Проект "Зимующие птицы"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Бочкова Марина Александровна

формировать умение распознавать птиц; расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании; воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к «братьям нашим младшим».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimuyushchie_ptitsy_sr.gr_.docx29.11 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ – ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

«НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ

– ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Автор проекта: Бочкова Марина Александровна

Название организации, реализующий проект: МДОУ детский сад №15»Теремок»

Полное название проекта: «Наши пернатые друзья - зимующие птицы»

Тип проекта: познавательно - творческий

Вид проекта: групповой

Продолжительность: краткосрочный

Возраст: 4-5 лет

Участники: воспитатель, дети и родители, жители поселка Индустриальный

Воспитатель: Бочкова Марина Александровна

Направление: «Познавательно–речевое, художественно−эстетическое  развитие».

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, музыкальная, конструирование из различных материалов.

Актуальность и проблема проекта. Самыми яркими и разнообразными представителями живой природы являются птицы, которые окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. Они не только сохраняют зеленые насаждения и оберегают урожай, но и украшают наши леса, радуют своим звонким чудесным пением. Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев… Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране.

При комплексной работе  дети видят все разнообразие пернатого мира, пополняют представления о видах, повадках и ареале обитания, а также постепенно повышается экологическое сознание ребёнка, стимулируется его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая у ребёнка эмоциональное отношение к природе.

Задачи решаемые в рамках реализуемого проекта:

- расширить и систематизировать знания детей о зимующих в наших краях птицах, их приспособленности к среде обитания в разные времена года

- развивать навыки познавательно-исследовательской деятельности при поиске информации о зимующих птицах, видах корма

- продолжить изучение с детьми поведения и повадок птиц, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами через наблюдение

- активизировать и расширить словарный запас детей по теме проекта

- формировать навыки совместной детско-взрослой деятельности, развивать творчество, фантазию

- воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время

- пополнить развивающую среду по теме проекта

- привлечь родителей к участию в проекте, путём совместной деятельности – изготовлению кормушек для птиц, книги «Азбука пернатых»

Ожидаемый результат:

Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей: воспитание эмоционального, гуманного отношения к природе и стремление проявлять заботу о птицах, подкармливать птиц, воспитывать бережное отношение к живым существам, привитие навыков экологически грамотного поведения в природе.

Проблема. Тема проекта «Наши пернатые друзья - зимующие птицы» выбрана не случайно. Ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. И кто как не мы, люди, должны прийти им на помощь. Именно в таких ситуациях человек проверяется на гуманность, ответственность и бескорыстие. Но многие ли готовы к этому? Лишь изредка кое-где встретишь на дереве под окном кормушку. Вот и гибнут малые птахи десятками, не дожив до спасительных теплых дней. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Идея проекта. Во время одной из прогулок прилетели на игровую площадку зимующие птицы. Они летали по площадке в поисках корма. Дети заинтересовались птицами, стали задавать интересующие их вопросы:

- Какие птицы остаются зимовать?

- Как помочь птицам выжить в зимних условиях?

- Что мы можем сделать для зимующих птиц?

- Как называются эти птицы?

- Что они ищут?

- Чем кормятся зимой и как спасаются от холода?

Несколько детей предложили помочь птицам, которые прилетают к нам на площадку. Так и возникла идея проекта.

Цель: формирование основ экологической культуры дошкольников через развитие заботливого отношения к зимующим птицам, их подкормку, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы - птицам.

Объект деятельности - зимующие птицы.

Предмет деятельностиобраз жизни птиц зимой.

Гипотеза – Мы предположим, что включение детей в разные виды совместной, партнерской, образовательной деятельности, в ходе реализации проекта, будет способствовать развитию познавательной активности дошкольников к экологии, а сделанные кормушки помогут выжить зимующим птицам в холодное время года;

если каждый из нас будет много знать о птицах нашего края, знать особенности обитания разных птиц, постоянно подкармливать зимующих птиц то: возможно, мы сможем помочь им пережить холодный период года и сохранить их численность, станем относиться добрее и внимательнее не только к птицам, но и друг к другу, укрепятся связи родители – дети – педагоги.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.

- Анкетирование родителей.

- Определение темы проекта, постановка цели и задач.

- Изучение методической литературы по данной теме.

- Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

- Выбор форм работы, основных мероприятий с детьми и родителями, определение объёма и содержание работы для внедрения проекта.

- Определение и формулировка ожидаемых результатов.

II этап – основной (практический)

Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению, углублению и систематизации знаний дошкольников о зимующих птицах.

III этап - заключительный

Оформление результата проекта в виде презентации.

Изготовление книги: «Азбука пернатых».

Организация выставки «Птичья столовая».

Проведение акции «Сотвори добро птицам»,

Игра - викторина «Зимующие птицы».

Основной этап.

Совместная деятельность с детьми.

Задача: расширить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

Эту задачу мы решали через все образовательные области:

«Познавательное развитие» – Вхождение в тему проекта.

- Беседы «Что ты знаешь о зимующих птицах», «Трудно птицам зимовать».

- Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

- Дидактические игры: «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь», «Зимующие птицы», «Третий лишний».

- Имитационная игра: «Птичка, птичка»

- ОД  по экологическому воспитанию «У кормушки» О. А. Новиковская

Задачи:

 − уточнить и расширить представления о зимующих птицах, их строении; формировать понятие «Зимующие птицы»;

активизировать словарь по теме, составлять описательный рассказ;

совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные.

ОД по экологическому воспитанию «Красная шапочка рассказывает о птицах.

Задачи: формировать умение распознавать птиц; расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании; воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к «братьям нашим младшим».

- Ежедневное наблюдение на прогулках:

- наблюдение за погодой, как состояние погоды влияет на жизнь птиц,

- наблюдение за кормушками детского сада - кто еще подкармливает птиц кроме нас.

- наблюдение – за поведением птиц на кормушке, узнавать, называть, различать птиц (повадки).

- наблюдение – кого мы не увидим на кормушке?

- Презентация о зимующих птицах и их голосах.

- Ведение дневника наблюдений прилета птиц к кормушке.

«Социально – коммуникативное развитие»

- Чтение художественной литературы:

М. Горький «Воробьишко»,

Г. Снегирёв «Птицы наших лесов»,

А. Барто «Пусть поют птицы».

- Научно – познавательная литература:

Г. К. Плотников «Птицы Кубани»,

М. Штейнбах «Как птицы выращивают птенцов» - природа России,

С. Ю. Модестов «Птицы» - моя первая энциклопедия.

- Заучивание стихотворений, скороговорок, считалок:

А. Тарасова «Воробей»,

А. Яшин «Покормите птиц зимой»,

Е. Благинина «Прилетайте в гости»,

А. Прокофьева «Снегири»,

А. Барто «Свиристели»,

З. Александрова «Птичья ёлка»,

Ю. Кушак «Слетайтесь, пичуги!»,

В. Берестов «Сова и синица»,

Р. Бухараев «Кормушка».

- Отгадывание загадок про зимующих птиц.

Художественно - эстетическое развитие

- Ручной труд «Совушка» (из семян тыквы),

- Оригами «Синица, снегирь, сорока, ворона, воробей»,

- Лепка: «Прилетайте в гости к нам»,

- Рельефная лепка: «Синица и сова»,

- Лепка «Воробьи на кормушке»,

- Рисование ладошкой птиц.

- Раскрашивание птиц с использованием книг – раскрасок.

Речевое развитие

- Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц,

- Сравнительное наблюдение снегиря и воробья,

- Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Кто как поёт», «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Один - много», «Большой - маленький», «Сосчитай птиц», «Чьё это».

Трудовая деятельность

Изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц.

Пополнить развивающую среду по теме проекта:

- оформление наглядной информации по теме проекта,

- оформление уголка «Читайкино» (подбор книг о птицах),

- пополнение экологического уголка изготовленными играми: Лото «Зимующие птицы», пазлы «Собери птицу», «Третий лишний»,

- изготовление шапочек для подвижных игр,

- оформление картотеки загадок, стихов о птицах,

- изготовление книги «Азбука пернатых».

Физическое развитие

Подвижные игры:

«Перелётные и зимующие птицы»,

«Птички в гнёздышках»,

«Совушка – сова»,

«Перелёт птиц»,

«Ворон и воронята».

Придумывание новой подвижной игры «Синички и Снегири»

Взаимодействие с родителями

Родителям сообщается тема проекта и даются домашние задания:

 1. Рекомендации на совместные прогулки.

 2. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

 3. Принести картинки и рисунки птиц, подобрать стихи, загадки, рассказы, пословицы и поговорки, игры про птиц.

4. Выучить стихотворения о зимующих птицах.

5. Совместно с ребенком сделать кормушку.

Заключительный этап

- Оформление результата проекта в виде презентации.

- Оформление книги: «Азбука пернатых».

- Выставка «Птичья столовая».

- Проведение акции «Сотвори добро птицам».

- Итоговое мероприятие: Игра - викторина «Зимующие птицы».

ОТЧЕТ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ – ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

В результате реализации проекта все участники вовлечены  в активную эколого-образовательную работу. Родители отмечают высокий уровень подготовки проекта, его ярко выраженную экологическую и социальную направленность, результативность. Расширились познавательные интересы у детей и представления о жизни птиц, их пользе для природы и человека. Сформировались навыки заботливого отношения к птицам.  Улучшилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, книгами, презентациями о зимующих птицах. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, коммуникативные навыки. Между участниками проекта было активное сотрудничество, появились теплые доверительные отношения. Дети и родители с большим желанием, активно участвовали в проекте.Рост мотивации к изучению проблемы у всех участников проекта. Взаимодействие педагогов, родителей, воспитанников ДОУ на основе открытости, взаимообогащения, установления и расширения деловых и творческих контактов.

В начале реализации проекта провела диагностическое обследование, с целью выявления уровня знаний у детей о птицах, среде их обитания. Предложила следующие дидактические игры: «Кто где живёт» - задание: назови птиц, распредели их в соответствии со средой обитания; «Перелётные и зимующие птицы» - задание: назови перелётных и зимующих птиц, предложила детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц -синица, снегирь, глухарь, щегол, дятел, клёст; карточки с изображением перелётных птиц- скворец, грач, ласточка, соловей, жаворонок; карточки с изображением среды обитания птиц- море, берег, лес, водоём, болото, луг).

С целью выявления уровня знаний у детей о различных природных явлениях, а также об умении детей объяснять экологические зависимости, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой предложила дидактическое упражнение: «Что бывает, если?», дидактическую игру: «Знаешь ли ты правила поведения в лесу?»

Данные обследования показали: ни один ребёнок не назвал правильно всех птиц, затрудняются с ответами: какие перелётные, а какие зимующие птицы. Из этого следует, что у детей недостаточно информации о зимующих птицах, среде их обитания, дети мало наблюдают за ними в природе, у детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

После проведённой работы анализ диагностического обследования показывает, что систематическое использование различных форм и методов работы по теме проекта «Наши пернатые друзья – зимующие птицы» позволило сформировать у детей чувство общности, они стали доброжелательнее, отзывчивее по отношению друг к другу, к окружающему миру. Дети стали проявлять заботу, чуткость к зимующим птицам.

Проектируемые результаты продукта.

Продуктом этого проекта стало следующее:

- познавательная книга «Азбука пернатых»

- правила для всех «Как кормить птиц зимой»

- экологическая эмблема «Берегите природу», «Юный эколог»

- выставка «Птичья столовая»

- игра – викторина для родителей «Зимующие птицы»

- акция «Сотвори добро птицам»

- презентация «Наши пернатые друзья – зимующие птицы»

- шапочки птиц для подвижных игр

- игры: Лото «Зимующие птицы», пазлы «Собери птицу», «Третий лишний»

- картотека загадок, стихов о птицах

Практическая значимость проекта заключается в том, что был систематизирован материал по теме «Зимующие птицы», который может быть использован воспитателями при организации проектной деятельности, как методический материал, для обмена опытом работы.

Трансляция проекта:

После завершения проекта выступление на педагогическом совете ДОУ.

Перспективы проекта:

В дальнейшем разработать весенний проект «Вестники весны - перелётные птицы».

Необходимые ресурсы для реализации проекта.

В реализации проекта принимают участие воспитатель средней группы, воспитанники группы и их родители

Материально - техническое обеспечение:

- ноутбук, магнитофон, компьютер, принтер, ксерокс.

Информационно - методическое обеспечение:

- интернет - ресурсы,

- библиотека детской художественной литературы,

- дидактический материал по экологическому воспитанию дошкольников,

- презентации,

- фотоальбомы,

- картотека игр по экологическому воспитанию дошкольников, формированию экологической культуры,

- конспекты ОД, сценарии развлечений,

- книжный уголок «Читайкино», (художественная литература, репродукции картин о природе, энциклопедии для дошкольников),

- уголок творчества,

- участок детского сада,

- помещение группы.

Литература

1. Н.Е. Веракса Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2015.

2. Н.Е. Веракса Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2015.

3. Е.Е. Крашенинников Развитие познавательных способностей дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2015.  

4. М.Д. Маханева Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.

5. Николаева С.Н. Экологическое воспитание    дошкольников. М., 2002.

6. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.

7. Н.В. Нищева Опытно – экспериментальная деятельность. ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2016.

8. Шорыгина Т.А. «Птицы. Какие они?» М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....