Познавательно-исследовательская деятельность"Воздух- невидимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Вазикова Валентина Ивановна

Познакомить детей с понятием «Воздух» и некоторыми его свойствами, способами его обнаружения и способами определения горячий – холодный воздух.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh_nevidimka.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно – исследовательская деятельность

« Воздух»

        

Подготовила  Вазикова В.И.

Воспитатель


Цель:
Познакомить детей с понятием «Воздух» и некоторыми его свойствами, способами его обнаружения и способами определения горячий – холодный воздух.

Задачи:
1. Обучающие:
• дать понятие что такое «Воздух» и некоторые его свойства.
• Учить отвечать на вопросы воспитателя в экспериментальной деятельности, давать четкий ответ.
• Учить делать обобщающие выводы после проведенного опыта

2. Развивающие:
• Развивать экспериментальный интерес к проведению опытов, речь, внимание.
• Развивать логическое мышление, познавательно – исследовательскую деятельность.
• Способствовать развитию интереса к самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности.

3. Воспитательные:
• Воспитывать интерес и желание заниматься в дальнейшем опытно – экспериментально деятельностью.

Методические приёмы: игровая ситуация, беседа, эксперимент, обобщение, подведение итогов и результативность НОД.

Материал: полиэтиленовые пакеты, веера, контейнер с дольками апельсина, мыльные пузыри ; трубочки для коктейля; стаканчики с водой.

Предварительная работа: Беседа «Живая и неживая природа», загадки о воздухе, воде и ветре; наблюдения, чтение рассказов «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремов, «Ветер»     М.Исаковского. Наблюдение на прогулке за ветром.

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся с вами.

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй лёгкий ветерок,

Здравствуй маленький цветок.

Здравствуй утро, здравствуй день

Нам здороваться не лень.

Воспитатель: Вот какие молодцы. Ребята, а я предлагаю вам сегодня поиграть в игру. Называется она «Научная лаборатория». В лаборатории проводят различные опыты и исследования.  Ребята, в лаборатории нужно соблюдать определенные правила поведения: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты .

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:

Для дыхания он нужен,

С ветром, вьюгой очень дружен.

Окружает нас с тобой,

Не поймать его рукой!

Воспитатель: Что это? ( ответы детей) Правильно - это воздух. Ребятки, а что такое воздух?

Дети: Мы не знаем

Воспитатель: Давайте вместе выясним все про воздух. А помогут нам в этом различные предметы.

Дети: Да

Воспитатель: Воздух вокруг нас повсюду. Попробуйте поймать руками воздух (дети пробуют ловить воздух)

Воспитатель: Получилось поймать воздух?

Дети: Нет

Воспитатель: Ребята, я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

1. Опыт с полиэтиленовыми пакетами

Воспитатель: Подойдите к столу, возьмите пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст). Теперь набираем воздух в пакет.

Зачерпывающим движением дети, по примеру воспитателя, пытаются поймать воздух в пакет.

Воспитатель: Посмотрите, какой теперь стал пакет?

Дети: Полный

Воспитатель: Что вы поймали?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Ребята, покажите, сколько воздуха в ваших пакетах.

Воспитатель: Посмотрите, какого цвета воздух в вашем пакете?

Дети: Он бесцветный.

Воспитатель: Откройте пакет, посмотрите, вы видите воздух?

Дети: Нет.

Воспитатель: Значит воздух, какой? (прозрачный, бесцветный). Молодцы, ребята. А вот интересно, чем пахнет воздух? Давайте вдохнём в себя воздух. Что вы чувствуете?

Дети: Ничего.

Воспитатель: Правильно. Воздух не имеет запаха. А я сейчас приготовлю для вас сюрприз, закройте глазки.

2. Опыт « Чем пахнет воздух»

Воспитатель: У нас есть волшебная коробочка, посмотрите, что в ней? Чем пахнет?

Дети: Апельсином пахнет.

Воспитатель: Правильно. Значит мы сделаем вывод - воздух у нас ничем не пахнет, но он может передавать запахи.

Воспитатель: Молодцы, ребята, мы справились с заданием. А теперь давайте подумаем какой бывает воздух? Может он быть холодным или горячим?

Дети: Да

3. Опыт « Горячо – холодно»

Воспитатель: Давайте представим, что мы на улице. Там холодно и у нас замёрзли ручки. Чтобы их согреть нужно подышать на них тёплым воздухом. Давайте попробуем. (сложить руки и подуть). Каким воздухом мы дуем?

Дети: Тёплым.

Воспитатель: Правильно, мы дуем тёплым воздухом и ручки согреваются. А теперь давайте представим, что нашим ладошкам жарко. Давайте на них подуем другим воздухом. (дуем на ладошки) Каким воздухом мы дуем?

Дети: Холодным.

Воспитатель: Правильно. И с этим заданием мы справились. Мы узнали, что воздух может быть холодным и горячим. А сейчас давайте немного отдохнём.

Физминутка:

Раз, два, три, четыре, пять! (шагаем на месте)

Все умеем мы считать, ( хлопаем в ладоши)

Отдыхать умеем тоже ( прыжки на месте)

Руки за спину положим, ( руки за спину)

Голову поднимем выше ( подняли голову)

И легко – легко подышим. ( глубокий вдох - выдох)

Воспитатель: Ребята, а для чего нам нужен воздух?

Дети: Чтобы дышать.

Воспитатель: Правильно. Все люди дышат воздухом через нос. Покажите ваши носики. Давайте подышим носиком:

Носиком дышу свободно,

Тише, громче, как угодно.

Дышат птицы и цветы,

Дышит он и я, и ты.

4.Опыт « Вода – воздух»

Воспитатель: Мы сейчас с вами дышали носиком, значит воздух есть и внутри нас?

Дети: Да

Воспитатель: Давайте проведём эксперимент. У нас есть трубочка  водичка. Давайте подуем в трубочку. Что получилось в стаканчике?

Дети: Пузырьки.

Воспитатель: Правильно. Это пузырьки воздуха. Значит воздух есть внутри нас. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Молодцы, ребята. Воздух есть и вокруг нас.

5.Опыт « Веерочки»

Воспитатель: Ребята, что это?

Дети: Веер.

Воспитатель: Правильно. Возьмите веер и помашите им. Что получилось?

Дети: Ветерок.

Воспитатель: Правильно. А теперь подуйте друг на друга. Чувствуете ветерок? Правильно. Мы с вами узнали, что воздух есть внутри и вокруг нас.

Воспитатель: Ребята, какие вы сегодня молодцы, вы настоящие исследователи. Мы выполнили все задания. Давайте вспомним, что мы узнали о воздухе:

- Воздух невидимый, прозрачный, ничем не пахнет, но может передавать запахи, бывает холодным и горячим, воздух есть внутри и вокруг нас. А теперь я предлагаю поиграть. Приготовьте ваши ладошки:

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы играть.

Воспитатель: Посмотрите, что у меня есть.

Дети: Мыльные пузыри.

Воспитатель: Правильно. Они без воздуха тоже не могут быть. Давайте их надуем. ( игра с мыльными пузырями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения познавательно-исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"

Формирование у детей представлений о свойствах воздуха, его значимости в жизни людей, животных, растений....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Воздух - невидимка" старшая группа

Цель: формировать представления детей о воздухе, его свойствах...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Воздух - невидимка"

Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом....

Конспект познавательно - исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"

Конспект разработан для детей подготовительной группы. В ходе эксперимента ребята учатся  устанавливать причинно-следственные связи  и делать выводы о свойствах воздуха. Материал рекомендова...

НОД с детьми старшей группы. Познавательно-исследовательская деятельность «Воздух-невидимка»

Формирование представлений о свойствах воздуха, обнаружение воздуха в окружающем пространстве и внутри человека....

Методическая разработка конспекта по проведению досугового мероприятия по познавательно-исследовательской деятельности: «Воздух-невидимка»

В данной работе представлен конспект проведения досугового мероприятия с родителями воспитанников второй группы раннего возраста (2-3 года) в образовательной области «Познавательное развитие&raq...