Конспект НОД на тему «Эти удивительные насекомые – бабочки»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Стародумова Наталья Александровна

Знакомство детей с бабочками, отражение представлений об них в изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_babochki_1.docx176.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения

«Детский сад № 390» г. Перми

Конспект НОД на тему «Эти удивительные насекомые – бабочки»

в подготовительной группе

Разработан:

воспитателем МАДОУ «Детский сад № 390» г. Перми

Стародумовой Н.А.

Пермь, 2021

Конспект НОД на тему «Эти удивительные насекомые – бабочки»

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель:

Знакомство детей с бабочками, отражение представлений об них в изобразительной деятельности.

Задачи

Образовательные:

Познакомить детей с разнообразием бабочек, стадиями их развития, с редкими бабочками Пермского края, занесенными в Красную книгу.

Совершенствовать умение работать акварелью, продолжать осваивать нетрадиционные техники рисования.

Закреплять умение рисовать кончиком мягкой кисти мелкие детали рисунка.

Развивающие:

Развивать творческие способности детей, чувство формы, цвета.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию природы, желание любоваться красивыми бабочками и отражать впечатления в изобразительной деятельности.

Предварительная работа: Беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы по данной тематике, наблюдения на прогулке за бабочками.

Методы и приемы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, рассказ воспитателя, вопросы к детям, использование художественной литературы.

Материалы и оборудование:

Иллюстрации бабочек (в том числе редкие бабочки Пермского края, занесенные в Красную книгу), бумага, акварельные краски, кисти, палитра, салфетки.

Ход:

Организационный момент

Воспитатель загадывает загадку

Увидев на клумбе

Прекрасный цветок,

Сорвать я его захотел.

Но стоило тронуть рукой стебелёк,

И сразу цветок улетел. («Бабочка» В. Лунин)

Рассказ воспитателя (сопровождается показом презентации)

Воспитатель: Ребята, мы с вами не раз наблюдали, как в теплый летний день порхают над цветами разноцветные бабочки. Бабочки – одни из самых прекрасных существ на Земле! Люди придумали об этих красавицах много сказок и легенд. Римляне считали, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. Славяне, наши предки, сравнивали бабочку с сердцем влюбленного человека. В Японии пара бабочек символизирует семейное счастье, а в сказках живут эльфы с крыльями бабочки.
За их красоту люди дали этим насекомым красивые имена. Каких бабочек вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель:  Да, действительно, в мире существует много бабочек.

Посмотрите (показ презентации) это лимонница, крапивница, капустница, шоколадница, павлиний глаз, махаон, голубянка, адмирал и др.

Воспитатель:  Какими цветами раскрасила природа крылья бабочек?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего бабочкам нужна такая яркая окраска?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, чтобы никто не смог увидеть их на цветах и причинить зло.

Воспитатель: Крылья бабочек состоят из мелких чешуек, которые покрыты красящими веществами. Они придают бабочкам чудесную окраску крыльев. Но эти цветные чешуйки очень-очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно их повредить и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать. Сохраняйте красоту!

А вы знаете, что многие бабочки занесены в Красную книгу. Редкие бабочки есть и в нашем Пермском крае. Давайте познакомимся с ними.

(Показ презентации).

Аполлон

 Это самая крупная бабочка в крае, она белого цвета, рисунок на крыльях  из черных и красных пятен. Грудь и брюшко покрыты густыми беленькими волосками. Крылья скругленные.

Черный аполлон

Это крупная бело-серая бабочка с двумя черными пятнами на каждом переднем крылышке, внутренние края задних крылышек черные. Тело слегка опушено. Крылья скругленные

Обыкновенный махаон 

У махаона желтые крылья с черной каймой, украшены широкой черной синеватыми и оранжевыми. Верхние крылышки скругленные, а нижние острые.

Воспитатель: Рассмотрите картинки, какие части есть у бабочки?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, голова, туловище, четыре крыла, усики, ножки.

Воспитатель: Какой формы голова, туловище, крылья?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, круглая голова, овальные туловище и крылья. Туловище состоит из трех частей: круглая головка, грудь и брюшко.

Воспитатель: Сравните крылья и выясните, какие из них одинаковы по цвету, форме, узору, какая пара крыльев больше по размеру?

Ответы детей.

Воспитатель: Рот бабочки – это длинный тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка. Усиками насекомые принюхиваются. Усики чувствуют запахи издалека.

Воспитатель: Сколько ног у бабочки?

Ответы детей.

Воспитатель: Бабочка – насекомое, а у всех насекомых по шесть ног.

Физкультминутка «Бабочка»

Бабочка изящно над цветком летала,

Крыльями яркими весело махала. (Плавные взмахи руками)

На цветок красивый села, (Присесть)

И нектар она поела. (Наклоны головы вниз)

Крылья снова распрямила, (Встать, руки в стороны)

В синем небе закружила. (Покружиться)

Дидактическая игра «Чудесные превращения»

Воспитатель показывает картинку гусеницы.

Воспитатель: Как вы думаете, какое отношение имеет гусеница к бабочке?

Предположения детей.

Воспитатель: Давайте поможем гусенице превратиться в бабочку (с опорой на презентацию).

Что откладывает бабочка? (яйца).

Кто появляется из яйца? (гусеница).

Что делает гусеница? (питается листьями и растет).

В кого она превращается? (в куколку или кокон).

Кто вылупляется из куколки? (бабочка) У нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

Физкультминутка «Гусеница»

Странный этот дом без окон

У людей зовётся кокон. (Медленные повороты вокруг себя)

Свив на ветке чудный дом, (Вращения руками)

Дремлет гусеница в нём. (Присесть, ладони под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму. (Ладони под левой щекой)

Но зима проходит мимо: (Встать, взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна… (Хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, сонюшка! (Потянуться)

Под весенним солнышком (Нарисовать руками круг)

Гусенице не до сна. (Погрозить пальцем)

Стала бабочкой она! (Плавные взмахи руками)

Воспитатель: Сегодня я предлагаю Вам нарисовать красивых, ярких бабочек в знакомой вам технике монотопия.

Воспитатель обсуждает вместе с детьми порядок выполнения работы.

  • Сложи лист пополам. Нарисуй на бумаге только половину бабочки.
  • Раскрась крылышки любыми цветами, но очень густым слоем акварели.
  • Сложи лист по линии сгиба и притри слой к слою. Разверни лист. Получится целая бабочка.
  • Подровняй крылышки. Дорисуй пятнышки, туловище и усики.
  • Бабочка готова к полёту!

Узоры на крылышках бабочек могут быть самыми разными. Недаром бабочек считают похожими на цветы. Узоры на крыльях бабочек считаются одним из чудес природы — так они интересны и необычны. Поэтому вы можете смело фантазировать и придумывать узоры для своих бабочек.

Дети рисуют бабочек в технике монотопия. В процессе работы воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

Анализ детских работ

Воспитатель предлагает сделать выставку и рассмотреть ее.

Что за дивная краса?

Луг цветами весь покрылся!

Происходят чудеса,

Здесь волшебник потрудился

Но волшебник ни при чем!

Это бабочки слетелись,

Ясным, солнечным деньком

Отдохнуть на травку сели!

(С.А. Антонюк)

Итог:

Что нового и интересного вы узнали? Какие моменты вам больше понравились и почему?

Приложение 1

  Как нарисовать бабочку?

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ организованной образовательной деятельности с детьми средней группы на тему: «В стране насекомых (бабочек)»

Вашему вниманию была представлена организованная образовательная деятельность на тему: «В стране насекомых (бабочек)».Цель: Расширение   и   уточнение   представлени...

КОНСПЕКТ Организованной образовательной деятельности с детьми средней группы на тему: «В стране насекомых (бабочек)»

Цель:     Расширение   и   уточнение   представлений   детей   о   насекомых – бабочках.Задачи:Обучающая: Учить различат...

Конспект НОД в старшей группе Тема:«Эти удивительные насекомые».

Обогащение знаний детей о разнообразном мире насекомых, развитие эмоциональной отзывчивости и симпатии...

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с природой На тему: «Эти удивительные насекомые»

Познакомить детей с разнообразным миром насекомых. Уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых....

Конспект занятия по окружающему миру на тему: «Эти удивительные насекомые» .

Окружающий мир весьма   многообразен. Воспитанники дошкольного учреждения  должны различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика и др.; знать их отличительные ...

Конспект занятия по ручному труду "Удивительный мир бабочек"

Цель: познакомить детей с новым способом изготовления бабочки из бумаги путем складывания ее гармошкойПрограммное содержание: повторить названия оттеночных цветов; развивать внимание, м...