Проект "Новогодняя игрушка"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Коврыжкина Наталья Владимировна

Мало игрушек на ёлку. Решили изготовить игрушки своими руками из различного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_novogodnyaya_igrushka.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Астафьевский детский сад»

Познавательно-творческий проект в средней группе «Звездочки»

Тема: «Новогодняя игрушка»

Воспитатель:  Коврыжкина Н.В.

Декабрь 2022г.

Тип проекта:  групповой, познавательно- творческий.

Продолжительность:  средней продолжительности (1 месяц)

Участники проекта:  Дети средней группы, родители, воспитатели.

Актуальность:  Мало игрушек на ёлку. Решили изготовить игрушки своими руками из различного материала.

Цель проекта:  Повысить интерес к истории Новогодней игрушке и научиться её изготавливать.

Задачи: 
для детей:

- Выявить проблему и найти способы её решения.

- Научиться изготавливать Новогоднюю игрушку разными способами из различного материала.

- Познакомиться с историей возникновения новогодней игрушки;

для педагогов:

- оказывать детям помощь в выявлении проблемы, в поиске её решения, в оформлении работ, в организации выставки.

- воспитывать интерес к народному творчеству, любовь к ручному труду;

- развивать навыки коммуникативного общения;

- развивать познавательную активность дошкольников;

- познакомить с историей возникновения новогодней игрушки;

- привлекать родителей к участию в проекте;

- налаживать конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников;

для родителей:

- Помочь детям достичь положительных результатов.

- Участие родителей в организации выставки.

Ожидаемый результат:  

для детей:

- Развитие интереса детей к художественному творчеству.

- Закрепление умений детей изготавливать игрушку разными способами применяя различный материал (пластилин, вата, ткань, бумага, ткань, шерсть, природный материал, и.т.д.)

- Получить эмоциональный отклик от своей работы.

- Научиться проводить экскурсию.

для педагогов:

- Повышение педагогического мастерства в теме: «Музейная педагогика».

- Сбор информации по данной теме, используя такие направления как: телевидение, энциклопедии, компьютер и распределить между детьми и родителями.

- оформление проекта;

- подготовка экскурсоводов по музею.

для родителей:

- Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;

- Активное участие родителей в жизни детского сада и группы.

 

План реализации проекта:

Познавательная деятельность

Организация предметно- развивающей среды, связанной с темой.

Безопасность 

«Правила безопасности при украшении ёлки; при эксплуатации ёлочной гирлянды»

ООД: Ознакомление с окружающим миром:

«Зима. Зимние узоры»

«Зимушка – зима».

«Новый год у ворот».

«История новогодней игрушки».

Дидактические игры: Скажи наоборот

(легкая – тяжелая ). Хорошо – плохо.

Чтение художественной литературы

Просмотр мультфильма "Двенадцать месяцев"

Просмотр сказки

В. Одоевский "Мороз Иванович"

Елена Ракитина «Приключения Новогодних Игрушек»

Владимир Степанов «Новогодняя Азбука».

Заучивание стихов: С. Маршак "Елка", "Декабрь" З. Александровой "Дед Мороз"

Е. Ильина 'Наша елка"

Я. Аким "Елка наряжается"

К. Чуковский "Елка"

Е. Трутнева "Елка"

Е. Серова "Новогоднее'

Коммуникативная деятельность

ООД: Составление рассказов "Как мы встречаем Новый год дома".

Составление описательного рассказа о своей елочной игрушке.

Проведение бесед « Чем можно украшать елку?». Как отмечают праздник в твоей семье?». Составление рассказа «Моя любимая новогодняя игрушка».

Знакомить детей с историей возникновения елочной игрушки, материалами из которых ее изготавливают, с традициями украшать ёлку.

Трудовая деятельность

Участие детей в украшении группы и ёлки к празднику.    

Продуктивная деятельность (по Колдиной)

Рисование на тему: «Зимний пейзаж» Конструирование ёлочных игрушек из бумаги.

Эстетическая беседа

«Снежинка» - лепка,

«Зимушка – зима»- Аппликация,

«Снегурочка»- лепка, «Хвойный лес (Ёлочки – сосоночки)»- Рисование,

«Елочка зеленая»- лепка,

 «Елочный шар»- рисование,

«Гирлянда из флажков»- аппликация

Музыкальная деятельность 

Пение «Ёлочка-ёлка»

Хоровод «Дед Мороз»

«Танец снежинок и снеговиков» «Потолок ледяной»

Двигательная деятельность

Подвижная игра «Догони снежный ком», «Что мы делали не скажем, а что делаем покажем», «Емеля догони» 

«Провожаем старый год», (пение с движением)

физкультминутки, пальчиковая гимнастика.

Формы взаимодействия с родителями

Консультации для родителей по привлечению детей к подготовке к празднику дома; Рекомендации по закреплению правил безопасности

при украшении ёлки, при использовании гирлянды; по просмотру мультфильма «Снежная королева»

Консультация «О правилах безопасности при украшении ёлки; при эксплуатации ёлочной гирлянды» «Зачем праздник делать грустным».

Участие в конкурсе "Елочная игрушка".

 Подведение итогов проекта: 

  • для детей: Поделка своими руками «Ёлочная игрушка».
  • для педагогов: Организация выставки детских работ - музея.
  • для родителей: Участие в выставке детских работ.

Используемая литература:

1.Д.Н. Колдина «Лепка и рисование с детьми 3-4 лет конспекты занятий». Издательство Москва Мозаика-Синтез 2012 года.

2. Д.Н. Колдина «Лепка и рисование с детьми 4-5 лет конспекты занятий». Издательство Москва Мозаика-Синтез 2012 года.

3. «Комплексные занятия»  под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез).

                                                                     

МАТЕРИАЛЫ К ПРОЕКТУ

«НОВОГОДНЯЯ ИГРУШКА»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ «ОСТОРОЖНО, ЕЛКА!»

Программное содержание:

  1. Формировать у детей навыки пожаробезопасного поведения в период новогодних праздников;
  2. Закрепить знания детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя пользоваться, украшая новогоднюю ёлку (вата, бумага, свечки, хлопушки) ;
  3. Побуждать детей к активному участию в беседе;
  4. Воспитывать отзывчивость, желание помогать сказочным героям;

Интеграция образовательных областей:

безопасность, познание, коммуникация, социализация, здоровье, художественное творчество.

Оборудование:

неукрашенная искусственная елка; елочные игрушки «правильные» и «неправильные» (игрушки из бумаги, ваты, других легко воспламеняющихся материалов); 3-4 красиво украшенных коробок для игрушек; кукла настольного театра Незнайка.

Фонограмма:

мелодия веселого, создающего праздничное настроение, характера.

Ход занятия:

Дети под музыку входят в празднично украшенную группу, где в центре находится неукрашенная новогодняя елка.

Воспитатель предлагает детям расположиться вокруг нее.

Воспитатель: Ребята, все ли из вас знают какой праздник скоро к нам придет?

Воспитатель: Правильно, ребята, Новый год! Поэтому у нас в группе стоит елочка. Посмотрите, какая она красивая, стройная, пушистая. Но чего – то не хватает…

Ребята, как вы думаете, чего не хватает?

Воспитатель: Верно, ребята, не хватает елочных игрушек. Елочку надо красиво украсить, тогда она будет нарядная и веселая.

Воспитатель демонстрирует красиво украшенные коробки с новогодними игрушками.

Воспитатель: Посмотрите, как много разных елочных украшений лежит в этих коробках! Все они разные. Здесь и бумажные снежинки, и «снежки» из ваты, и стеклянные шарики, и сосульки, и свечки! Нам без помощи не справиться. Кто бы помог украсить нашу елочку?

Голос из – за ширмы: Я, я вам помогу!

Воспитатель: Ребята, кто бы это мог быть? Кто нам хочет помочь? Да это же Незнайка!

Появляется Незнайка, игрушка настольного театра (его роль исполняет ребенок подготовительной группы). Воспитатель, Незнайка и ребята начинают украшать елку. Незнайка берет из коробки стеклянный шарик и вешает его на елку.

Воспитатель: Незнайка, вешай шарики аккуратней, пожалуйста!

Незнайка: Это еще почему?

Воспитатель: Дети, а вы знаете, почему надо аккуратно вешать на елку стеклянные шарики?

Воспитатель: Правильно, стеклянные шарики могут упасть и разбиться, а осколки стекла могут поранить руки!

Незнайка: Шарики я уже повесил. Теперь буду украшать елочку бумажными снежинками и «снежками» из ваты, а рядом с ними прикреплять свечки. Возьму спички и зажгу свечи на елке. Здорово я придумал, ребята?

Воспитатель: Незнайка, подожди! Ты, что – то делаешь не правильно.

Ребята, что Незнайка делает неправильно? Можно самим, без разрешения взрослых брать спички? Что произойдет, если зажечь свечи на елке рядом с бумажными снежинками или ватой?

Воспитатель: Незнайка, теперь ты понял, почему нельзя зажигать на елке свечи, украшать новогоднюю елочку поделками из ваты и бумаги? Искорка от одной маленькой свечки может принести большую беду! В елке очень много смолы, и поэтому она легко загорается.

Воспитатель: - В новогоднюю ночь взрослые, часто зажигают фейерверки, бенгальские огни.

Незнайка:

- Ребята, а где надо зажигать фейерверки: дома или на улице?

- Почему нельзя зажигать рядом с елкой? Что может случиться?

Воспитатель: Правильно. Фейерверки и бенгальские огни нужно зажигать подальше от елки, на улице. Запомни:

Украшать свечами елки

Строго запрещается,

Потому что от свечей

Елка загорается!

Загореться может вата,

Снять игрушки эти надо:

Материал огнеопасный,

А ваш труд совсем напрасный!

Огнестрельные хлопушки

И бенгальские огни

В зале, в комнате, подъезде

Зажигать не будем мы!

Воспитатель: Незнайка, ты все понял?

Незнайка: Да. Я запомнил, что спички самому брать нельзя. Нельзя украшать елочку поделками из ваты и бумаги. Ими лучше украсить комнату, а елку лучше нарядить игрушками, купленными в магазине. Они сделаны из специального пожаробезопасного материала. Нельзя зажигать на елочке свечи. Хлопушки и бенгальские огни зажигать только взрослым, подальше от елки, на улице.

Воспитатель: Молодец, Незнайка! А сейчас я предлагаю поиграть.

Игра «Четвертый лишний»

Плакат с изображением предметов: стеклянный шарик, бусы, флажки, свеча, бумажная снежинка.

Детям предлагается назвать предметы, которыми нельзя украшать елку.

Воспитатель: - Молодцы. Все справились с заданием.

Незнайка: - Спасибо. Теперь я знаю:

Во избежание всяких бед

Огню на елку хода нет!

- Ну, мне пора. До свидания, ребята! (Незнайка уходит за ширму)

Воспитатель: До свидания, Незнайка! Приходи к нам в гости еще!

Рефлексия.

Повторение и закрепление и информации полученной на занятии.

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ «ИСТОРИЯ ЕЛОЧНОЙ ИГРУШКИ»

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с историей елочных игрушек, дать знания где появилась первая елочная игрушка ( в Германии ).
  2. Развивать диалогическую речь, отвечать на вопросы разносторонними предложениями, активизация  слов: стеклодувы, стеклянные, тяжелые, легкие, хрупкие, гирлянда, бусы.
  3. Воспитывать любознательность, интерес к игрушке разных времен.
  4. Формировать понятие о том, что игрушки бьются, аккуратно обращаться с ними.
  5. Инд. работа с Алиной, Ариной, Ваней - больше активизировать на занятии.

Материал: Елочные игрушки, краски, кисти, карандаш, мультимедийная  установка.

Ход занятия:

Стук в дверь. Заносит мешок.

- Ребята, как вы думаете чей это мешок? ( Д. Мороза.)

- Да, он так спешил к ребятам, что наверное обранил мешок. Давайте посмотрим что там. (достаю елочные игрушки.)

-Вот сегодня мы поговорим о елочных игрушках.

- Волшебный, сказочный новогодний праздник у каждого человека ассоциируется с чем – то своим, собственным, но наверное у многих предчувствие праздника появляется одновременно с появлением на прилавках магазинов чудесных, сверкающих и хрупких творений – новогодних игрушек. Это чувство тихой радости, возникающее при одном взгляде на радужный блик, отразившийся от стеклянного, круглого бока елочного шарика.

- Вот сегодня, ребята, я вам расскажу о елочной игрушки, откуда она появилась.

- В Германии был древний обычай украшать в лесу елку с помощью лоскутов и восковых свечей. Ель отождествлялась с мировым деревом, и традиция новогоднего украшения елей была распространенным явлением. Позже деревья стали устанавливать в доме.

Елки украшали пряниками, орехами, фруктами и сухофруктами, печеньем. После окончания праздника украшения елки разбирались на сувениры и на поедание. Начиная с 17 века стали изготавливать более нарядные украшения: золотили еловые шишки, пустые яичные скорлупки покрывали тончайшим слоем чеканной латуни. Первые елочные шары появились в 1848 году. Однажды один мастер решил в Рождество нарядить для своих детей елку. Но он был очень беден. Денег на фрукты и сладости не хватало. И тогда он выдул яблоки, лимоны, пряники и орехи из стекла. Игрушки получились настолько красивые, что о них пошла молва. И вскоре уже не только жители всей Германии стали заказывать себе стеклянные украшения на Рождество.

С этого момента наряжать елку стало очень модно. Однако была одна трудность. Стеклянные украшения, привозимые из Германии, стоили очень дорого. Альтернативой дорогим стеклянным украшениям стали ватные игрушки. Их можно было купить в магазине, а можно было изготовить самостоятельно. Из ваты, бумаги и картона делали самые разнообразные фигурки: ангелов с крыльями, райских птиц, фигурки животных девочек на коньках и мальчиков на лыжах. Часто головки у этих куколок были фарфоровые. Иногда вырезали лица ангелов, детей или дедов-морозов из журналов и приклеивали на ватную или тканевую игрушку.

- В России 19-20 века елочных игрушек было мало, их завозили из Германии. ( показываю фото городов Германии )

- В городке Лауш были изготовлены первые елочные шары. В Лауше открыли газовый завод и с помощью газовых горелок пламенем стеклодувы изготавливали шары. В немецком городе Дрездене ( показываю фото города ) изготавливали пароходики, музыкальные инструменты, игрушки животных   ( показываю фото елочных игрушек ). А уже в 20 веке стали изготавливать в России елочные игрушки, в городе Санкт – Петербург и в городе Клин. Когда разрешили праздновать Новый год в России после Революции начали выпускать такие елочные игрушки : парашютисты, дирижабли ( фото )

- В годы ВОВ выпускались елочные игрушки: солдаты, танки, пистолеты, собаки – санитары. После войны игрушки стали выпускать мирные : персонажи из сказок, елочные хоккеисты, различные звери.

- В 50-е годы появилась мода на стеклянные бусы, после фильма «Карнавальная ночь» появились игрушки часы.

- В освоение человечеством космоса появились: игрушки – спутники, космонавты, ракеты, шарики с росписью на космическую тему.

- В наше время дизайн игрушек стал разнообразнее: шишки, пирамидки, сосульки, колокольчики (фото).

- Потом стали выпускать игрушки на прищепках (показываю игрушку).

- Традиция украшать макушку елки звездой. В 90-е годы появилось много игрушек с символом наступающего года. Сегодня в производстве елочных игрушек наблюдается: шары с ручной росписью, пейзажами, картинами русской зимы, символикой.

А теперь я вам предлагаю посмотреть фильм о том, как в наше время производят елочные игрушки

Просмотр фильма

- С каждой эпохой создавались своеобразные игрушки. «Писком моды» были самодельные елочные игрушки.

- И мы с вами будем изготавливать новогодние игрушки.

- Из чего можно сделать игрушку? (поролона, картона, бумаги, грецких орехов, пластиковых бутылок).

-А теперь сделаем разминку «Елочка»

Ждут красавицу колючую – рисуют руками елочку

В каждом доме в декабре – делают ладошками дом

На ветвях зажгут фонарики – показывают фонарики

Искры брызнут в серебре – руки над головой

Сразу станет в доме празднично – пальцы оттопырены

Закружится хоровод – берутся за руки в хоровод

Дед мороз спешит с подарками – идут по кругу с воображением мешком за плечом

Наступает Новый год! – машут руками вверху.

- Сели, а теперь посмотрите какие были игрушки раньше, а какие сегодня.

- Иди Маша возьми старинную игрушку в одну руку, а в другую современную.

- Чем они отличаются? (одна тяжелая, другая легкая )

- Еще чем? (стеклянная, пластиковая)

-Еще чем? (тусклые цвета, яркие цвета) Правильно садись.

- Ребята, раньше только учились расписывать рисовать на игрушках, а сейчас стали большими умельцами. И из года в год елочные игрушки все интереснее.

- А сейчас мы поможем дед морозу раскрасить елочные игрушки, а то он не успевает ( дети разукрашивают игрушки по трафарету шары и шишки ).

- Ну а теперь в хоровод вставайте, да дружно запевайте, хоровод вокруг елки «Все бело на улице». Молодцы!

Сегодня мы с вами узнали много нового о елочной игрушке и помогли Деду морозу. Молодцы.


ЕЛЕНА РАКИТИНА «ПРИКЛЮЧЕНИЯ НОВОГОДНИХ ИГРУШЕК»

В ОЖИДАНИИ ПРАЗДНИКА

Когда ёлку принесли в дом, первым её запах услышал Большой Красный Шар с белой снежинкой на боку.

Он проснулся и закричал:

— Эй, вы, сонные тетери! Бал!

Блестящие фонарики замигали:

— Бал! Бал! Бал!

И принялись начищать бока о старого ватного Деда Мороза. Он был глуховат, но, когда захлопали флажки, открыл глаза.

— Опять Новый год?

— Ах, ну конечно! Бал! Бал! — ответили ему, подпрыгивая, стеклянные кошки.

— В этом году я снова буду королевой ёлки! — заявила Серебряная Фея с пружинками-завитушками на голове.

— Нет уж, позвольте! — стал, как обычно, спорить Картонный Домик.

Он не начищал бока о Деда Мороза, считая это вредным, а лишь пыхтел, отдуваясь от пыли. Ему нужнее всех оказаться под потолком. Того и гляди, помнут.

— Не позволю! Никому не позволю! — грозно прикрикнула Шишка. — Я — Шишка! А шишки у ёлок висят наверху!

— Подумаешь, шишка! — зазвенела Стеклянная Сосулька. — Мои сёстры растут на крышах, которые выше ёлок. Я, может, тоже хочу быть королевой…

— А прошлогодняя трещина?! — воскликнула Снежинка.

— Подумаешь! — Сосулька посмотрелась в сияющий белый шарик. — С одного бока немножко… Если правильно повесить, то и не видно.

— Опомнитесь, на вас и ниток-то нет! — заверещал Разноцветный Попугай на прищепке.

Он был немножко красный, немножко синий, немножко зелёный и очень этим гордился.

Те игрушки, что растеряли нитки, смущённо переглянулись.

— Ничего, привяжут, — важно ответил Снеговик. — Но Новый год — это я, а не вы.

Он поправил поролоновую морковку и подмигнул Снежинке:

— Снег выше всего. Он над всеми домами кружится и даже над самолётами.

Снеговик принялся карабкаться к крышке, расталкивая соседей. Всем известно, что те игрушки, которые лежат сверху, вешают на ёлку первыми. За ним поспешили Картонный Домик, Серебряная Фея, Сосулька и Шишка.

— Выскочки! — заметил Большой Красный Шар с белой снежинкой на боку. Он был любимым шаром мамы и никуда не торопился.

Маленький Ослик забился в угол и думал только об одном: как сделать так, чтобы его достали последним?

В прошлый раз он спрятался в ватной бороде Деда Мороза, но теперь к нему не пробраться. Все чистились о красный потрёпанный тулуп. Все хотели сиять ярче, чтобы огни гирлянды, когда её зажгут, танцевали в них золотыми искорками.

На балу, таком весёлом и коротком, каждой игрушке хочется быть самой красивой. Весь год, сквозь дрёму, они вспоминают праздник. Весь год мечтают о следующем. Весь год беспокоятся: каким он будет? Какую привяжут нитку? Как высоко повесят? Будет ли видно телевизор? Не разобьют? Удастся ли поболтать с новичками: мандаринами и конфетами, которые висят совсем недолго и никогда не ложатся в коробку?

Только Ослик ни о чём таком не думал. Он никогда не видел комнату сверху. Никогда не начищал бока, не боялся разбиться. И нитку к нему не привязывали. Он был Пластилиновым Осликом, которого слепил Павлик.

Вокруг синего туловища намотан жёлтый шнурок — великолепная попона, концы которой разлохматились и превратились в уздечку. Ослик может везти тележку из спичечной коробки и вообще всё, что привяжут. Его слепили, чтобы играть.

Ослик залез под серпантин и мечтал только об одном: оказаться последним, висеть пониже, чтобы Павлик увидел и вспомнил его.

Павлик — это мама. Павлик — это папа. У него тёплые ладошки и большие серые глаза. Он умеет всё на свете: читать вверх ногами книжки, строить башни, спасать принцесс и медведей. Он лепит шарики, змей и огурцы. А бегает так, что даже королева ёлки подпрыгивает на верхушке!

Ослик боится одного: только бы Павлик не вырос. Большой Красный Шар с белой снежинкой на боку рассказывал, что дети вырастают и забывают свои игрушки. Но не всегда. Мама Павлика не забыла Большой Красный Шар с белой снежинкой на боку.

Когда открывают коробку, все игрушки жмурятся от яркого света.

Все, кроме Ослика. Он смотрит вверх и, затаив дыхание, ищет Павлика.

Он готов скакать к нему, только немного запутался в серпантине.

КАРТОННЫЙ ДОМИК

Картонный Домик когда-то был Дворцом. Так, по крайней мере, ему казалось. Он любил рассказывать о том, что крыша у него была блестящая, лаковая, а окошки и крылечко нарисованы такими яркими красками, что каждый, кто брал его в руки, улыбался.

— Ко мне даже принцесса захаживала… — говорил он значительно.

Все стеклянные яблоки и груши, которые вешали вокруг него, Картонный Домик считал своим садом. Стоило рядом появиться ракете, Домик мнил себя Домиком Космонавта, а если мама окружала его снежинками, Домик становился Заснеженным Домиком.

Так когда-то он был домом Деда Мороза, Феи с пружинками-завитушками на голове и сестриц-матрёшек. А однажды Картонный Домик превратился в цирк! Да, да! Ведь рядом с ним оказались весёлые клоуны.

Каждый Новый год Картонный Домик волновался больше всех: какое его ожидает превращение? Он гордился собой и свысока поглядывал на другие игрушки, даже если висел внизу.

Что — шары, сосульки, фонарики? Куда ни повесит их мама, они так и останутся собой.

Они не умеют превращаться. Только кружатся и хвастают, в ком сияет больше блестящих искорок. В их стеклянных бочках отражаются огни бенгальских огней, гирлянд и люстры под потолком.

Ещё чего недоставало! Картонный Домик презрительно хмыкает.

Сколько таких вертушек он повидал! Сколько было слёз от трещин, а то и просто — осколков.

В картонных стенах Домика не отражается ничего, но зато он прочный. Его купили ещё маминой маме, когда она была маленькой. В те далёкие времена на ёлки ставили настоящие свечи! Как боялся их поначалу Картонный Домик! С такими соседями и праздник не праздник!

Они подмигивали ему жёлто-красными глазками и шипели:

— Не уйдёш-ш-шь!

— Колобок я, что ли? — храбро отвечал им Картонный Домик. — Никуда я не собираюсь уходить!

Но на самом деле внутри у него начинались сквозняки, и становилось зябко. Потом Домик увидел, что свечи трещат, шипят, но делаются всё меньше и меньше.

«Да они от злости сами себя съедают», — догадался он, перестал бояться свеч раз и навсегда и заодно решил быть Добрым Домиком.

Как-то его схватили разноцветные пальцы. Они были в черничном варенье, томатной подливке и шоколаде!!!

Мамина мама испугалась:

— Отдай, Таня!

И спасла Домик. Она потом долго отчищала пятна резинкой и шептала:

— Это моя любимая игрушка! Её надо беречь.

Домику было неприятно: резинка грозилась протереть дыру, но мамина мама говорила такие ласковые слова, что он терпел.

Так он понял, что он ещё и Любимый Домик.

Таня выросла и сама стала мамой. Как-то она повесила домик внизу, и его лизнул пёс Тишка. Картон стал бурым и мокрым. Домик тогда сильно перетрусил, он спросил:

— Ты съешь меня?!

— Нет, — сказал Тишка. — Ты невкусный.

Домик стал Невкусным Домиком и очень этим гордился. Он видел, как за новогодним столом люди едят всё вкусное, и радовался, что у него впереди ещё много праздников.

Однажды открыли балконную дверь, и Домик сорвался с ветки. Все над ним смеялись, а он понял, что он ещё и Летучий Домик! У него откуда ни возьмись вдруг выросли крылья! Подумать только: Домик дважды перевернулся, когда летел! И, если бы не мама, обязательно бы унёсся в Большой Мир за Балконом.

Наверное, эти невидимые крылья были всегда. И всегда будут…

«Моя жизнь полна счастливых превращений, — думал он, засыпая после Нового года. — Значит, я ещё и Счастливый Домик…»

СТЕКЛЯННАЯ СОСУЛЬКА

Стеклянная Сосулька знала, что очень похожа на настоящую. Она видела своих сестриц за окном и однажды, когда мама открыла форточку, даже разговаривала с ними.

— Вам не холодно? — спросила она вежливо.

Сосульки рассмеялись.

— Мы сами — холод! — ответили они звонко. — Мы изо льда!

— А что такое лёд? — удивилась Стеклянная Сосулька.

— Лёд — это вода! — ещё звонче рассмеялись сестрицы.

— Но вода же льётся! — крикнула им Сосулька, но в это время форточку закрыли, и что ответили за окном, осталось загадкой.

Сосульку перестали интересовать ёлочные дела. Она плохо кружилась, когда её звали танцевать, забывала искать своё отражение в рядом висящих шарах и даже позволяла (неслыханное дело!) садиться на себя пыли!

«Вода льётся… — думала Сосулька днём и ночью. — Льётся! Как она, такая прозрачная и текучая, вдруг может стать искристой и твёрдой?»

Рядом с ёлкой, на подоконнике, в горшках росли цветы, их часто поливали водой. Сосулька видела её близко-близко. Расспросить бы воду, но та сразу пряталась в землю. «Вода застенчивая, — решила Сосулька, — стеснительная».

А сосульки за окном были не стеснительные. Висели в ряд и блестели на солнце.

Стеклянная Сосулька решила, что, наверное, её сестрицы родились в земле. Что, если вода уходит под землю и превращается там в ледышки? Может быть, сосульки так же, как и цветы, растут в горшках? Она каждое утро проверяла, не появился ли из земли ледяной стебелёк.

Что ж, Сосулька была молода, её совсем недавно купили в магазине.

Устав ждать всходов, она решила обратиться к игрушкам постарше. Жаль, но Большой Красный Шар с белой снежинкой на боку спал. Он спал почти всё время — это был очень старый шар.

Сосулька наклонилась к Попугаю на прищепке:

— Будьте так добры, вы не подскажете, что такое лёд? — спросила она шёпотом.

— Посмотрите на эту Сосульку, она не знает, что такое лёд! — заверещал Попугай. — Умора! Я сейчас упаду с ветки!

Он так раскачивался от смеха, что действительно чуть не свалился. Но, главное, все стали смеяться вместе с ним.

— До чего дошли Сосульки! — хохотал Снеговик. — Не знают, что такое лёд. Это всё равно если бы я не знал, что такое снег!

— А мы не знали бы, что такое дождь! — зашелестели искристые блестящие нити Дождика.

— А я бы не знал, что такое кирпичи! — сердито сказал Картонный Домик.

— Как можно не знать, из чего ты сделан? — спросили они хором.

Сосулька посмотрела на них и удивилась. Снеговик был поролоновым, Дождик из фольги, а все кирпичи на Домике были нарисованы краской.

— Не стоит и разговаривать с ней! — громко закричал Попугай. — Как таких только на ёлку вешают?!

И все побоялись спорить. Даже стеклянные собаки и кошки! Когда Большой Красный Шар с белой снежинкой на боку спал, Попугай любил командовать и клеваться.

С тех пор Сосулька перестала кружиться. Её просто не звали танцевать. Игрушки заслонялись от неё ветками и, кстати, стали называть замарашкой. Потускнев, Сосулька с тоской смотрела на своих сестриц за окном и думала-думала-думала.

«Снеговик знает, что такое снег. Почему? Дождик, который вешают на ёлку последним, и тот знает, что такое дождь… И Домик хвалится кирпичами. Но почему?»

— Как запылилась эта сосулька! — сказала Мама и осторожно сняла её с ветки.

«Сосульку берут в путешествие… — зашептались игрушки. — Сосульку берут в путешествие!»

Из всех них по квартире путешествовал лишь Большой Красный Шар с белой снежинкой на боку, и когда он не спал, то любил вспоминать об этом. Он знал, что делается за дверями, сколько в квартире комнат, но говорил, что стремиться туда не стоит, потому что ёлок там нет.

Мама вымыла Сосульку, полюбовалась ею и почему-то повесила выше. Теперь Сосульке было видно не только крышу с сестрицами, но и весь большой двор. В нём, расставив руки, стояли великаны-деревья, улыбались окошками дома, в которых сияли разноцветные гирлянды, бегали самые настоящие, не стеклянные собаки и кошки. Вот только попугаев не было.

— Ну что там? Куда тебя носили? Что ты видела? — наперебой спрашивали Сосульку.

А она не отвечала, заворожённо рассматривая снег, летящий с неба. Какая красота — хороводы танцующих снежинок! Они падают и надевают на деревья перчатки, на дома — шапки, а землю укутывают мягким пуховым платком.

— Мама! Я пойду лепить снеговика! — сказал Павлик.

«Снеговика?» — повторила про себя Сосулька.

А попугай объявил всем, что она задавака:

— Всего пять минут на верхней ветке, а уже зазналась.

Но Сосулька никого не слышала. Она смотрела, как Павлик лепит Снеговика, и начинала понимать, что он лепит его из снега. Снежный снеговик за окном был похож на поролонового. «Это его братец!» — уважительно подумала Сосулька. Она разглядела, что дома сложены из кирпичей, очень похожих на те, что нарисованы на Картонном Домике.

«Какие огромные у него родственники!» — восхитилась она.

А ночью кто-то стал стучаться в оконные стёкла. В темноте было не разглядеть кто. «Может быть, мои сестрицы пришли в гости?» — заволновалась Стеклянная Сосулька и представила, как они прыгают на подоконнике и просятся в дом.

Но утром оказалось, что идёт дождь. Сосулька присмотрелась — нити настоящего дождя были такие же блестящие, как у ёлочного дождика. Снеговик прошептал грустно:

— Скоро зиме конец!

И в самом деле, снега за окном стало меньше. А ещё Сосулька заметила, что сестрицы её стали короче и тоньше. «Заболели!» — ахнула она и заплакала.

— Она плачет, как настоящая сосулька! — удивлённо сказал Картонный Домик.

— Смотрите, с неё капает вода! — зашелестел Дождик.

— Она растает! — ужаснулся Снеговик и сам побежал будить Большой Красный Шар с белой снежинкой на боку.

Попугай закричал:

— Чепуха! Стекляшки не тают! — Но его уже никто не слушал. Все видели, как с Сосульки стекают прозрачные капли!

— Она настоящая?! — спросили игрушки шёпотом.

— Конечно, настоящая! — подтвердил Красный Шар с белой снежинкой на боку. — Тот, кто переживает о других, всегда настоящий!

Он сразу понял, о ком плачет Сосулька, и догадался, откуда взялась вода.

Что ж, она, бывает, затекает в игрушки. Красный Шар не раз купался за свою долгую жизнь. Он заботливо осмотрел Сосульку и нашёл в ней трещину.

«Не уберегли маленькую!» — вздохнул он, опустился на ветку рядом и долго-долго тихонько рассказывал, откуда берётся лёд и как сосульки за окном превращаются в звенящие ручейки, а потом становятся травой и цветами.

ЗАУЧИВАНИЕ

С. Маршак "Елка", "Декабрь"

 З. Александровой "Дед Мороз"

Е. Ильина 'Наша елка"

Я. Аким "Елка наряжается"

К. Чуковский "Елка"

Е. Трутнева "Елка"

Е. Серова "Новогоднее'


КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ "КАК МЫ ВСТРЕЧАЕМ НОВЫЙ ГОД ДОМА"

Задача: развивать связную монологическую речь.

Цели:

обогащение словаря по теме «Зима»;

- побеседовать о том, какой праздник скоро будет, что он обозначает;

- рассказать, какими игрушками украшают новогоднюю ёлку;

- практическое употребление существительных множественного числа в творительном падеже;

- подбор родственных слов к слову «снег».

Предварительная работа: составление рассказа на тему: «Как слепить снеговика»

Ход занятия

1 Орг.момент

2.Беседа о празднике

-Какое сейчас время года?

-Почему так решили?

(на улице холодно, идёт снег)

-А если снега нет? (всё равно зима, только тёплая)

-К какому празднику мы готовимся?

-Что это за праздник? (этот год переходит в другой, меняется)

-Старый год заканчивается, уходит, а новый………….начинается, приходит.

-В новом году вы тоже вырастите, вам станет на год больше!

-Почему вы ждёте Новый год?

(получим подарки от Деда Мороза, весело будет)

-Как вы дома готовитесь к Новому году? (ёлку ставим, наряжаем)

-Почему люди ставят ёлку? (чтобы Дед Мороз пришёл и под ёлку подарки положил)

3.Рассматривание картины

-Будем рассматривать картину, на которой показано как люди готовятся к Новому году.

-Какое время года нарисовано?(зима, везде лежит снег)

-Кто нарисован? (папа и дочка)

-Что они делают? (несут ёлку)

-Где они её взяли? (купили в магазине)

(Обратить внимание детей на дом, мимо которого идут папа с дочкой, и на ёлку в витрине.)

-Что это за дом? (это магазин)

-Что продаётся? (ёлки, новогодние украшения, подарки))

-Какую ёлку купили? (маленькую, живую, красивую, пушистую, зелёную)

-Зачем купили? (принесут домой, закрепят, украсят)

-Чем? (шариками, гирляндами, звёздочками, бусами)

-Кого ещё видите?

- Что он делает мальчик, который ближе к нам? (несёт лыжи в руках)

-Куда он идёт? (на горку, чтобы покататься на лыжах)

-Что он делает другой мальчик? (лепит снеговика)

-Как он его слепил?

- Сначала он скатал большой ком снега, потом – средний, а потом – маленький. Поставил их друг на друга. Вместо глаз воткнул два уголька, вместо носа – морковку, а на голову надел старое ведро.

- Какой получился снеговик? (большой и красивый)

-Если мальчик слепил снеговика, то какой снег лежит на улице? (мокрый , липкий)

-Посмотрите, кто там сидит на крыше дома? (снегирь)

- Он прилетел с севера, чтобы его покормили.

(Обратить внимание детей на кормушки)

- Понравилась вам эта картина? Чем?

4.Рассказывание по картине с помощью наводящих вопросов

-Вначале вы должны сказать, какое время года наступило?

(Наступила зима)

-Почему так решили?

- Расскажите о папе с дочкой. ( Папа с дочкой в выходной день пошли в магазин и купили маленькую, пушистую ёлку)

-Куда понесли?

(Они понесли её домой)

-Что сделают?

-Теперь расскажите, кого ещё видите.

-Чем мы закончим рассказ?

-Мы тоже готовимся к празднику. Мы тоже будем украшать ёлку.

5.Самостоятельное рассказывание детьми

6. Подбор родственных слов к слову «снег»: снежок, снежинка, снежная, снеговик, снегопад, снегирь, Снегурочка.

7.Итог

Примерный рассказ:

  Наступила зима. Выпал белый пушистый снег. Снег лежит на земле, на крышах домов, на кустах и деревьях. Погода стоит тихая, безветренная.

  Папа с дочкой пошли в магазин и купили живую, красивую, пушистую, маленькую ёлочку. Они понесли её домой. Дома украсят ёлку шарами, бусами, гирляндами, фонариками и звёздочкой наверху.

Мальчик купил в магазине лыжи и пошёл на горку кататься. А другой мальчик слепил снеговика. Сначала он скатал большой ком снега, потом – средний, а потом – маленький. Поставил их друг на друга. Вместо глаз воткнул два уголька, вместо носа – морковку, а на голову надел старое ведро.

Снеговик получился большой и красивый. На крышу дома сел снегирь. Он прилетел к нам с севера, будет питаться ягодами рябины.

Я тоже хочу такой Новый год!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"

Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.

Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты.  Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".

Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное  настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...

Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.

Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...