ООД по экологии «Поговорим о заповедниках»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Нестеренко Наталья Васильевна

 

Цель:

- Закреплять представления детей о том, почему и как люди берегут редких животных и растения;

- Развивать у детей познавательный интерес, экологическое мышление;

- Систематизировать знания детей о заповедниках Краснодарского края.

- Воспитывать бережное отношение к природе, желание принять посильное участие в ее охране и защите.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_po_ekologii.docx33.19 КБ

Предварительный просмотр:

 ООД по экологии «Поговорим о заповедниках»

Цель:

- Закреплять представления детей о том, почему и как люди берегут редких животных и растения;

- Развивать у детей познавательный интерес, экологическое мышление;

- Систематизировать знания детей о заповедниках Краснодарского края.

- Воспитывать бережное отношение к природе, желание принять посильное участие в ее охране и защите.

Материалы и оборудование: Красная книга, произведения М. Пришвина, картинки к игре «Можно – нельзя», презентация о  Богдинско- баскунчакском заповеднике.

Предполагаемый результат: У детей появилось желание принимать участие в охране и защите природы.

Ход занятия:

Если денег накопить,

Можно многое купить-

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

Природа дает человеку, то без чего он не может прожить. Ребята, как вы думаете, без чего человек не может прожить?

Дети: (солнце, воздух, вода)

- Правильно, солнце, воздух и вода очень важны для жизни человека. А еще природа украшает нашу жизнь, она доставляет нам много радости. С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса. С каким наслаждением мы любуемся раздольем полей, гладью рек, величественными громадами гор. Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества не раз с лица земли исчезали многие виды живых существ. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки.Люди стали создавать заповедники и национальные парки. А что это такое? (дети отвечают).

- Заповедники - это охраняемая территория, где живут звери на свободе, охота на них строго запрещена, там нельзя рвать цветы, ломать кустарники.

Заповедник... В этом слове большой смысл. Оно словно вводит нас в какую-то сказочную обстановку, где природа под пристальным взглядом человека проделывает свое развитие. Здесь природа находится под бережным вниманием человека. Только тут до конца можно понять, как прекрасна и богата она. И только тут полностью осознаешь, что мы, люди, можем потерять, если не будем охранять, беречь природу.

Мы бьем природу все больней,

Она же все молчит,

От миллиардов пуль на ней

Не плачет, не кричит

Мы бьем крестясь и не крестясь,

Но грянет судный час,

Она ударит всего раз -

И всех повалит нас. (В. Свиридов)

Стук в дверь. Входит Старец

-Здравствуйте, ребята! Я слышал, вы тут разговариваете про заповедники. Я хочу вам рассказать про наш заповедник , Богдинско-баскунчакский. Богдинско-Баскунчакский заповедник относится к особо охраняемым территориям федерального значения.

Главной природной достопримечательностью заповедника по праву считается краснобокая гора Большое Богдо. (Слайд 1). Калмыки почтительно называют ее Богдо-Ола, что значит «Святая гора». Давным- давно равнина, на которой находится она, была  дном древнего океана. И лишь гора Большое Богдо  за солёным озером, оставалась тогда островом. Примечательна гора не только своими пещерами, гротами, балками и обилием легенд.(Слайд 2) .

Одна из легенд  гласит, что некогда Большое Богдо стоял на берегах реки Урал. Однако двое святых братьев калмыков решили перенести ее на берега полноводной Волги. Взвалив на плечи камень, отправились в путь. Они понимали, что их ждет долгое путешествие сквозь бесконечные знойные степи.

И все бы шло хорошо, пока один брат не увидел прекрасную казашку. Несмотря на долгие дни поста и молитв, греховные мысли закрались ему в голову. И гора упала на него. Разумеется, калмык умер, а Большое Богдо, так и не «дойдя» до Волги, осталась стоять на этом самом месте. Один край горы окрасился кровью погибшего калмыка. С тех пор он действительно имеет красный оттенок.

Далай-Лама долго горевал на месте гибели своих учеников, слезы его собрались в большое озеро. Но влага высохла, соль  осталась. А люди стали назвали это место озером Баскунчак.

Ее уникальность в так называемых «Поющих скалах».(Слайд 3).  Когда дует ветер, от скал исходят разные звуки — от гулких, напоминающих утробное бормотание, до пронзительного воя. На горе есть скалы, имеющие необычный красный цвет.

На склонах горы Большое Богдо живёт пискливый геккончик – крошечная ящерка песочного цвета. (Слайд 4). Размер её туловища не больше голубиного яйца и почти такой же длины хвост, который в случае опасности легко отбрасывается.  Днём геккончик прячется в норке, а ночью выбирается наружу и, забравшись повыше на гору, начинает петь. Ночная степь наполнятся то писком, то загадочными звуками: «То-кей, ту-кей, ки-кей» напоминающее кваканье.

 А видели ли вы когда-нибудь в степи летом снег? Если приблизиться к солёному озеру, то покажется, что такое возможно.(Слайд 5).  Белоснежные берега озера Баскунчак состоят из чистейшей поваренной соли, которые сверкают кристаллами на солнце! Озеро это мёртвое. В нём нет ни рыбы, ни водорослей, а птицы и насекомые погибают от нескольких глотков солёной воды. Хотя вода и воздух у озера целебны, как и залежи глины на побережье  Баскунчак.

Одно из самых запоминающихся  природных явлений — розовая или малиновая окраска вод Горькой Речки. Необычная и очень эффектная окраска воды образуется благодаря   водорослям в период летнего испарения влаги.(Слайд 6).

- Ребята, а что же нельзя делать в заповеднике? Давайте покажем:

Физминутка

Здесь не нужно всех ловить. (взяться за руки)

Топать, хлопать, палкой бить. (имитационные движения)

Здесь дружок, ты только гость. (наклон вперед)

Здесь хозяин – дуб и лось. (руки на пояс, ладони подставить к голове – в виде рог лося)

Их покой побереги, (указательный палец поднести ко рту)

Ведь они нам – не враги! (взяться за руки)

В заповеднике можно встретить  редкие виды растений, птиц и животных, которые занесены в Красную книгу Астраханской области.

- Ребята, а что такое «Красная книга»?

Дети: В Красную книгу занесены растения и животные, которых на земле почти не осталось. Обложка у нее Красного цвета, а Красный цвет – сигнал опасности, тревоги. Он как бы призывает, всех людей: растения и животные в беде, помогите им.

- Правильно, ребята. “Красная книга” – это сигнал, предупреждающий о том, что животные и растения того или иного вида находятся в опасности, что их надо особенно бережно охранять и что их добыча любыми способами запрещается.

Ребята, мы с вами тоже должны беречь природу, сохранять ее красоту. Для этого надо беречь птиц, не убивать их. Не ломать деревья, кустарники. Не обижать животных.

Когда вы бываете на прогулке в парке, не рвите цветы целыми охапками. Эта красота природы быстро завянет, погибнет. Скоро зацветут одуванчики, ландыши, пионы - берегите их. Надо стараться, чтобы природа осталась такой же и нашим потомкам - людям, которые будут жить после нас.

Дидактическая игра «Можно – нельзя» (детям предлагается выбрать соответствующие картинки)

Игра  «Как вести себя в лесу»

В лесу на машине будешь кататься? (НЕТ)

Музыку слушать и громко смеяться? (НЕТ)

А можно с друзьями в лесу пообедать? (ДА)

Из дома еду так приятно отведать

Пакеты, коробки и мусор другой

 оставишь в лесу? (НЕТ)

Заберёшь всё с собой? (ДА)

Букет цветов огромный нарвёшь? (НЕТ)

Зверюшку лесную домой заберёшь? (НЕТ)

С корнями грибы будешь ты вырывать ? (НЕТ)

Взрослый ножом их должен срезать ?(ДА)

Если костёр был разожжён,

Его ты оставишь, пусть горит он? (НЕТ)

Лес для животных и птиц- это их дом? (ДА)

 А ЛЮДИ В НЁМ ГОСТИ-  ПОМНИ О ТОМ!

- Ребята, хочу закончить нашу встречу словами замечательного писателя и большого любителя русской природы М. Пришвина: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В горах, в лесах разные ценные животные - будем охранять леса и горы. Рыбе нужна вода, птице - воздух, зверю - лес, горы, а человеку нужна родина и охранять природу - значит охранять Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в старшей группе: Что такое заповедник

познакомить детей с заповедниками нашей страны; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охр...

Проект совместной деятельности детского сада и заповедника «Путоранский» Региональный компонент в программу «Юный эколог» (вариативная часть программы) "От общения к познанию"

 В период дошкольного детства в процессе целенаправленного воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам...

презентация занятия по экологии "Знакомьтесь, Воронежский заповедник".

Эта презентация расчитана на то, чтобы дети ближе познакомились с животными и растениями, которые находятся в заповеднике нашего края, а так же бережному отношению живой природы....

Занятие по экологии в старшей группе "Что такое заповедник?"

Знакомство детей с заповедниками Забайкальского края (Сохондинский заповедник )....

Занятие по экологии для детей 6-7 лет «Животный мир заповедника»

Данный конспект предназначен для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с заповедниками родного края -Ленинградской области  Занятие расширит и углубит знания детей об особо охраняемых ...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Поговорим о профессии эколог» «Профессия Эколог»

Создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в мир профессий. Знакомство с профессией эколога»....