Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Чудесная сила камня» в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Короткова Елена Михайловна

Познакомить детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» Староюрьевского района Тамбовской области.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности

                         «Чудесная сила  камня»

                               в старшей группе.

Автор : Короткова Елена Михайловна, воспитатель.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.

Задачи:

1. Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть).

2. Развивать исследовательские навыки: (выделять существенные признаки и связи, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы).

3. Развивать любознательность, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, воображение, логическое мышление, речь.

4. Воспитывать элементарные общепринятые нормы и правила взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности.

Словарная работа.

Гладкий - шершавый, шероховатый, мягкий - твёрдый, холодный – теплый, тяжёлый – легкий.

Оборудование:  мультимедийный проектор,  набор схем-рисунков, шапка магистра, наборы камней, кусочки дерева, гвозди, молоток, кусочки пластилина, стаканы с водой, ложки, подносы и салфетки на каждого ребёнка, алгоритмы исследований.

Предварительная работа.

Беседа с детьми о горах, рассматривание презентации «Горы»; чтение сказок "Серебряное копытце"; Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами»; заучивание физминутки "Гора", рассматривание детской энциклопедии «Хочу все знать».

1. Организационный момент: «Приветствие».

2 . Сюрпризный момент "Письмо".

Вос-ль: Ребята, посмотрите, что я нашла под камнем, письмо, но только от кого оно не написано. На конверте есть загадка, давайте угадаем её, может, тогда узнаем, от кого оно.

Его в горах полным -  полно

Он часто падает на дно

Ущелья со скалы крутой.

Он твердый, маленький, большой.

По форме разный он бывает.

Его с дороги убирают. (камень).

Вос-ль: Загадка про камень. Интересно, от кого же это письмо? Как вы думаете? (от гномов). Прочесть письмо? (да).

Чтение письма «Здравствуйте дорогие дети! За глубокими морями, за тёмными лесами стоит одинокая гора. В этой горе в пещерах живем мы, гномы. День и ночь стучат наши молотки, мы добываем разные камни. А царствует над нами злая, жадная  Горная  королева. Узнали мы, что вы очень любознательные, наблюдательные, любуетесь красотой природы, исследуете её. Чтобы избавиться от злых чар Горной  королевы  мы должны узнать все о камнях. Помогите нам. Гномы».

Вос - ль: Ребята, поможем Гномам? Чтобы узнать все о камнях нам нужно в лабораторию, где проведем с ними опыты. И в этом нам помогут наши верные помощники. Назовите их.

Дети: Глаза, чтобы смотреть. Пальчики, чтобы трогать, щупать. Уши, чтобы слушать. Нос, чтобы нюхать.

Вос-ль: А рот, как нам будет помогать? (в рот ничего брать нельзя).

3. Правила поведения в лабораториях.

Для работы в лаборатории необходимо знать некоторые правила поведения. Какие?

Дети: вести себя тихо, никому не мешать, быть аккуратными и внимательными, ничего не брать в рот, не размахивать и ничего не бросать. А вот и наша лаборатория.

4. Исследовательская деятельность

Лаборатория №1:

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Внимательно осмотрите глазами все камни.

Какого цвета у вас камни? (Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни: серый, коричневый, белый, зеленый, желтый и т.д.)

Какой формы камни? Ребята, как вы думаете, а меняет ли камень форму?

Какими способами можно это доказать? (сжать, ударить молотком).

Давайте проверим. Возьмите в одну руку камешек, в другую пластилин. Сожмите обе ладошки.

Что произошло с пластилином, он изменил свою форму?

А камень? Почему? (камень тверже пластилина).

Значит, какой можно сделать вывод?

Вывод: камни отличаются друг от друга по цвету и форме. (Воспитатель прикрепляет схему – рисунок на доску.)

Игра "Хорошо-плохо" (дети называют положительные и отрицательные характеристики камней).

Ребята, камень — это хорошо. Почему? Из него можно строить дома, дороги. Можно с камешками играть, делать мозаику, картины; есть лечебные камни; камни-обереги, талисманы; из камней делают украшения.

Камень-это плохо. Почему?  Камнем можно разбить стекло, нос, проколоть колесо, наколоть ногу в воде, если упасть на камень, можно разбить  голову, пораниться.

Опыт № 2. Определение размера.

Воспитатель: Рассмотрите камни, лежащие перед вами, и скажите: "Все камни одинакового размера?” (нет). Найдите и покажите мне самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?

Вывод: камни бывают разных размеров.

Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики

Пальчиковая гимнастика «Веселые камешки»:

Посмотрите, вот какие – эти камешки большие,

А шершавые какие! В руки камешки возьмем

и в руках мы их сожмем!

Тук да тук, тук да тук! Вот какой веселый звук!

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек.

Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (дети делятся открытиями). Покажите самый гладкий камень и самый неровный, шершавый. Имеет ли камень запах?

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым, ничем не пахнут.

Лаборатория №2:

Опыт № 4. Определение веса.

Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают. Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень. Возьмите в правую руку самый тяжелый камень, а в левую руку самый легкий.

Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

Дыхательная гимнастика

«Легкое перышко – тяжелый камень»

Дети кладут на ладони пёрышко и камешек, (дети размышляют что легче, что тяжелее) дуют на них.

Отвечают на вопросы: Что произошло? - Пёрышко слетело, камешек остался на месте. Почему? - Пёрышко лёгкое, камень тяжёлый.

Ребята, как вы думаете, про какого человека говорят «У него каменное сердце»?

Дети: про злого, жестокого, безжалостного; человека, лишенного чувства сострадания.

Ребята, а теперь давайте самим превратимся в камешки.

5. Физ. минутка: “Гора”

На горе стоит лесок (круговые движения руками)

Он не низок , не высок (сесть, встать, руки вверх)

Удивительная птица подает нам голосок (глаза и руки вверх, потянуться)

По тропинке два туриста шли домой издалека (ходьба на месте)

Говорят : «Такого свиста , мы не слышали пока» (плечи поднять).

Опыт 5. «Тонет - не тонет»

Вос-ль: Ребята, как проверить, тонет камень или нет? (ответы детей) Верно, надо бросить его в таз с водой. Почему камень утонул?

Дети: Камень тяжёлый.

Педагог предлагает бросить в таз с водой пёрышко. Дети выполняют и приходят к заключению, что пёрышко не утонуло, так как оно лёгкое.

Вывод: Камень тонет потому что он тяжелый

Опыт 6. «Сухой - мокрый»

Вос-ль: Достаньте из воды камешек. Какой он сейчас? (мокрый).

Предлагает сравнить его с сухим камешком по цвету.

Вывод: что камни в воде меняют цвет: становятся темнее.

Лаборатория №3

6. Ходьба по камешкам

Переход к другой лаборатории по камушкам для профилактики плоскостопия.

Друг за другом мы идем, и по камешкам пройдем,

Камешки волшебные, свойства их целебные,

Всем здоровье укрепляют, организму помогают!

Опыт 7. «Звук»

Игра – экспериментирование: «Создаем музыкальные инструменты".

Воспитатель: Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки? Постучите ими друг о друга. Что вы слышите? Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос.

Вывод: когда камни соприкасаясь друг с другом издают звук.

Хотите поиграть с камешками. Насыпьте в пластмассовую коробочку немного мелких камушков, закройте и погремите. «На какую музыкальную игрушку это похоже? (на погремушку). Молодцы, ребята!

В конце каждого опыта выставляется на доске алгоритм «Свойства камней»

«Ребята, как вы думаете, нужны ли камни?» (Ответы детей.)

«Что из них можно делать?» (Ответы детей: строить дорожки, загородки, горки, заборчики, дома.) Выставляет картинки с изображением каменных домов с дорожками, заборчиками, цветниками, дети их рассматривают.

7. Общий вывод у доски «Свойства камней»

Вос-ль: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать настоящим ученым и надев шапку магистра и сделать важный вывод о свойствах камней? (один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах).

Мы с вами отправим гномам письмо с нашими схемами и теперь они будут знать все, о камнях которые они добывают.

Вот мы и помогли, Гномам избавится от злых чар Горного короля, рассказав о свойствах камешек. Гномы нас благодарят.

8. Рефлексия:

Ребята, что нового вы сегодня узнали?

Что больше всего вас удивило?

А что вам особенно запомнилось?

Сегодня мы с вами узнали о камнях много удивительного.

А также помогли гномам избавиться от чар Горной  королевы.  Спасибо вам.

Вос-ль: Сегодня в «Лаборатории» мы действительно узнали много интересного и удивительного о камнях».

Ребята посмотрите перед нами стоит «Дерево успеха»

Если вам все понравилось, и вы справились со всеми заданиями, то повесьте на дерево красные сердечки.

Если у вас что-то не получилось и что- то вам не понравилось повесьте на дерево зеленые сердечки.

Если вам все не понравилось, то желтые сердечки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Лимон и его свойства».

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Основная особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практическ...

Занятие по экспериментально-исследовательской деятельности (КИД) в старшей группе на тему свойства предметов

МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 22"Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности (КИД) на тему: Свойства предметов (пластмасс, резина, стекло, дерево и метал...

Конспект образовательной опытно-экспериментальной деятельности "Волшебный магнит" в старшей группе

Цель: способствовать расширению и систематизации знанию детей о магните и некоторых его свойствах....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Чудесная сила камня» в старшей группе

Цель:  Познакомить с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Воздух - невидимка" в старшей группе

-Доброе утро, мои дорогие! Ребята, мне сегодня по дороге в детский сад очень захотелось стать ученым. А вы знаете, кто такие ученые?Дети отвечают.- Правильно, ученые – это люди, которые что-то и...