Конструкт совместной непосредственной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности с детьми с ЗПР «Мыльные секреты»
план-конспект занятия по окружающему миру

Изикеева Анастасия Александровна

конструкт занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_zanyatiya_mylnye_sekrety.docx30.54 КБ

Предварительный просмотр:

Изикеева Анастасия Александровна, воспитатель ВКК

МБДОУ «Приданниковский детский сад № 5»

МО Красноуфимский округ

Конструкт  совместной непосредственной образовательной деятельности

в группе компенсирующей направленности с детьми с ЗПР

«Мыльные секреты»

Возрастная группа:  старшая группа (дети шестого года жизни)

Форма совместной деятельности: познавательно – исследовательская деятельность

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)

Цель: развитие познавательного интереса детей к исследовательской деятельности

Задачи:

Обучающие:

  1.  Продолжать знакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, специальное); закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни;
  2. Создавать условия, способствующие развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через исследовательскую деятельность.

Развивающие:

  1. Пополнять словарный запас  детей, формировать связную речь, делать выводы, обобщать.
  2. Развивать сенсорные навыки, зрительное восприятие, внимание, память;
  3. развивать исследовательские умения детей.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать самостоятельность, любознательность, желание доводить начатое дело до конца. 
  2. Воспитывать культурно – гигиенические навыки, умение взаимодействовать с другими детьми, воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.

Средства:

Оборудование: мыло различных видов (жидкое и туалетное, хозяйственное, фигурное);

Мультимедийные цифровые образовательные ресурсы: ноутбук, проектор, запись на USB-носителе «Если дети утром умываются».

Раздаточный материал: тарелочки, пластиковые стаканчики, трубочки; салфетки; средство для мытья посуды; глицерин, мыльные пузыри, фартуки и нарукавники для работы.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Этапы, последовательность совместной деятельности.

Цель

Организация совместной деятельности

Деятельность педагога

(методы, приемы)

Деятельность воспитанников, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

I.  Мотивация к деятельности детей (введение в игровую ситуацию)

Цель.

Психологический настрой на деятельность, создание атмосферы заинтересованности.

- Ребята, доброе утро! Сегодня прекрасная погода, которая подарит нам хороший день.

 Давайте, ребята, поприветствуем друг друга.

Доброе утро!

Улыбнись скорее.

И  весь день сегодня будет веселее!

Все мы дружные ребята,

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем,

А друг с другом мы играем.

Никого в беде не бросим,

Не заберём, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

- А сейчас, ребята, улыбнитесь и подарите свои улыбки друг другу.

- Сегодня я предлагаю вам отправиться в секретную лабораторию. А что такое ЛАБОРАТОРИЯ? Лаборатория - это помещение для проведения различных опытов, наблюдений и исследований. А что нужно сделать, перед тем как отправиться в лабораторию?

Ну, что ребята, вы готовы?

Организует размещение детей в группе, эмоционально включает действие

Выполняет движения в соответствии со словами.

Беседует с детьми

Задает вопросы

Дети подходят к воспитателю на ковер, встают в круг

 

 .

Дети с интересом слушают воспитателя, высказывают свои предположения.

Отвечают на его вопросы

 

Надеть защитную форму.

Умеют управлять своим поведением. Проявляет готовность к действию, принимает живое заинтересованное участие, откликается на эмоции близких людей

Умеют слушать, отвечать на вопросы; проявляют любознательность. Пытаются самостоятельно предложить решение проблемы

II. Поиск, решение задачи, проблемы

Цель.

Опора на опыт детей, необходимый для «открытия нового знания», освоения нового способа, умения, выработка навыка

Воспитатель с детьми входит в музыкальный зал под песню «Если дети утром умываются» и садятся на стульчики.

 (зал украшен «под лабораторию»)

- Вот мы и очутились в секретной лаборатории. Как здесь необычно.

- Ну что же ребята, вы готовы познавать новое и интересное?

Слайд 1. Название занятия.

- Ребята, для того, чтобы узнать с каким материалом мы будем проводить опыты, отгадайте мою загадку:

Похоже на пряники разного цвета,

Собрало в себе запах трав всего света.

Ребята охотно им моют ладошки,

Не любят его лишь собаки и кошки.

 Слайд 2. Картинка и загадка МЫЛО.

- Молодцы, ребята, угадали, это мыло. Сегодня мы поговорим о нем, потрогаем его, почувствуем его запах и даже сделаем мыльные пузыри из него.

- Мы с вами будем проводить опыты с мылом, и, возможно, даже совершим открытие! Прежде чем начать эксперимент, я вас сейчас ознакомлю с правилами поведения в лаборатории:

Слайд 3. Правила поведения в лаборатории.

1. Соблюдай тишину в лаборатории.

2. Не толкай соседа во время работы.

3. Убери за собой рабочее место.

4. Не пробуй ничего на вкус.

 

 

Читает загадку

Знакомит с правилами поведения в лаборатории

Слушают воспитателя с интересом рассматривают оборудование

 

Слушают внимательно загадку, отгадывают

Внимательно слушают правила

Умеют слушать, отвечать на вопросы; проявляют любознательность

III. Планирование деятельности.

Совместное обсуждение решения задачи, проблемы

Цель.

Совместное определение конкретных действий

- А теперь давайте пройдём к первому столу. На первом столе разложены на тарелочках куски твердого мыла по количеству детей. Дети трогают мыло, нюхают его, передают друг другу.

 Ребята, вы можете внимательно рассмотреть мыло.

- Какое мыло бывает по форме? (квадратное, круглое, овальное прямоугольное и т.д.)

- Какое мыло бывает по цвету? (разных цветов)

- Какое мыло бывает по запаху? (ароматное, душистое)

- Ребята, как вы думаете, а для чего мыло нужно человеку?

- Посмотрите, в тарелочке остались 2 кусочка мыла, кто знает, как оно называется? Посмотрите на него. Какого оно цвета? А для чего оно нужно?

Молодцы, ребята! А давайте проведем наш первый опыт. В прозрачные стаканчики налита тёплая вода.

- Какая вода? А какого цвета?

- Вот, у вас на тарелочках есть натёртое мыло, давайте ложкой насыплем его в стаканчики с водой, немного помешаем его и понаблюдаем, что происходит с мылом? 

- Какая стала вода после растворения в ней мыла? (мутная)

-  Теперь возьмите трубочку и попробуйте пустить пузырь.

- Получается?

- Давайте сделаем вывод: мыльные пузыри нельзя сделать из твёрдого мыла, пузыри у нас не получились. Теперь вытирайте руки  салфетками и перейдем ко второму столику.

- Что вы видите на этом столе?

 - Правильно, это тоже мыло, но оно жидкое. Интересно, а почему мыло в бутылочке? Почему оно называется жидким?

- А теперь давайте проведем второй опыт: растворим жидкое мыло в воде. Какого цвета стала водичка? А что произошло с мылом?

- А как вы думаете, почему у Максима вода в стаканчике жёлтого цвета?

-  А теперь обмакните трубочку в раствор и попробуйте пустить из этого раствора мыльные пузыри. Получаются? Давайте сделаем вывод: из жидкого мыла мыльные пузыри не получаются.

- Ребята, мы немного поработали, и немножечко устали. Давайте отдохнём, сделаем физкультминутку.

Физкультминутка

Мыло бывает   (идут по кругу, держась за руки)

Разным – преразным:

Синим, зелёным,   («моют» руки)

Оранжевым, красным...

Но не пойму, (повороты туловища в стороны, раскрыв руки)

Отчего же всегда

Чёрной – пречерной

Бывает вода? («волны» руками перед собой)

Чтобы дать микробам бой, (боксирующие движения перед собой)

Моем руки мы с тобой (потирают ладони о ладонь)

Показывает опыт

Задает вопрос

 

Задает вопросы детям, выслушивает ответы  

Показывает опыт

Задает вопрос, выслушивает ответ, помогает с ответом

Задает вопросы

Предлагает попробовать сделать мыльные пузыри

Проговаривает слова и показывает движения

Выполняют

опыт вместе с воспитателем

Отвечают на вопросы

Наблюдают за воспитателем, отвечают на вопросы

Наблюдают за опытом,

Внимательно слушают, отвечают на поставленный вопрос тёплая, без цвета - чистая и прозрачная. Растворяется в воде

Дети отвечают, пробуют пустить мыльные пузыри

Жидкое мыло

Потому что мыло течет.

Дети отвечают

Выполняют

опыт вместе с воспитателем

Повторяют движения за воспитателем

Умеют слушать, отвечают на вопросы; проявляют любознательность; пытаются самостоятельно предложить объяснение проблемы; способны к принятию собственного решения.

IV. Освоения умения, способа деятельности

Цель.

Предоставление  ребенку возможности

работать в самостоятельно

 - А теперь я приглашаю вас к третьему столу.

- Сейчас мы с вами проведем наш третий опыт. Что у меня в руках? Правильно, это средство для мытья посуды или по-другому мыло для посуды.

- Ребята, давайте узнаем, получатся ли у нас мыльные пузыри из средства для мытья посуды?

- Для этого нам нужно приготовить раствор. А вам я приготовила уже готовый раствор. Посмотрите, как его можно сделать: в стакан с теплой водичкой мы добавляем мыло для посуды, добавим немного глицерина. Вы знаете, что такое глицерин?

Глицерин - это такое вещество, у которого нет запаха, оно бесцветное. А нам он нужен для того, чтобы наши мыльные пузыри были крепкими.

-  Нам нужно добавить его совсем немного. Наш раствор для мыльных пузырей готов.

- Посмотрите, какой пузырь замечательный у меня получился. А вы хотите попробовать?

- Молодцы, ребята! Какие красивые пузыри у вас получились. А теперь, ребята, пришло время возвращаться в детский сад.

Задает наводящий вопрос

Задает вопросы детям, выслушивает ответы  

Контролирует правильность техники выполнения

Предполагают, отвечают на вопрос

Внимательно слушают и наблюдают за воспитателем

Индивидуально выполняют задание

наблюдают

Подходят к столу, на котором все готово для приготовления мыльных пузырей.

Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми; проявляют творческие способности; выполняют задание в соответствии с приобретенным опытом.

Дети пробуют по очереди надувать мыльные пузыри

V. Самоконтроль Цель.

Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей

Садятся на стульчики, расположенные полукругом.

Слайд 1. Название занятия.

- Ребята, где мы побывали сегодня?

- Что нового вы узнали о мыле?

- Какое бывает мыло?

- Кто запомнил, из какого мыла можно сделать раствор для мыльных пузырей? А что в него нужно добавить?

-  Для чего нужно мыло?  

Все микробы и бациллы

Как огня боятся мыла.

Нужно руки с мылом мыть,

Чтоб здоровенькими быть.

Знают дети все вокруг –

Мыло наш надежный друг!

Задает вопросы

Ответы детей - жидкое, твердое, большое, маленькое, разного цвета, разной формы, с запахом.

для уничтожения микробов

Способен оценить свою деятельность, выделить трудности, которые были выделены в ходе решения проблемы

VI. Рефлексия, анализ

- Молодцы ребята! Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, но, к сожалению, пришла пора прощаться. А чтобы вам не было грустно, примите от меня маленькие подарочки - мыльные пузыри.

 

Дарит подарки

 

Выражает искреннее восхищение, подводит итоги

Открытость

- Ребята, вы, как настоящие волшебники, можете показать волшебство теперь и другим ребятам, а также своим родителям

Предлагает ребятам провести опыты в группе с другими ребятами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Конспект непосредственной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с нарушениями речи на тему "На свете не без добрых людей" . Задачи образовательной...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей 4-5 лет с ОНР по теме: «Использование нетрадиционной техники рисования (оттиск смятой бумаги) в процессе создания пейзажа «Весна на Дону»

Тема: «Использование нетрадиционной техники рисования (оттиск смятой бумаги) в процессе создания пейзажа «Весна на Дону».Образовательная область: «Познание», «Художественное творчество».Интегрир...

План-конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности. Тема: "Формирование у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи".

В данном коспекте представлены задания и упражнения на базе которых отрабатываются четкость произношения звуков, мыслительные операции....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей 6 – 7 лет на тему: «Секреты здоровья»

Цель: продолжать формировать у детей представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни,Задачи:расширять представление о том, что здоровье зависит от человека, за здоровьем можно и нужно с...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности образовательная область «Познание» : «Путешествие на стройку»

Конспект непосредственной образовательной деятельностив группе компенсирующей направленностиобразовательная область «Познание» : «Путешествие на стройку»...