Конспект организованной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в страну Северного сияния»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Коханчук Тамара Николаевна

Конспект ООД к проекту " Народы Севера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_puteshestvie_v_stranu_severnogo_siyaniya_1.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 Пушкинского района

 Санкт-Петербурга

                                                   Конспект

организованной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста

 «Путешествие в страну Северного сияния»

Воспитатель:

Коханчук Тамара Николаевна

Санкт-Петербург

2023 г.

Цель: закрепление знаний детей о малом народе России – эскимосах.

Задачи:

-сформировать представление детей о жизни и быте эскимосов;

- обобщить представление детей о традициях и фольклоре народа эскимосы;

-воспитывать чувство уважения к культурным и национальным традициям других народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Технологии, используемые в образовательной деятельности:

-здоровьесберегающие технологии;

-технология сотрудничества;

-технология личностно-ориентированного взаимодействия.

Оборудование и материалы:

интерактивная доска, музыкальный центр, проектор «Северное сияние», костюмы эскимосов, макет «На крайнем Севере», палатка-иглу, макет костра, сани, макет-подставка под рыбу, ледяные блоки, рыбки из фетра, удочки, обручи, корзины, книга сказок, бубен, маска совы, палки-скакалки «олени».

Предварительная работа:

 чтение художественной литературы  - сказок народов Севера, рассматривание и обсуждение иллюстраций жизни и быта эскимосов, совместное изготовление макета «На крайнем Севере», просмотр презентаций о жизни эскимосов и животных Севера.

Ход  ООД:

Дети  в группе рассматривают макет «Жизнь эскимосов».

Воспитатель:  

-Как бы мне хотелось ненадолго  попасть туда, в страну Северного сияния, и познакомиться с эскимосами! А вы, ребята, хотели бы попасть туда?

Ответы детей.

Вдруг слышится завывание ветра.

В группу заходит девочка-эскимоска.

Нанука:

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Нанука. Ветер донёс до меня ваши слова, что вы хотите побывать в Стране Северного сияния! Я могла бы помочь вам! У меня есть волшебный бубен, он может всё.

Воспитатель:

-Нанука, мы  знаем, что на Севере очень холодно. Нам нужна теплая одежда! Твой бубен сможет нам помочь?

Нанука:

-Да!

Бубен, бубен помоги,

Детям чудо сотвори!

Повернитесь вы вокруг

В одежде эскимосов окажетесь вдруг!

Ударяет в бубен.

Дети надевают костюмы эскимосов.

Воспитатель:

-Но ведь до страны Северного сияния очень долго ехать? Сможете ли твой волшебный бубен помочь нам в этот раз?

Нанука:

-Да, конечно!

Бубен-бубен помоги!

В Страну северного сияния нас отнеси!

Дети приходят в музыкальный зал.

Выходит эскимоска.

Анука:

-Здравствуйте, гости дорогие! Куякамси,иля! Меня зовут Анука, что означает «ветер», потому что, когда я родилась, дул сильный северный ветер! Добро пожаловать в страну Северного сияния, в страну снега и льдов. Здесь живёт мой народ – эскимосы –юпигыт. Нечасто приходят к нам гости, я вам очень рада! С моей дочкой Нанукой вы уже познакомились!

Воспитатель:

-Анука, ребятам интересно посмотреть, как живут эскимосы, чем занимаются, во что играют.

Анука:

- Присаживайтесь к костру, погрейтесь, и мы с вами поговорим о жизни эскимосов.

Дети садятся вокруг костра.

Воспитатель:

-Анука, а наши ребята уже многое знают об эскимосах, мы много читали о них.

Анука:

-Да, мы живём среди снега и льда, у нас короткое холодное лето и  длинная морозная зима. Чтобы согреться, мы строим себе жилища. Ребята, а  вы знаете, как называется наше жилище изо льда?

Ответы детей.

-Также мы строим жилище из оленьих шкур. А как оно называется?  

Ответы детей.

-Ребята, а вы знаете какие основные наши занятия?

Ответы детей.

Анука:

-Когда мы ходим на рыбалку и охоту, мы преодолеваем большие расстояния, для этого нам нужны сани. А вы знаете, как они называются?

 Ответы детей.

-А кто нам помогает везти нарты?

Ответы детей.

Анука:

-Какие вы молодцы, так много знаете об эскимосах.

Но мы не только охотимся и ловим рыбу, мы ещё любим игры и состязания. Они развивают ловкость, силу и выносливость.

А вы хотите со мной поиграть?

Ответы детей.

Игра «Полярная сова и зайцы».                                                                                            По считалке выбирается сова. Остальные дети – зайцы. Взрослый  часто стучит в бубен – зайцы прыгают, взрослый сильно ударяет в бубен – зайцы замирают. Сова летит на охоту. Если кто-то пошевелится, сова «забирает» к себе в дупло. Играем несколько раз.

Анука: 

-Мы преодолеваем большие расстояния, нам в этом помогают олени. И сейчас мы с вами устроим состязание – «Оленьи упряжки». Разделимся на команды – команда мальчиков и команда девочек.

Игра «Оленьи упряжки».                                                                                                 Ребята делятся на команды – мальчики и девочки. По очереди преодолевают препятствия в виде «ледяных глыб» на «оленьих упряжках» (палочки-скакалочки) .

Анука:  

-Эскимосы очень любят рыбу и часто ходят на рыбалку. Чтобы рыбалка была удачная,  и мы поймали много рыбы, у эскимосов есть традиция – исполнять танец. Станцуете со мной?

Танец с бубном.

Анука:

-Теперь рыбалка точно будет удачной. Делимся на команды мальчики  и девочки, и посмотрим, кто поймает больше рыбы.

Игра " Рыбалка". В обручах лежит рыба, ребята по очереди ловят рыбу  удочкой и складывают в корзины.

Анука:

-Нанука, помоги мне отнести рыбу к иглу. Спасибо, ребята, вы поймали много рыбы, у нас будет хороший ужин. А сейчас приглашаю вас присесть отдохнуть и погреться у костра.

Дети садятся у костра.

Анука:

- Долгими холодными вечерами эскимосы любят рассказывать и слушать сказки. Ребята, а вы любите сказки? Сейчас я вам расскажу одну эскимосскую легенду о северном сиянии.

Анука берет книгу сказок и начитает читать.

 На самом берегу Белого моря в маленькой деревне жил мальчик. Его родители рано умерли и он жил с дедушкой. Холодными зимними вечерами дедушка рассказывал внуку разные истории и легенды о своем народе. Однажды вечером мальчик увидел на небе северное сияние и спросил:

- Почему зимой бывает северное сияние?

Дедушка улыбнулся и начал свой рассказ.

- Легенда гласит, что где-то далеко в тундре живет царь всех оленей. Он похож на других оленей, но ни у кого нет таких ветвистых огромных рогов, как у него. Олень и его рога обладают необыкновенной силой в зимнее время. Олень может скакать по небу. Когда он скачет над тундрой, то гордо вскидывает голову, а его рога задевают небо и оставляют на нём разноцветные всполохи. Люди называют это чудо северным сиянием.

- А зачем он это делает? – спросил мальчик.

- Зимой, темной и долгой полярной ночью звери, птицы, люди скучают по солнцу, ходят в печали. А когда на небе появляется такая необыкновенная красота, то все улыбаются и радуются. Олень очень любит приносить всем радость, потому, что у него доброе сердце.

На следующий день мальчик пошел в лес за хворостом. Вдруг он заметил, что за кустом кто-то шевелится. Сначала мальчик испугался, но потом подошел ближе. Это оказался олень. Он попал в капкан и не мог из него выбраться. Мальчику стало жалко зверя. Он освободил ногу оленя, перевязал рану. И тут обратил внимание, что олень очень внимательно смотрит на него. Потом мальчик посмотрел на его рога. Рога показались слишком большими. Вдруг олень сказал ему человеческим голосом:

- Спасибо, человек, за мое освобождение. Что я могу сделать для тебя?Тут мальчик догадался, кого он спас. Это же был тот самый царь всех оленей из дедушкиной легенды! Мальчик набрался смелости и быстро сказал:

- Я хочу увидеть, как ты «зажигаешь» небо.

- Тогда садись ко мне на спину и держись покрепче за мою шею.

Мальчик вскарабкался на оленя и олень побежал. Он бежал все быстрее, быстрее и вдруг оторвался от земли и стал бежать по воздуху. Когда они поднялись выше, то олень вскинул голову и стал трясти своими рогами. Мальчик увидел со всех сторон красные, зеленые, синие ленты. Вскоре всё небо переливалось разными цветами. Когда олень и мальчик вернулись на землю, то сияние прекратилось. Мальчик поблагодарил оленя за такое прекрасное представление и побежал домой. Он рассказал дедушке о своей встрече. Дедушка не поверил внуку, потому что думал, что это только сказка. Но все, кто в тот вечер смотрел на небо, говорили, что такого красивого северного сияния еще никогда не было!

Воспитатель:

- Какая  чудесная легенда о северном сиянии!

Ребята, мы с вами много читали про эскимосов, а сегодня, побывав  в гостях, мы смогли не только увидеть, как они живут, но и узнать легенду о северном сиянии. Спасибо вам, Анука и Нанука! Но,  как бы,  ни было хорошо в гостях, нам нужно возвращаться в детский сад! Нанука, твой бубен сможет нам в этом помочь?

Нанука:

 -Бубен-бубен помоги,

Ребят в сад перенеси!

Ребята оказываются в группе у макета.

Воспитатель:

-Ребята,  вам понравилось наше путешествие в страну Северного сияния?

Ответы детей.

-А что вам понравилось больше всего?

Ответы детей.

-Ребята! Мы с вами обязательно ещё познакомимся с другими народами, проживающими в  нашей большой, красивой и многонациональной стране. И совершим ещё не одно интересное путешествие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста: «Путешествие в страну Сказок»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 53»      Конспектнепосредственной образовательной деятельности с де...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие по волшебной стране".

Коррекционное занятие по развитию познавательных процессов: внимания, памяти, мышления; произвольности поведения и произвольности внимания; снятие психического и физического напряжения; воспитани...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие Кубанского зернышка"

Разработка авторской организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста....

КОНСПЕКТ Организованной образовательной деятельности с детьми средней группы на тему: «В стране насекомых (бабочек)»

Цель:     Расширение   и   уточнение   представлений   детей   о   насекомых – бабочках.Задачи:Обучающая: Учить различат...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста "Путешествие в страну сказок"

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьмит  младшего дошкольного возраста...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие с Кроликом»

Математика, особенно для детей младшего возраста должна быть занимательной. Игра это основная деятельность ребёнка, особенно младшего возраста. Поэтому я стараюсь проводить ее в игравой форме....