкан, гейзер, тело человека, теплокровные животные, костер)

2. Опыт «Восприятие тепла человеком (теплообмен)»

- Теперь мы знаем, где живет тепло. Что будем делать дальше? (Узнаем, как мы воспринимаем тепло)

(Детям предлагается схема проведения опыта. Обговариваются правила безопасности при проведении опыта.)

Правую руку опустить в таз с горячей водой, левую в таз с холодной водой. Затем обе руки в третий таз.

Вывод: Тепло идет от теплого тела к более холодному. Правая рука теряет тепло – ей холодно, левая рука получает тепло – ей может показаться, что теплая вода горячая.

3. Сохранение тепла

- Для того, чтоб найти ответ на это вопрос в нашем плане, нам нужно разделиться на пары.

1 пара – Схема «Сохранение тепла на Земле»?

2 пара – Как животные сохраняют тепло?

картинки:

белый медведь – шерсть и жир – уменьшают потерю тепла

лайка – густая шерсть защищает от морозов

воробей – распушает перья зимой

3 пара – Как растения сохраняют тепло?

картинки:

цветы закрывают лепестки, если нет солнца и тепла (одуванчик, тюльпан)

у деревьев толстая кора

4 пара – Как человек сохраняет тепло?

картинки:

теплая одежда – шуба, валенки, шапка (из шерсти, шкур, меха)

жилище – строят дома из материалов, сохраняющих тепло

термос, стеганый чехол для чайника – горячее питье в любое время

(После того как дети закончат рассматривать иллюстрации и составят рассказ, они делятся своими выводами с другими группами.)

- К чему может привести потеря тепла?

Вывод: Потеря тепла приводит к гибели.

4. Опыт «Теплопроводность»

- Ребята, как люди узнали, из каких материалов лучше строить жилища, сохраняющие тепло? (предположения)

Д: - Пробовали делать из разных материалов, наблюдали, делали выводы.

- Сейчас мы с вами тоже понаблюдаем, какие материалы быстро нагреваются и хорошо проводят тепло, а какие задерживают его. Проведем два опыта. (разделиться на две команды)

- Во время проведения опыта не забудьте правила безопасности. Как будете работать с горячими предметами? (осторожно, чтоб не обжечься)

- Что вам нужно узнать при проведении опыта? (постановка исследовательской задачи)

- Какими должны быть ложки и емкости, если они соприкасаются с горячей водой? (прогнозирование результата - предположение)

- Из какого материала лучше строить жилища?

1 схема (рисунок) 2 схема (рисунок)

Стаканы с горячей водой и ложками в ней

Емкости из разных материалов с горячей водой

В каждый стакан помещаются ложки из разных материалов. Каждый стакан обозначается цифрой. Дети наблюдают и в таблице ставят цифры от горячего к холодному материалу.

Вывод: все материалы нагреваются по-разному. Алюминиевая ложка нагревается быстрее всех. Затем керамическая, пластмассовая и деревянная. Дерево не пропускает тепло В каждый емкость из разных материалов налита горячая вода. Емкости обозначаются цифрами. Дети наблюдают и в таблице ставят цифры от горячего к холодному материалу.

Вывод: все материалы нагреваются по-разному. Емкость из алюминия нагревается быстрее всех. Затем керамическая, пластмассовая и деревянная. Дерево не пропускает тепло

Вывод: Жилища лучше строить из дерева

5. Как люди научились применять тепло?

- Что еще мы не узнали про тепло? (обращаемся к плану действий)

- Я вам предлагаю посетить музей тепла. (На стендах размещены картинки с изображением разных способов применения тепла: печь (русская, голландская,  камин (для одного дома, батареи (центральное водяное отопление, нагреватели и обогреватели, обжиг глиняных горшков и посуды, плавка металла, стекла, инкубация – выведение птенцов; утюг; фен; печь (кирпичная, электро - и газопечи) – приготовление пищи.)

- Давайте поиграем в игру «Вопрошайка». Команды по очереди задают вопросы и отвечают на них. За правильно заданный вопрос команда получит поощрительную фишку.

Вывод: Человек использует тепло с целью обогрева, приготовления пищи и использования в быту и на производстве.

6. Игра «Мои друзья»

- Ребята, теперь мы знаем о тепле много интересного. Какой вопрос у нас остался без ответа?

а) Детям предлагается картинка «чайник на плите»

- Что здесь принимает и отдает тепло? (отдает: плита, чайник, вода)

принимает: чайник, вода, воздух)

б) Представьте, что вы на улице в сильный мороз. Вы сняли варежки, и у вас замерзли руки. Вы снова надели варежки. Почему руки согрелись, ведь варежки холодные?

- Не варежки согрели руки, а, наоборот, вы своими руками согрели варежки. Сами по себе варежки не греют, но они сохраняют тепло.

- Ребята, я слышала такое выражение «теплые отношения». Как вы его понимаете?

- Помогут ли жителям третьей планеты сохранить тепло их дружеские теплые отношения?

IV. Рефлексивно-оценочный этап

- Давайте посмотрим на план, всё ли вы узнали о тепле?

- Что помогло вам справиться с работой?

- Что было в этой работе самым трудным, интересным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Презентация к занятию теплопроводность

Вы сняли варежки, и у вас замерзли руки. Вы снова надели варежки. Почему руки согрелись, ведь варежки холодные?Не варежки согрели руки, а, наоборот, вы своими руками согрели варежки. Сами по себе варе...

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...

Конспекты развивающих занятий в ясельной группе Развивающие занятия В ясельной группе. (Конспекты занятий) Подготовила: Савченко Алина Рустамовна

Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь с...