Конспект проведения познавательно-исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Набатникова Наталья Владимировна

Формирование у детей представлений о свойствах воздуха, его значимости в жизни людей, животных, растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh-nevidimka_2016.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ       УЧРЕЖДЕНИЕ №5 «УЛЫБКА»

Конспект проведения познавательно-исследовательской деятельности

На тему: «Воздух - невидимка»

Подготовительная группа.

                                                                                                         Составила и провела:

Воспитатель гр№9

Набатникова Н.В.

г.Видное 2016

Цель: формировать представление о воздухе, его свойствах, его значимости в жизни человека, животных и растений.

Задачи:

  1. Познавательные:

-  Познакомить детей с понятием воздух, его свойствами и ролью в жизни человека.
- Дать детям знания о том, что воздух условие жизни всех живых существ на земле.

- Опытническим путем закрепить знания о свойствах воздуха.

2. Развивающие:

- Продолжать развивать умение анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки явлений окружающего мира.

- Развивать зрительное, слуховое восприятие, внимание, память, логическое мышление.

- Развивать умение делать выводы.

- Развивать связную речь.

3. Воспитательные:

- Воспитывать любознательность, целеустремленность, доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.

4. Здоровьесберегающие:

- Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

- Соблюдать режим охраны зрения.

- Чередовать статические и динамические задания.

5. Коррекционно-развивающие:

- Корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук, дыхание.

- Корригировать и развивать мыслительную деятельность (выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей).

   Используемый материал:

- демонстрационный: карточки- схемы, большие модели аквариумов с кармашками, набор коробочек «Угадай по запаху», музыкальные инструменты, пустые пластиковые бутылки, таз с водой, надувные мячи и круги, глобус .

- раздаточный: фартуки, коктейльные трубочки, игрушки-вертушки, воздушные шары, мыльная подкрашенная вода, бумага для акварели, салфетки.

    Подготовительная работа:

  1. Экскурсия в экологическую лабораторию детского сада.
  2. Чтение произведений: Л.Н.Толстого «Ветер», «Земля», Дж.Родари «Чем пахнут ремесла», Н.А.Рыжовой «Экологические сказки».
  3. Рассматривание иллюстраций: «Каким бывает ветер».
  4. Систематические игры и упражнения с карточками-схемами.
  5. Рисование струей воздуха.
  6. Ежедневное проведение дыхательной гимнастики.

Ход занятия.

Воспитатель с детьми заходят в лабораторию и встречают там Незнайку.

Незнайка: Здравствуйте, а вот и я.

                  В гости к вам пришел, друзья.

                  Вы меня узнали?

Дети: Да. Ты – Незнайка.

Незнайка: В группу к вам принес письмо

                   Очень странное оно.

 Воспитатель (открывает конверт)

                    В нем не цифры, не буквы, не галочки,

                   А какие-то чудо-карточки.

                   Очень просит нас Знайка,

                   Чтоб мы помогли Незнайке.

                   «Расскажите ему про газ,

                    Что окутывает вас.

                     Через нос проходит в грудь

                    И обратный держит путь.

                    Он невидимый, и все же,

                    Без него вы жить не сможете!»

         Дети, о чем мы должны рассказать Незнайке?

Дети: о воздухе.

Воспитатель:  Чтоб помочь Незнайке про воздух узнать,

                         Будем вместе с ним играть:

                         Ставить опыты, наблюдать,

                         Делать выводы и запоминать.

(Дети одевают фартуки)

Воспитатель показывает на карточку с изображением глаза:

         Как ты думаешь, Незнайка, что она означает?

Незнайка: воздух можно видеть.

Дети: Мы не поверим, пока не проверим.

Воспитатель предлагает детям проделать опыты:

  1. Наполнить полиэтиленовый пакет воздухом, попробовать сжать его.
  2. Сравнить две пустые пластиковые бутылки: одна открытая, другая закрытая.

         Дети: Невозможно сжать, потому что там воздух, он сопротивляется.

         (Выпускают воздух из пакета и из бутылки)

          Воспитатель: Ну, заметили, какой воздух? Какой сделаем вывод?

          Дети: воздух невидимый, прозрачный и бесцветный.

          (Зачеркивают изображение глаза)

          Незнайка (показывает на карточку, где изображен нос):

          Ну и что, зато его можно почувствовать, то он пахнет булочками, красками, цветами.

          Дети: Мы не поверим, пока не проверим.

          Воспитатель: Быстро, дети в круг вставайте,

                                  И глаза все закрывайте.

                                  Вы принюхайтесь, не скучайте, что за запах – отвечайте!

        Проводится игра: «Угадай по запаху».

        Воспитатель: Какой сделаем вывод? Имеет ли воздух собственный запах?

Дети: Воздух не имеет собственного запаха, пахнут предметы, продукты, море, цветы.

(Воспитатель предлагает зачеркнуть изображение носа.)

Незнайка (показывает следующую карточку – геометрические формы):

        Зато я знаю, что воздух круглый.

Дети: Мы не поверим, пока не проверим.

Воспитатель: давайте попробуем поместить воздух в предметы разной формы. (Дети достают из кармашка: воздушные шары, мыльные пузыри, дуют). Обратите внимание на предметы у нас в лаборатории.

Дети называют надувные предметы: мяч, плавательный круг, шина, надувная квадратная подушка и т.д.

Воспитатель: Какой мы сделаем вывод?

Дети: Воздух не имеет форму, он заполняет все пространство.

(Зачеркивается карточка с изображением геометрических форм)

Незнайка: Зато воздух можно услышать (показывает на следующую карточку).

Дети: Мы не поверим, пока не проверим!

Воспитатель предлагает взять из кармашков духовые музыкальные инструменты и подуть в них.

Воспитатель: Что случилось с воздухом? Почему инструменты зазвучали?

Дети: В них попала струя воздуха и они зазвучали. Воздух движется.

Воспитатель: Как можно назвать движение воздуха?

Дети: Ветер, ветерок.

Воспитатель: Каким бывает ветер?

Дети: Спокойным, легким, сильным, порывистым.

Воспитатель: И,  правда, поэты по-разному описывают ветер:

«Ветер, ветер, ты могуч

Ты гоняешь стаю туч…» или

«Ветер по морю гуляет

И кораблик погоняет…»

Какой мы сделаем вывод?

Дети: Ветер – это движение воздуха.

Незнайка (смотрит на следующую карточку, с изображением мельницы):

Я знаю, что означает эта карточка, у меня даже есть такая игрушка-вертушка.

Воспитатель: Ты прав, Незнайка, люди уже давно используют движение воздуха, придумывают игрушки для детей: вертушки, язычки, воздушные змеи. А как придумали люди использовать движение воздуха в быту (показывает на бытовые приборы: фен, пылесос, насос, мельницу и т.д.) ? А в природе?

Незнайка: Не знаю.

Дети: Люди придумали пылесос, фен, вентилятор, насос, в них воздух движется и получается ветерок, который нам помогает.

Незнайка: Как много я узнал сегодня!

Воспитатель: Давайте еще раз расскажем Незнайке о свойствах воздуха, используя карточки, только не забывайте наше правило:

             Чтобы собеседника вдруг не потерять,

              Надо его выслушать, не перебивать!

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный. Не имеет собственного запаха.

Не имеет формы. Ветер – движение воздуха.

Незнайка: Кому он нужен?

Дети с воспитателем:

             Воздух по всюду, мы им дышим (крутят руками, подносят руки к груди, вздыхают, выдыхают).

             Без дыханья жизни нет (грозят пальцем).

             Без дыханья меркнет свет (закрывают ладонями глаза).

             Дышат звери (изображают руками ушки),

             Птицы (изображают размах крыльев),

             И цветы (ладони складывают в бутон).

             Дышат он, и я, и ты (показывают на соседа, на себя, на Незнайку).

Незнайка: Я сегодня столько узнал, вот спасибо.

Воспитатель: Нам тоже понравилось с тобой играть и воздух изучать, и дети хотят тебе сделать сюрприз – нарисовать картину струей воздуха (достает из кармашка коктейльные трубочки, раздает детям).

Незнайка: Нарисовать? Я не поверю, пока не проверю.

Дети садятся за столы, воспитатель напоминает действия:

Я беру краску на кисточку и капаю на лист, затем беру трубочку и дую на «лужицу».

Дети выполняют и дарят рисунки Незнайке.

Незнайка: Вот спасибо, детвора,

                  До встречи, в сказку мне пора!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2014.
  2. Шорыгина Т.А.  Путешествия в мир природы. – М: «Издательство Гном и Д», 2011.
  3. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.

Веракса Н.Е. Галимов О.Р.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема проведения познавательно – исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста на основе цикла лексических тем весенней тематике «Как весна приходит к нам»

Целью разработки тематического плана познавательно – исследовательской работы развитие познавательно - коммуникативных навыков и личностной активности детей с нарушением зрения.Данная методическая раз...

мастер класс: Экспериментирование как форма проведения познавательно - исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста

Продемонстрировать   некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, магнитом, водой....

Конспект проведения познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Зоркие глазки"

Цель: формирование основ культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста Задачи: - расширять знания детей о строении глаза, его назначении и роли в жизни человека; - развивать познавательны...

алгоритм проведения познавательно – исследовательской деятельности, в соответствии с психолого-педагогическими и возрастными особенностями детей дошкольного возраста (для использования педагогом)

Познавательно -исследовательская деятельность- форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной...

Конспект, совместной познавательно-исследовательской деятельности, проведенный на День открытых дверей, в старшей группе 03 «Светлячки». Тема: «Свойства света и тени»

Цель: создание условий для проявления познавательной активности ребенка.Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа).Форма НОД: занятиеФорма организации (групповая)Задачи:1. познако...