"Свойства воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Федорова Анастасия Анатольевна

Цель:
Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
-Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей. 
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающей жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7._otkryt_zanyatie_opyty.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:
Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
-Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей. 
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающей жизни. 
Оборудование: стаканчики с водой, соломинки, веер, на каждого ребёнка; духи, полиэтиленовые мешочки, бумага, мандаринки на каждого ребенка, бутылёчки, краски, салфетки.

Билингвальный копмонент: воздух – ауа (каз.яз.), эир (анг.яз)

Ход наблюдения:
Здравствуйте, ребята! Давайте возьмемся за руки и пожмем, друг другу руки, так мы поздоровались и улыбнемся, что бы весь день сегодня было хорошее настроение.
Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие, вы будете настоящими исследователями. Вы хотите быть исследователями? А что будем исследовать вы узнаете отгадав загадку . 
Через нас проходит в грудь 
И обратно держит путь 
он не видимый, и все же 
Без него мы жить не можем!
Что это?
Дети: Воздух 
Воспитатель: Сегодня нам с вами предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
Ребята, а вы знаете, где люди проводят различные исследования и опыты?
Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.
Воспитатель: У нас тоже будут свои маленькие лаборатории. Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям. Хорошо?
Но прежде, чем приступим к опытам, давайте вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
Как вы думаете, что вы вдохнули?
Дети: Воздух 
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети. Нет, без воздуха человек умрет.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.
Воспитатель: А как вы думаете, воздух имеет вес?

ОПЫТ – шарики на весах

Вывод: воздух имеет вес.

Ребята делятся на группы. 1-ая группа идет в творческую лабораторию (рисуют, используя мыльные пузыри), 2-ая в экспериментальную лабораторию.
Воспитатель: А мы можем увидеть воздух?
Дети: Нет, не можем.
Воспитатель: Значить какой воздух?
Дети: Невидимый.
Опыт №1 (воздух можно увидеть)
Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите, я научу ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой) 
Давайте его сомнем. Посмотрите, он легко мнется, почему? (потому что он пустой)
Теперь мы в пакет поймаем  воздух.
Что в пакете? (воздух)
Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает. 
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
Вывод: Воздух прозрачный.

ОПЫТ № 2. (воздух не имеет запаха)
Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей) Давайте понюхаем его.
Воспитатель: Закройте глаза, а когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет (воспитатель распыляет духи).

Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы. 

ОПЫТ №3 (воздух может двигаться)
Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас. Что вы чувствуете? (ветер) 

Значит ветер – это движение воздуха.
Вывод: Значит, воздух может двигаться. – это ветер.
Как вы думаете, какие предметы помогают нам двигать воздух? (фен, вентилятор и тд.)
Опыт №4 (Воздух занимает место)

Воспитатель: А как вы думаете – везде ли находиться воздух? В стакане он есть? Сейчас мы проверим.
- Возьмите в руки стакан, внутри которого находиться бумага.
Потрогайте ее, какая она мокрая или сухая? (Ответы детей)
Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Посмотрите, намокнет ли полоска бумаги (Ответы детей) 
Достаньте стакан из воды, проверьте полоску бумаги.
Она намокла или нет? Почему бумага осталась?
Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним.
Что появилось в воде? (видны пузырьки воздуха)
Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода)
Это из стакана вышел воздух.
Проверьте полоску бумаги снова.
Какая она теперь? (мокрая, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане)
Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место.

ОПЫТ № 5 с бутылочками

Воспитатель: А как вы думаете, если опустить бутылочек с закрытой крышкой в воду он утонет?

(дети отвечают, проделывают опыт), а давайте попробуем открыть крышку – что случиться с бутылочком? (он утонет – воздух выйдет). Воздух держит предметы на плаву.

ОПЫТ № 6 (с апельсином)

Воспитатель: Как вы думаете, если опустить апельсин в воду, что с ним произойдет?

А если опустить его без кожуры? Почему без кожуры он тонет? (потому что кожура в дырочку (пористая) и туда проходит воздух, который держит апельсин на плаву)

ОПЫТ № 7 ФОКУС – с сахаром.

Посмотрите, ребята, если я опущу в воду сахар, он намокнет? Сахар – остается сухим, потому что воздух не дает воде проникнуть в стакан и намочит сахар.

Ребята убирают свои рабочие места и меняются лабораториями.
РЕФЛЕКСИЯ. Вот наше занятие подошло к концу.

Что вы нового узнали о воздухе? Что такое воздух? (Ответы детей: воздух – невидимый, прозрачный, не имеет формы, но мы можем его обнаружить и почувствовать движением, он есть во всех предметах, мы можем его вдыхать и выдыхать, не имеет цвета, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов). А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?
Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. Если вам понравилось занятие возьмите смайлики с улыбкой, а если что - то вы не поняли, возьмите смайлики грустные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать

ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...

Воздух. Свойства воздуха!

Исследовательская работа...

Методическая разработка «Воздух вокруг нас.Свойства воздуха» (в помощь воспитателям)

Важное значение для познавательного развития детей имеет воспитание интереса к окружающему миру и бережного отношения к природе.Необходимо расширять представления детей о значимости воздуха в жизни че...

Открытое занятие в средней группе «Воздух. Свойства воздуха»

Данный конспект расчитан для детей среднего дошкольного возраста...

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха.

Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха....

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха (продолжение)...

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха 3.

Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха 3....