Конспект занятия по ФЦКМ. Тема: "Животные Севера"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бондаренко Татьяна Владимировна

Старший дошкольный возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zhivotnye_severa.docx311.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия. ФЦКМ. Старшая группа.

Тема: «Животные севера»

Воспитатель: Т.В.Бондаренко

Цель: Расширение и уточнение представлений у детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.

Задачи: О: - углублять представление детей о животных крайнего севера;

- систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания, определять место обитания животного по внешнему миру.

Р: - развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую моторику;

- развивать связную речь и умение правильно строить предложение.

В: - воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.

Материалы: глобус; картина «Тундра», «Северное сияние»; иллюстрации  «Животные Севера»; д/и «Кто где живёт?», «Отгадай животное»; презентация «Животные Севера».

ОД.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на северный полюс - в Арктику. Арктика расположена на Севере (показ на глобусе).

А теперь я прошу на борт нашего самолёта который отправляется именно в Арктику. Под музыку «Где-то на белом свете…»

Воспитатель: Внимание наш самолёт производит посадку, прошу пристегнуть ремни.

Рассказ воспитателя: Лёд в Арктике никогда не тает, там Северный Ледовитый океан закован льдами. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. В этот период в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Правда очень красиво? (Да)

Воспитатель показывает иллюстрацию с животными Севера.

Посмотрите сюда ребята, кто это перед нами?

Морж — животное морское,
Весит, будто паровоз,
И клыков имеет двое,
И почти, как рыбкин, хвост.
Он плывет по океану,
Словно темная гора,
А когда совсем устанет,
То на льдинке иногда.

Воспитатель: Морж – это тоже большое животное. Посмотрите, что есть у моржа.

Дети: У моржа есть туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы.

Воспитатель: Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде не замерзает, так как спасает толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Как вы думаете, чем моржи питаются?

Дети: Моржи питаются рыбками, рачками.

Воспитатель: Отдыхать и спать моржи прямо в воде. Наполнив воздухом внутренние воздушные мешки, животное принимает, как бы положение стоя, и покачиваясь на волнах, как поплавок, и спит. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. На верхней губе у моржа находятся толстые длинные толстые усы – вибриссы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно приходится искать на ощупь.

Воспитатель: Правильно это северный олень. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни. Посмотрите на оленя, на его голову, она у него вытянутая. Что находится на его голове?

Дети: Длинные рога.

Воспитатель: Тело покрыто волосяным по кровом. Он защищает оленя от стужи. Особенно длинная шерсть на шее. У него также крепкие ноги. На ногах широкие копыта, которые не проваливаются в снег. К зиме олени накапливают жир. Это помогает переносить им сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада.

Чем же питаются северные олени?

Воспитатель: Правильно, лишайником, ягелем. Летом кормится всевозможными травами, грибами, побегами ив и берёз.

Тюлень.

Тюлень лежит на льдине,

Как будто на перине.

Вставать он не торопится:

Жирок под шубкой копится.

Как приходит выходной - целый день

Отдыхает на льдине Тюлень.

Правый бок, левый бок остужает –

Отдыхает.

Всю неделю день-деньской, день-деньской

Он гонялся за рыбой Треской

Ну, а рыба Треска не зевала –

От Тюленя день-деньской удирала.

Знают все даже Белый Медведь

Очень вредно Тюленю худеть:

Только толстые вот как бывает

В жутких северных льдах выживают.

Потому-то день-деньской, день-деньской

Он гоняется за рыбой треской.

Не догонит – не великие дела!

Вон плывёт другая рыба - камбала.
Тюлени  приспособлены к жизни в воде. У них веретенообразное тело, короткая шея. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на тюленя. Что у него вместо ног?

Дети: Плавники.

Воспитатель: верно плавники, а не ласты. Передние плавники вместо вёсел, а задние - как руль. Тело покрыто шерстью, состоящих из коротких жестких волосков. Если тюлень водное животное, то как вы думаете, чем он питается?

Воспитатель: Правильно, он питается рыбой, разными морскими животными. А почему, как вы думаете детеныши тюленя белого цвета, для чего им нужен белый окрас?

Дети: Для того что бы бать незаметным для хищников.

Воспитатель: Правильно, ведь мать приплывает к детёнышу один раз в день, чтобы покормить его молоком. Как вы думаете, что спасает от холода тюленей?

Дети: От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира.

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно.

Белый медведь.

Шубку белую имеет,

И на севере живет,

 Рыбку он ловить умеет,

К ней на льдине подплывет.

Нос он лапой прикрывает,

Чтоб в снегу не выделяться,

 Кто его увидит — знает:

С Мишкой лучше не встречаться!

 Так на Севере бескрайнем,

Проживает много лет,

«Бурого» братишка дальний, Белый Северный медведь.

Воспитатель: Как приспособился белый медведь для жизни на севере?

- Белый медведь-хищник у него широкие лапы, когти короткие. Подошвы лап покрыты длинными, жесткими волосками, поэтому он не скользит на льдинах. Телопокрыто белой длинной шерстью, она делает его незаметным. Голова с маленькими ушами, вытянутая на длинной шее. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают Белого медведя от холода, он может долго находится в воде. У него также тонкое чутьё, он может обнаружить пищу под толстым слоем снега. Как вы думаете, ребята, чем питается медведь?

Дети: Он питается рыбой, охотится на тюленей, моржей.

Физминутка:

Топай мишка, хлопай мишка

Приседай со мною мишка

Руки вверх, вперед и вниз

Улыбайся и садись!

Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться домой. Все вместе пойдём в наш самолёт. Замечательно пристигните ремни. Полетели…

Внимание внимание наш самолёт производит посадку в детский сад.

Вот мы и прилетели, проходите. Вам понравилось наше с путешествие?

Воспитатель:  Игра «Сложи фигуру животного».

Воспитатель: Чтобы вспомнить, всех, кого мы с вами повстречали сейчас вам загадаю загадки, а вы отгадаете:

В бурном море поохотясь,

С белой пеной на боках

Из холодных вод выходим мы на ластах? (Моржи).

В океане тёмно-синем,

Лапой выудив моржа,

На полярной скользкой льдине

Я дрейфую не дрожа. (Белый медведь).

Словно царскую корону,

Носит он свои рога,

Ест лишайник мох зелёный.

Любит снежные луга? (Олень).

Воспитатель: Как приспособились животные Севера к большим холодам? Почему они не замерзают? А помогает животным выжить в этих суровых условиях: - Толстый слой жира, густа шерсть, широкие лапы, белый цвет  меха.

https://st3.depositphotos.com/16793100/19082/v/1600/depositphotos_190820994-stock-illustration-polar-arctic-animals-outline-collection.jpg

http://getcolorings.com/images/arctic-animals-coloring-pages-14.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лексической теме "Животные жарких стран"

Конспект занятия по лексической теме "Животные жарких стран"...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА» в подготовительной группе

Коррекционно-образовательные задачи:Уточнять, активизировать и актуализировать словарь по теме «Животные Севера».Закреплять навык правильного составления сложноподчиненных предложени...

Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Животные севера»

Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Животные севера»Задачи:Систематизировать знания детей о животных Севера: их место обитания, повадки, питание. Активизировать словарь детей сущест...

конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему "Животные жарких стран" (с презентацией)

Конспект занятия в старшей группе на тему "Животные жарких стран" с указанием задач, целей, словаря, картинок для самостоятельной практической деятельности детей. Для поддержания интере...

конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему " Животные крайнего севера"

в ходе образовательной деятельности воспитанники совершат экскурсию на север, познакомятся с животными с их средой обитания. в конце по возвращению в детский сад совместно с воспитателем изготов...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Животные крайнего севера». (открытое городское занятие)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ДОЛГОПРУДНОГОАВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГОДЕТСКИЙ САД № 10 «ЛУЧИК»(АОУ детский сад № 1...

Конспект занятия по лексической теме: «Животные жарких стран»

Возрастная группа: средний возраст (4-5 лет)Цель: Закреплять и расширять знания детей о животных жарких стран.Коррекционно-образовательные задачи:уточнять и расширять кругозор детей о жизни животных ж...