Наблюдения в природе с детьми в подготовительной группе ДОУ.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Чобанян Рита Шотаевна

Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию конспекты наблюдений с детьми подготовительной группы которые помогут детям  лучше воспринимать,всю красоту окружающей природы,  почувствовать её, а также будут служить богатым материалом для развития у детей эстетического чувства, сенсорного воспитания. И наша с вами задача, помочь ребёнку реализовать свою любознательность, направить её в нужное русло, стать ребёнку помощником в познании мира.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наблюдения в природе с детьми в подготовительной группе ДОУ.

Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры. Такие наблюдения не просто дают детям новую информацию, а помогают погрузиться в удивительный мир личного живого общения с природой, вступить в непосредственный диалог с ней.

Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, гармоничного развития его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей.

В «Концепции дошкольного воспитания»  говорится о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды. Поэтому в своей работе с детьми дошкольного возраста мы большое внимание уделяем организации наблюдений за природными объектами. Чаще всего наблюдения мы организуем на прогулке. Территория нашего детского сада очень большая. Живое общение детей с природой помогает воспитывать у детей эстетические, патриотические, нравственные чувства. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Предлагаем вашему вниманию некоторые наблюдения, которые мы проводим весной в подготовительной группе.

Наблюдение «Какие они, цветущие растения?»

Цель. Закрепить знание названий цветов, растущих на участке детского сада, особенностей их строения, условий, необходимых для развития. Уточнить представление о том, почему одни растения называются однолетними, а другие многолетними. Продолжать учить сравнивать растения по высоте, по форме и окраске листьев, цветов, по запаху. Развивать наблюдательность. Воспитывать умение наслаждаться красотой цветущих растений, желание сохранять ее.

Активизация и обогащение словаря. Календула, хризантема, астры, гвоздика, бархатцы; однолетние, многолетние; махровые.

Предварительная работа.  Рассматривание открыток на тему «Садовые цветы», чтение литературы  А.К. Толстой «Колокольчики». Катаев «Цветик-семицветик». Е. Благинина «Одуванчик», «Черемуха». Е.Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки».

Ход наблюдения

1.Показ и рассматривание летней палитры цветника. Любование цветущими растениями.

Вопросы к детям

-Посмотрите на цветовую палитру летнего цветника и вспомните: какие цветы украшали наш сад летом? (Лилии, ирисы, маргаритки, пионы, маки и т.д. Дети узнают растения по цвету и форме лепестков и листьев, по размеру цветков.)

-Каким был летний цветник? (Ярким, пестрым, красочным.)

2.Чтение фрагмента стихотворения В. Малькова «Осень».

Промелькнуло быстро лето,

Пробежало по цветам,

За горами бродит где-то

И без нас скучает там.

В двери к нам стучится осень...

(Внимательно рассмотреть с детьми форму и окраску цветков, обратить внимание на их красоту.)

Вопросы к детям

-Скажите, как изменился цветник с наступлением осени? (Цветущих растений стало меньше.)

-Назовите их.  (хризантема, бархатцы, золотые шары, астры, бархатные темно-красные георгины, высокие гладиолусы самой разнообразной расцветки.  

-Как выглядит осенний цветник?  (Цветущих растений осталось не так много, как летом, но они все очень красивые: на  них приятно смотреть, можно наслаждаться нежным цветочным ароматом.)

3.Рассматривание растений.

Вопросы к детям

-Какие части растений вы знаете?

-Для чего растениям нужен корень? стебель? листья? цветы?

-Что нужно растениям для нормального роста и развития?

-Давайте вспомним: как мы ухаживали за цветником?

-Что появляется у растений после их цветения?

-Какие растения называются однолетними? многолетними?

Растения, которые, живут одно лето, называются однолетними. К ним относятся:  львиный зев, петуния, левкой. (Показ растений на фотографиях или картинках.) 

Такие растения, как пионы, лилии, ирисы, золотые шары, тюльпаны, флоксы, называются многолетними, их корни зимуют в земле.

Чтобы они не замерзли зимой, перед заморозками их утепляют.

Как мы можем утеплить корни многолетних растений?

4.Игра «Найди по описанию» (дети должны найти на клумбе знакомые растения по описанию формы листьев, цветов, их окраски).

5.Сравнение календулы и золотых шаров.

Вопросы к детям

-Как называются эти растения?

-Какие они по высоте? (Дети показывают высоту растений руками.)

-Какого цвета их лепестки? листья?

-Положите листья на ладонь и определите: какой они формы?

-Какой формы цветки у календулы? у золотых шаров?

-Потрогайте, погладьте цветы. Что вы чувствуете, прикасаясь к ним?

-Понюхайте цветы. Что можно сказать об их аромате, какой он?

6.Рассказ воспитателя.

«Много цветов выращивают сегодня в наших садах. Трудно поверить, но когда-то Русская земля была очень бедна садовыми растениями. Спасибо путешественникам! Исследуя новые земли, они находили там неизвестные растения с красивыми цветками и привозили их к себе на родину. Всем хорошо знакомы гвоздика, фиалка, мак. А ведь они переселились к нам из теплых стран Средиземноморья! Африка подарила нам гладиолус, герань. Америка поделилась флоксами, георгинами, настурцией. Со временем эти “иностранцы” прижились на наших клумбах и стали самыми обычными растениями».

7.Любование цветником. Составление букета из трех-четырех растений.

Последующая работа. Рисование цветов, составление осенней цветовой палитры; перед заморозками выкапывание нерасцветших растений: астр, гвоздик; пересадка их в ящики, уход за ними в группе.

2.Наблюдение «Первоцветы»

Цель. Пополнить знания о первых цветущих растениях, закрепить их названия (тюльпан, нарцисс, крокус). Продолжать учить рассматривать растение, выделяя его части: стебель, корень, листья, бутон, цветы. Упражнять в умении различать растения по внешним признакам, наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, выражать их в речи. Воспитывать бережное отношение к первоцветам, желание ухаживать за ними.

Активизация и обогащение словаря. Нарцисс, тюльпан, крокус; первоцветы; талая, влага; луковица, лепестки, бутон; привенчик, трубчатые, бокаловидная форма, сорт.

Предварительная работа. Рассматривание альбома «Растения цветника», открыток, фотографий; игра «Найди цветок по описанию»; чтение литературы (Касаткина В. Родная природа; Богатырева Н. Цветы вокруг нас; Многолетние цветочные растения. Ижевск: Удмуртия, 1994).

Ход наблюдения

1.Любование первыми весенними цветами.

Ой вы, цветики-цветочки,

Разноцветные листочки!

Вы бутоны раскрывайте -

Наши грядки украшайте.

По садовому веленью,

Огородному хотенью

И еще по просьбе нашей

В огороде стало краше.

Вопросы к детям

-Изменилась ли жизнь растений с приходом весны? Как? Как называют первые весенние цветы? Какие первоцветы вы знаете?

-Какие первоцветы есть на нашей клумбе?

-Почему растения проснулись? Кто их разбудил?

(Теплое весеннее солнышко растопило снег и лед, превратило их в талую воду. Весенние талые воды напоили растения - вот они и проснулись, зазеленели, расцвели.)

2.Рассматривание и обследование нарциссов.

Вопросы к детям

-Как называются эти нежные весенние цветы?

-Хотите узнать, почему у них такое необычное название?

Рассказ воспитателя.

«Древний миф рассказывает о молодом, необычайно красивом юноше по имени Нарцисс. Однажды Нарцисс решил напиться из чистого светлого источника. Нагнулся над водой и увидел в ней свое отражение. Никогда раньше не встречал Нарцисс подобной красоты и с тех пор потерял покой. Каждое утро приходил он к ручью и погружал свои руки в воду, чтобы обнять того, кого видел, но напрасно. Юноша перестал есть, пить, спать, так как не в силах был отойти от ручья, и таял на глазах, пока не исчез бесследно. А на земле, где его видели в последний раз, вырос душистый белый цветок. Люди стали называть этот цветок по имени юноши - нарцисс. А про того, кто себя очень любит и ценит, с тех пор говорят “самовлюбленный нарцисс”. Народы многих стран считают нарцисс символом весны и расцвета природы. Многие поэты выражали свою любовь к этому цветку в своих стихотворениях».

Золотинкой в серебре

Песнь нарцисса в хрустале,

Свежая-пресвежая,

Нежная-пренежная.

Над цветком наклонишься -

Нежностью наполнишься.

Давайте рассмотрим строение нарцисса.  На что похож корень растения?

-Что можно сказать о форме, цвете, количестве листьев?

-Какой стебель растения по высоте? толщине? (Дети обследуют растение при помощи рук.)

-Что такое бутон?

-Какой формы цветки растений? Что можно сказать об их величине?

-Сколько у нарцисса лепестков? Какие они по форме? по цвету?

-Как называется серединка у цветка? (Привенчик.)

-Что вам напоминают привенчики нарциссов? (Они похожи на трубочки.) Отсюда название такого сорта нарциссов - трубчатые. Существует несколько сортов этих удивительных растений, например махровые, которые отличаются наибольшим количеством лепестков. (Показ фотографий или открыток.)

-А какие условия необходимы для роста нарциссов? (Нарциссы нетребовательны к почве, хорошо переносят затенение, не боятся холода, но зато требуют много влаги в период цветения.)

-Как вы думаете, как размножаются эти цветы? (Они могут размножаться двумя способами: семенами и корнями - луковицами.)

-Понюхайте цветы, прикоснитесь к их листочкам, лепесткам! Что вы чувствуете?

4.Рассматривание и обследование тюльпанов.

Вопросы к детям

-К каким растениям относятся тюльпаны - к многолетним или однолетним?

-Кто хочет описать внешние особенности этих растений?

-Присядьте, осторожно положите лист растения себе на ладошку. Какой он по величине? по форме? на ощупь?

-Какую форму имеет цветок тюльпана? (Бокаловидную.)

-Сколько лепестков у цветка? Какой они формы? цвета?

-Что можно сказать о высоте, толщине стебля?

-Что находится у растения в земле?

-Какой формы корень у тюльпана?

-Какие условия необходимы этим растениям для роста? (Тюльпаны требовательны к почве, свету и влаге. Они нуждаются в тщательном уходе и заботливом отношении.)

-Как размножаются тюльпаны?

5.Игра «Узнай растение».

Цель. Учить определять растение по листьям, находить его на цветовой палитре среди других растений.

Вопросы к детям

-Какому растению принадлежат эти узкие, длинные листья с белой прожилкой посередине? (Крокусу.)

-Скажите, когда цветут крокусы? (Ранней весной, едва сойдет снег.)

-Как выглядит цветок этого растения? Найдите его на весенней цветовой палитре.

-Что позволяет первоцветам пробуждаться так рано?

6.Труд детей в цветнике.

-Как мы будем ухаживать за первыми цветущими растениями цветника?

Дети берут лейки и поливают растения.

Последующая работа. Игра «Цветочный магазин», составление весенней цветовой палитры цветника, труд в цветнике, составление и разгадывание кроссворда.

3.Наблюдение «Ель красива во все времена года»

Цель. Уточнить представление о строении ели.

Показать красоту дерева (стройность, пирамидальная форма, зеленый наряд, снежное убранство).

Закрепить знания о том, как размножается ель, где растет, какие условия необходимы для ее роста.

Развивать наблюдательность, умение задавать вопросы и отвечать на них. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к деревьям.

Активизация и обогащение словаря.

Белоснежная, верхушка, ветви-лапы, смола-живица, крона, ельник, древесина; красновато-бурая, шероховатая; пружинистые; полумрак, затенение; поодиночке, рассеваются, побеги.

Предварительная работа. Экскурсия в лес; игры: «Узнай по описанию», «Кто лучше запомнит?», «Разведчики»; рассматривание альбома «Деревья наших лесов»; чтение литературы (Зотов В. Лесная мозаика. М.: Просвещение, 1993; Николаева С. Экологическое воспитание в детском саду; Михалков С. Елочка).

Ход наблюдения

1.Рассматривание ели.

Вопросы к детям

-У какого растения мы сегодня в гостях?

-Что вам нравится у ели? Чем она красива? (Ель красива во все времена года, но особенно она хороша зимой. Волшебница- зима подарила елочке белоснежную пушистую шубку.)

Чтение стихотворения Е. Трутневой  «Ёлочка».

Выросла елочка

В лесу на горе,

У нее иголки

Зимой в серебре,

У нее на шишках

Ледышки стучат,

Снежное пальтишко

Лежит на плечах...

А теперь закройте глаза и сделайте глубокий вдох носом! Что вы чувствуете? (Свежесть морозного воздуха и аромат хвои. Находиться рядом с елкой полезно для здоровья.)

3.Продолжение рассматривания ели.

Вопросы к детям

-Что можно сказать о строении ели, что у нее есть?

-Что это у ели? (Ствол.) Какой он по высоте? толщине?

-Какого цвета кора дерева? Какая она на ощупь?

-Что произойдет, если поранить кору ели? (Дерево залечит рану с помощью смолы-живицы.)

-Почему на ветках взрослой ели не бывает много снега? (Широкие ветви-лапы не ломаются под тяжестью снега, потому что они гибкие, пружинистые. Ветви наклоняются все ниже и ниже, и снег с них сползает.)

-Смогут ли выдержать тяжесть снега ветки молодой елочки? Как мы можем ей помочь?

-Посмотрите и скажите: как располагаются ветви на стволе дерева?

-Что напоминает ель своей кроной?

-Почему в еловом лесу царит таинственный полумрак? (Потому что у елей очень плотные, густые кроны, они создают сильное затенение.)

-Как называют лес, где растут одни ели? (Ельник.) Стоят в нем мощные прямые деревья, словно доблестные воины, охраняющие покой и тишину.

-Кто скажет, что растет на ветках ели? Что можно сказать о хвоинках? (Они значительно короче сосновых, на ветвях растут поодиночке, концы хвоинок очень колючие.)

-Как долго живут иголки на ветвях ели? (Обычно пять-семь лет.)

-Что происходит со старыми иголками? Что можно увидеть на верхних ветках дерева? (Шишки.) Иногда шишек бывает так много, что от их тяжести даже ломаются ветки.

-Какой формы у ели шишки? цвета? величины? (Примечание. Для более тщательного обследования шишек можно взять несколько в группу и рассмотреть их строение под лупой или с помощью микроскопа.)

-Какое значение имеют еловые шишки в жизни лесных зверей и птиц?

-Как выглядят семена ели? Что происходит с ними ранней весной?

-Кто хочет рассказать о том, как происходит рассеивание семян?

(Выпав из шишки, семена долго кружатся в воздухе, очень быстро вращаясь.) Подхваченные ветром, семена могут улететь очень далеко от материнского дерева.

-Какие условия нужны семенам, для того чтобы они проросли? (Влага и хорошая почва.) Ель никогда не вырастет на бедных питательными веществами болотах и песках. Это дерево хорошо переносит затенение, поэтому не нуждается в большом количестве солнечного света. Маленькие елочки очень чувствительны к весенним заморозкам, которые губят молодые неокрепшие веточки - побеги.

-Где растут ели?

-В лесу часто встречаются поваленные ветром старые ели. Как вы думаете почему? (Корни ели расположены неглубоко, поэтому в сильный ветер не всегда могут удержать могучее дерево.)

4. Поющее дерево.

«Что это за дерево? Правильно, это ель, но не простая, а особая.

У нее древесина хорошо отражает звуки, как бы поет при ударе по ней. Ходят лесники по лесу, стучат молоточком по елям; на тех, которые поют, ставят метки. Древесина такой ели идет на изготовление музыкальных инструментов: рояля, скрипки и др. Из нее также изготавливают бумагу, используют как строительный материал. Вот сколько пользы приносит ель! Ее нужно беречь, заботиться о ней и охранять ее. И как хорошо, что можно любоваться таким красивым деревом, как ель!».

В конце наблюдения дети еще раз любуются красотой зимнего дерева, читают елочке знакомые стихи.

Последующая работа. Сбор шишек, веточек, кусочков коры, хвои для составления цветовой палитры «Хвойные деревья»; рисование зимней ели; проведение акции «Елочка - живая иголочка».

Р.Ш.Чобанян

воспитатель высшей категории

МАДОУ 34

г.Курганинск, Краснодарский край


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация наблюдений в природе с детьми дошкольного возраста.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать...

картотека наблюдений в природе с детьми 1 младшей группы (3-ий год жизни)

картотека наблюдений в природе с детьми 1 младшей группы (3-ий год жизни)...

Наблюдения в природе с детьми

Наблюдения в природе с детьми дошкольного возраста...

Наблюдение в природе с детьми трех лет

Консультация для родителей...

Наблюдения в природе с детьми зимой

Как и для чего организовать наблюдения с ребенком в природе зимой...

Наблюдение за неживой природой. Знакомство с термометром (подготовительная группа)

Уточнить понятие «живая» и «неживая» природа, знакомить детей с доступным явлением неживой природы – температурой воздуха, закрепить знания о различных термометрах, их ус...