Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Земля наш общий дом"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мазгалина Елена Валерьевна

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Земля наш общий дом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным миром в старшей группе «Земля наш общий дом»

Цели:

- расширять представление о том, что Земля - общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком;

- формировать стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей;

- закреплять понятие, что мы – люди - являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и то же: вода, солнце, воздух;

- воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающему миру, родной природы.

Материалы и оборудование: мяч, символические изображения ( человек, животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, солнце, воздух, вода), карта мира, глобус.

Словарная работа: глобус, планета Земля, суша, живая и неживая природа,

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему природы, дидактические игры, загадывание загадок, заучивание пословиц, чтение художественной литературы о природе.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в мир природы. Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей)

- Это животные, птицы, рыбы, насекомые, растения.

Воспитатель. Этот мир такой разнообразный и неповторимый. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Живая и неживая природа».

П/И «Живая и неживая природа»

Дети встают в круг и по очереди передают мяч друг другу, называя при этом предметы живой природы (птицы, растения, животные, рыбы и т.п) и неживой природы ( солнце, земля ,песок, камни, звезды и т.д) .

Воспитатель. У каждого человека есть свой дом, и у каждого животного есть свой дом. У насекомых. цветов и деревьев есть дом. А как можно назвать наш общий дом? (на доске появляется карта мира). (Ответы детей)

Воспитатель. Наш общий дом – это планета Земля, которая вращается вокруг солнца. Что это такое? (детям показываю глобус). (Ответы детей)

Воспитатель. Глобус- это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем многое узнать о нашей планете: например, какой формы Земля?

Дети. Она круглая, похожа на шар.

Воспитатель. Каким цветом обозначена на глобусе суша? (Ответы детей)

- Коричневым, светло-коричневым, желтым, зеленым.

Воспитатель. Ребята, посмотрите внимательно на глобус. Много ли на нашей планете воды? (Ответы детей)

- Воды больше, чем суши.

Воспитатель. Каким цветом она обозначена на глобусе? (Ответы детей)

- Вода обозначена синим, голубым, белым цветами.

Воспитатель. Наша планета самая красивая из всех планет. А какие еще планеты вы знаете?

- Венера, Марс, Юпитер, Меркурий и т.д.

Воспитатель. На этих планетах нет жизни, потому что нет воздуха и воды. Земля – наш общий чудесный дом для всех людей, зверей и птиц. Послушайте, какие красивые стихи написал поэт Иван Дайнеко:

Есть на Земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром.

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живут в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги ни вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

- Природа имеет важное значение в жизни каждого человека. Ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то , без чего жизнь невозможна. А что именно- вам расскажут загадки:

Не огонь, а больно жжет.

Не пекарь, а печет.

(Солнце)

Воспитатель. Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему? (Ответы детей). Слушайте следующую загадку.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него прожить не можем.

(Воздух)

Воспитатель. А без воздуха можем мы прожить?

Дети. Нет.

Воспитатель. А почему?

Дети. Воздух нужен для дыхания, человек может прожить несколько дней без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут.

Воспитатель вывешивает на доску белый лист бумаги.

Воспитатель. Ребята, а почему на картинке ничего не изображено?

Дети. Потому что воздух невидимый.

Воспитатель. Воздушная оболочка Земли – как одеяло. Оно защищает Землю от сильного нагрева и остывания.

Следующая загадка:

Меня пьют, меня льют,

Всем я нужна, кто такая я?

(Вода)

Воспитатель. Правильно, вода, для всех сегодня такая обычная и привычная. Сможем мы прожить без воды? Почему? (Ответы детей)

Воспитатель. Без воды невозможно существование всего живого:

Повсюду где бежит вода

Цветет земля, цветет страна...

- Вот что дает природа всему живому для жизни: воздух, солнце, воду. Сегодня ярко светит солнце, журчат ручьи и вокруг свежий воздух. Предлагаю отдохнуть и поиграть.

Физминутка «Земля – наш общий дом»

Вот Земля – наш общий дом (круговые движения руками).

Много есть соседей в нём (круговые движения руками).

И пушистые котята (виляют воображаемым хвостиком и произносят «мяу»).

И весёлые козлята (топают ногами и показываю рожки).

Травка (приседают).

Птички (встают и машут руками).

И цветы (приседают).

И, конечно, я и ты. (берутся за руки и раскачивают ими).

В этом славном доме нужно (продолжают раскачивать руками).

Жить нам вместе очень дружно (продолжают раскачивать руками).

Никого не обижать (хлопают в ладоши).

Всех на свете уважать! (хлопают в ладоши).

Воспитатель. Молодцы! Отдохнули, теперь можем заниматься дальше. Как вы думаете, сможет ли человек жить один на Земле, без животных,птиц насекомых, растений, деревьев? - Конечно нет, Человек живет в природе, от природы зависит его жизнь. А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?

Дети. Зависит, потому что люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки.

Воспитатель. А всегда ли человек помогает природе? Может ли он губить природу? Как?

Дети. Человек загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных, птиц, рыбу, загрязняет воздух (показ иллюстраций).

Воспитатель. Человек на Земле – самое умное и сильное существо и все свои знания и умения должен направить на охрану и защиту природы на нашей планете.

Смотрю на глобус - шар земной,

И вдруг вздохнул он как живой,

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

Давайте ребята, вспомним правила поведения в природе.

А для этого давайте поиграем.

Я буду называть вам свои действия, а вы скажите, правильные ли они.

Если поступки будут хорошими, хлопайте в ладоши, а если плохими  - то нет!

Игра «Если я приду в лесок»

Если я приду в лесок

И сорву цветочек? (нет)

Если съем конфетку

И выброшу бумажку? (нет)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю я? (да)

Если разведу костер

А тушить не буду (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду я. (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю я? (да)

Я люблю свою природу, Я ей помогаю! (да)

А теперь предлагаю вам нарисовать нашу замечательную планеты Земля.

Пальчиковая гимнастика

В тёмном небе звёзды светят.

Сжимают, разжимают кулачки.

Космонавт летит в ракете.

Ладони соединены под острым углом.

День летит и ночь летит

И на Землю вниз глядит.

Указательным и большим пальцем делают

«очки» возле глаз.

Видит сверху он поля,

Загибают по одному пальцу.

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной - наш дом родной.

Ладонями изображают шар.

- Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым. Друг природы - это человек, который любит, бережет и охраняет ее. Как вы думаете, вы будете настоящими друзьями природы? Что для этого будете делать? (Ответы детей). Что вам запомнилось больше всего из сегодняшнего занятия? (Ответы детей). Как вы поступите, если увидите, что ваши соседи или друзья рвут цветы на клумбе, бросают мусор, ломают ветки? (Ответы детей). Молодцы ребята! Я поздравляю вас с медалью и надеюсь, что она будет не последняя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "У природы нет плохой погоды"

Учить видеть и понимать изменение, которые происходят в природе в разные времена года; рассказывать о своем эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием природных явлений....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема: «Золотая рыбка»

Цель занятия: формирование знаний детей о морских обитателях, умения соотносить знакомые предметы на земле с названием морских обитателей по словесному указанию....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе, на тему "Театр"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости в осенний лес"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости в осенний лес"...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Наша армия"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Наша армия" подготовлен к празднику 23 февраля....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Мой город"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Мой город, моя страна, моя планета"...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Дары природы".

Какие дары природы принесла нам осень? Давайте узнаем!...