Конспект занятия по познавательному развитию «Академия юных исследователей» в разновозрастной группе.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Силаева Татьяна Валерьевна

Занятие даёт представление детям о воздухе как о газообразном веществе.  Знакомим со свойствами воздуха и способами его обнаружения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akademiya_yunyh_issledovateley.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №36 пос. Октябрьский

МО Ейский район

Конспект занятия по познавательному развитию

 «Академия юных исследователей» в разновозрастной  группе.

 

Цель занятия: Развивать речь и познавательную активность в процессе экспериментирования.

 Задачи:

-Дать представления о воздухе как о газообразном веществе. Продолжать знакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Продолжать знакомить с органами дыхания, объяснив, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Активизировать словарь детей. Совершенствовать навыки диалогической речи на уровне предложений.

-Развивать словарно – логическое мышление, умение устанавливать причинно – следственные связи. Развивать навыки общения и рассуждений. Развивать общую и мелкую моторику.

-Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Воспитывать желание к совместной деятельности.

 Материал:

-визитки «Ученый – исследователь»;

-камешки;

-полиэтиленовые пакеты;

-резиновые груши;

-кусочки мела;

-соломинки;

-стаканы;

-зеркала;

-кусочки резины;

-резиновые игрушки;

-весы;

-панно «Детский сад» (здание без деревьев, отдельно цветы, кусты, деревья);

-воздушные шары;

5. Пропедевтическая работа:

-Беседа по теме: «Воздушный океан», «Кто такие ученые – исследователи», «Коллеги по работе», «Как мы дышим», «Чистый воздух и вода – богатство страны».

-Наблюдения на прогулке: «В какую сторону плывут облака», «Почему вертушка крутится», «Почему птицы летают и не падают», «Найди объекты живой и неживой природы», «Есть ли у растения носы», «С какого дерева семена».

-Подвижные игры и физ. минутки: «Воздушные шары», «Воздух, огонь, вода, земля», «Летающие семена», «Замри», «Ветер», «Пушинки», игры с мячом.

-Чтение художественной литературы и энциклопедий: «Хочу все знать», «Азбука здоровья», «Что? Зачем? Почему?», С. Маршак «Мяч», Э. Мошковская «Мой замечательный нос», А. Барто «Жарко», А. Орлов «Ветер пастушок», И. Матвеева «Дуб и ветер», С. Михалков «Три ветра» и другие.

-Загадки по теме.

6. Словарная работа:

-существительные: ученые, исследования, газ, коллеги, визитка, вдох, выдох;

-прилагательные: крепкий, выпуклый, полиэтиленовый, невидимый;

-глаголы: Ощущать, чувствовать, журчит.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Ребята я привела вас в необычное место и нас уже встречают.

Слайд 1.

Учёный: Здравствуйте, ребята! Я учёный исследователь! Пришел я к вам в гости не просто так. Я слышал, что вы много знаете и умеете.

И мне очень захотелось пригласить вас в свою академию юных исследователей!

Я приготовил для вас много интересного. Но попасть в мою лабораторию вы сможете если отгадаете загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь,

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

Воспитатель: Предлагаю вам стать учеными и продолжить исследования воздуха.

Нам предстоит трудная задача- узнать: что такое воздух, как и где его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. (бейджи)

Вы готовы?

Уважаемые коллеги! Пройдём в лабораторию и приступим к нашим исследованиям!

Коллеги пройдем к опыту №1

-Возьмем в руки камешек, сожмем его в руке. Какой он на ощупь?

Камень – это твердое тело. Какие твердые тела вы можете назвать?

А можно ли взять в руки воздух, сжать его?

Какой можно сделать вывод?

Правильно, делаем вывод: Воздух – это не твердое тело.

Опыт с водой:

-Возьмем стакан с водой. Посмотрите, попробуйте, понюхайте, какая она?

Что умеет делать вода?

Что же такое вода?

Назовите другие жидкости?

Опыт с воздухом:

Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке, значит он не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить, значит, он не жидкость. Какой можно сделать вывод?

Правильно, воздух не твердое тело и не жидкость.

Слайд №3

Воздух – это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха.

Повторите, что такое воздух.

Вот наше открытие!

Слайд №4

Физминута

Ветер южный прилетел

И техонечко пропел

На носочки ты вставай

Облака ты разгоняй

Ветер северный летел  (руки в сторону)

В наши уши он свистел. (закрыть уши)

Береги здоровье, детка

Не то ждёт тебя таблетка!

Мы здоровье сберегаем,

 Спинки плотно закрываем.

Ветер, ветер пролетай,

И гулять нам не мешай (руки на пояс, ходьба на месте).

-Продолжим исследования.

Воздух невидим. Как же мы его обнаружим?

Поскольку мы с вами исследователи, проведем опыт.

ОПЫТ 1.

Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему?

Какой мы сделаем вывод. Правильно, делаем вывод – пакет наполнен воздухом, но мы его не видим.

ОПЫТ 2.

Помашем ладонью около лица, подуем на ладонь.

Что вы чувствуете?

Делаем вывод: Движение воздуха мы можем ощущать.

ОПЫТ 1 .

Возьмем резиновую грушу, сожмем ее в руке. Что вы услышали?

ОПЫТ 2.

Закроем рукой отверстие резиновой груши и попытаемся сжать ее.

Она не сжимается, что же этому мешает?

Делаем вывод: Воздух, находящийся в резиновой груше, мешаете сжимать.

Опыт 3.

Бросим в стакан с водой кусочек мела.

Что происходит?

Мы провели ряд исследований, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли?

Правильно, воздух есть везде: в пакете, в груше, в мелке.

Теперь, уважаемые коллеги, предлагаю выяснить, какими свойствами обладает воздух.

Имеет ли воздух вес?

ОПЫТ 1.

Возьмем два воздушных шарика. Кладем их на весы. Что наблюдаем?

Надуем один шарик. Чаша весов перевесила. Почему? Какой можно сделать вывод?

Правильно, делаем вывод: чаша весов перевесила, потому что шарик наполнен воздухом. Значит, воздух имеет вес.

Если развязать нитку на надувном шарике, что произойдет?

(Развязываю) Как выходит воздух?

Что произойдет, если шарик проткнуть иголкой.

(Протыкаем) Как вышел воздух?

Давайте покажем.

Упражнение на дыхание: «Шар лопнул»

ОПЫТ 2.

Возьмем кусочек резины и бросим в воду. Что произошло? Правильно, он утонул.

Возьмем резиновую игрушку. Она плавает. Почему? Ведь игрушка тяжелее, чем кусочек резины. Что у нее внутри?

Делаем вывод: Воздух имеет вес, но он легче,чем вода.

Слайд 5

Мы провели исследования. Что мы узнали о свойствах воздуха? Правильный вывод, коллеги.

Как вы думаете, какое самое главное назначение воздуха? Для чего нам необходим воздух?

Теперь предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом.

ОПЫТ 1.

Возьмем стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и потихоньку в нее подуем.

Что вы наблюдаем?

Да, и это доказывает, что мы выдыхаем воздух.

ОПЫТ 2.

Подышим на зеркало. Что произошло? Оно запотело. Почему?

Поверхность зеркала стала влажной, так как вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.

Все мы люди дышим: вдыхаем и выдыхаем воздух. Для этого нам нужны носы.

Слайд №6

Послушайте известную песенку о носах.

«У всех зверей, у всех людей имеются носы. Носы важны, носы нужны не только для красы. И ни чихнуть, и ни вздохнуть без носа нам нельзя….»

Посмотрите друг на друга, одинаковые ли у всех носы? Чем- то они похожи, и в то же время у каждого из нас свой, неповторимый нос. И каждый по – своему хорош.

А для чего в носу дырочки?

 Слайд 7

Давайте посмотрим, как устроен наш собственный нос, рассмотрите свои носы в зеркале.

Втянем воздух носом. Он проходит через дырочки внутрь нас и по пути согревается. Поэтому в холодную погоду особенно важно дышать через нос, а не через рот. Нос не только согревает воздух, но и очищает его. Внутри него есть множество волосков, на которых оседают пыль, микробы. Нос – это только начало пути воздуха, который проникает в наш организм.

8 Дальше воздух поступает в особые трубочки, но и это не конец пути.

9. Далее воздух попадает в главный орган дыхания – легкие. Легкие можно сравнить с двумя воздушными шариками, которые надуваются при вдохе, и сдуваются при выдохе.

10. Положите руки на грудную клетку. Подышите. При дыхании она поднимается и опускается.

Что происходит с легкими при дыхании?

Правильно, делаем вывод: при вдохе – они наполняются воздухом, а при выдохе воздух выходит.

Ребята, а я знаю одно упражнение, которое поможет вам вам очень понравится.

Упражнение «с вертушками» (показываю)

А мы можем не дышать? Давайте проверим. Попробуйте не дышать хотя бы немного.

Какой можно сделать вывод? Правильно коллеги, без дыхания жизни нет.

Послушайте стихотворение:

К сожалению, сейчас воздух очень загрязнен. Это влияет плохо на здоровье людей.

Что мы можем сделать, чтобы воздух стал чище?

Предлагаю посадить в группе цветок, который будет нас не только радовать но и очищать воздух и обогащать его кислородом.

3. Заключительная часть.

Наша исследовательская деятельность подошла к концу.

Какие опыты вам понравились больше всего?

Что нового вы сегодня узнали?

Коллеги нам пора отправляться в группу.

Слайд 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования познавательно-речевой направленности "Юный исследователь"

Цель: Развитие познавательно-исследовательских способностей у детей 7 – го года жизни....

Программа кружка познавательно-исследовательской деятельности «Юный исследователь» для детей старшего дошкольного возраста

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Юные исследователи в лаборатории соли»

Цель: Формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность....

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности "Юные исследователи"

Тема: Юные исследователи.Цель: Развивать стремление к поисково-исследовательской деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, сравнивать. Задачи: Образовательные: ...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Юные исследователи»

Цель. Формирование представлений о свойствах неживой природы (песок, глина, камни).Задачи.I. Образовательные.1. Уточнить представления детей о свойствах песка, глины, камней.2. Учить сравнивать м...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Юные исследователи»

Развитие у детей интереса и конкретных представлений о свойствах воды и магнита через опытно – экспериментальную деятельность....

Конспект занятия по познавательному развитию "Школа юных агрономов"

Конспект предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Предполагает наличие предварительной работы. Состоит из двух частей: закрепления теоретических знаний у детей  об овощной ...