Земля наш дом
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Финогенова Оксана Александровна

Занятие по ФЦКМ "Земля наш дом".

1) Познакомить дошкольников с праздником «Международный День Земли»;

2) Углубить знания детей об окружающем мире и экологических проблемах;

3) Формировать интерес к окружающему миру и стремление беречь  природу;

4) Ознакомить детей с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

1) Познакомить дошкольников с праздником «Международный День Земли»;

2) Углубить знания детей об окружающем мире и экологических проблемах;

3) Формировать интерес к окружающему миру и стремление беречь  природу;

4) Ознакомить детей с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе.

 

Получение новых и закрепление уже имеющихся знаний по темам «Экология», «Международный День Земли», «Бережное отношение к природе».

Воспитание бережного, гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на земле.

Развивать познавательную активность детей, чувство уважения к окружающему миру, экологическую грамотность. Развивать внимание, мышление, коммуникативные навыки общения.

 

Компьютер, презентация, текст для воспитателя, раздаточный материал, материал для рефлексии.

 

Интернет-ресурсы.

 

Плакат с изображением планеты Земля, плакат для рефлексии.


Этапы занятия

Деятельность воспитателя

Примечания

1.Организационный этап

(1 минута)

Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга улыбками, не забудем и про наших гостей. Спасибо.

2. Основной этап

(29 минут)

В месяце апреле много праздников. Кто помнит названия тех, которые уже прошли? (День смеха, День космонавтики, Пасха). А какой ещё праздник бывает в апреле?

Хорошо, я вам помогу. Обратите внимание на доску, что здесь изображено? (Планета Земля) Верно, это планета, на которой мы живем. Это – наш общий дом.

И как вы уже, наверное, догадались, наше занятие будет посвящено такому апрельскому празднику, как Международный День Земли. Празднуется он 22 апреля. По традиции в этот день все желающие принимают участие в озеленении своих улиц и дворов. Во всех уголках планеты проводятся мероприятия, выступления, выставки, перекрытие дорог на улицах крупных городов, уборка территории и посадка деревьев. Также в этот день в разных странах звучит Колокол мира, призывающий людей беречь мир и жизнь на Планете, поддерживать дружбу  и единство всех народов, а так же для того, чтобы обратить внимание на красоту планеты и необходимость ее защиты, ведь на планете возникают экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего мира.

Но прежде, давайте определим, что такое экология, как вы считаете, что это? (Ответы детей) Экология – это наука об окружающей среде. Она изучает наш дом - планету Земля, и то, как надо жить в этом доме. В природе все взаимосвязано, все зависит друг от друга: если погаснет Солнце, все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода - нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения - нечего будет есть животным и человеку.

Экология изучает и то, как человек влияет на природу. А как человек может влиять на природу?

(Человек украшает планету, преобразовывает её, исследует, делает многое, чтобы ему жилось комфортно: сажает деревья, растения, ухаживает за животными, охраняет природу)

А какое ещё влияние (негативное) оказывает человек на природу?

(Загрязняет воды, воздух, почвы, уничтожает леса, животных, выбрасывает много бытовых и промышленных отходов)

Вот именно поэтому и возникают перед человеком проблемы, которые называются экологическими и которые срочно необходимо решать, чтобы жизнь на планете Земля радовала всех.

А теперь попробуем с вами определить эти экологические проблемы, некоторые из них.

Как вы думаете, какая экологическая проблема отображена на этой картинке? (Загрязнение воздуха) Воздух должен быть чистым, но во многих местах, особенно в городах, он очень загрязнен.

А какие причины приводят к загрязнению воздуха? (Ответы детей)

Фабрики и заводы очень сильно загрязняют воздух, они выбрасывают в атмосферу ядовитые газы, сажу, пыль. Выхлопные газы машин тоже загрязняют воздух, которым мы дышим, а это очень вредно для здоровья человека.

Загрязнение воздуха угрожает здоровью человека, поэтому сейчас очень многое делается для защиты воздуха от загрязнения. В разных местах созданы специальные станции, которые следят за уровнем загрязненности воздуха в больших городах. Изменяются технологии производства, создаются автомобили, которые наносят меньший вред окружающей среде.

Нам с вами важно беречь растения. Они своими листьями задерживают пыль и гарь. Растения выполняют еще одну важную роль – они поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород. Потому в местах, где много растительности, дышится легко.

Следующая экологическая проблема. Догадались? (Загрязнение воды)

Загрязнение воды в первую очередь происходит тогда, когда люди перегружают водную окружающую среду вредными веществами для живых существ. А что такое водная окружающая среда? (ручьи, озера, моря и прочие водоемы) Вода необходима для жизни. Все организмы содержат воду, некоторые пьют ее, некоторые живут в ней. Растениям и животным нужна чистая вода, и они не выживут, если в воде будут находиться вредные отходы. Загрязнение воды убивает большое количество рыбы, птиц и других животных, а в некоторых случаях в загрязненных районах убивает все живое.

Загрязнение превращает ручьи, озера и прибрежные воды в места, непригодные для отдыха и купания. Рыба и моллюски, пойманные в загрязненной воде, могут быть небезопасны для еды. Люди, которые пьют загрязненную воду, могут заболеть, а если они пьют загрязненную воду достаточно долго, это может привести к очень серьезным заболеваниям.

Сегодня все больше внимания уделяется очищению водопроводной воды, разрабатываются более эффективные методы очистки сточных вод. Вы знаете, что такое сточные воды? (Любые воды и осадки загрязненные различными производственными отходами, стекающие в канализациях). А так же запрещается выброс в водоемы неочищенных сточных вод, создаются зоны для охраны водных ресурсов от загрязнения – водоохранные зоны.

Тут не трудно будет догадаться. Следующая экологическая проблема - загрязнение планеты мусором. А чем же может навредить планете мусор?

Проблема мусора является одной из самых важных на планете Земля. Человечество производит огромное количество мусора, а в последнее время — мусора, который будет разлагаться сотни и тысячи лет, отравляя жизнь на планете.

Жители городов выбрасывают разнообразный хлам, который содержит металлы, стекло, макулатуру (негодная бумага, книги и т. п., идущие на переработку), пластик, пищевые отходы и др. В них содержится большое количество опасных отходов.

Так сколько же нужно времени выброшенному в неположенном месте мусору, чтобы он разложился, т.е. полностью исчез с лица Земли?

Пищевые отходы, пища, которую мы едим, разлагается за несколько недель. Жевательным резинкам, которые многие привыкли выплевывать на ходу, потребуется 30 лет. Макулатура разлагается за 2-3 года. Дерево, как и консервные банки, разлагается несколько десятков лет, т.е. несколько раз по десять. Стеклу, пластмассе и алюминиевым банкам нужны сотни лет, несколько раз по сто. Батарейки – очень ядовитый мусор, для их разложения нужно около 10 лет.

В Швеции даже был принят закон, по которому взымался штраф за мусор, который выбрасывается мимо урны. А особо большое количество выкинутого мусора и вовсе может привести нарушителя за решетку – на срок вплоть до 1 года.

Каждый день из городов на свалки вывозят огромное количество мусора. В России вывоз мусора все еще не так хорошо организован, как в европейских странах. Но, тем не менее, люди стремятся своевременно избавляться от накопления различных отходов. Сократить их негативное воздействие на окружающую среду, можно правильно сортируя мусор и бытовые отходы, многие из которых можно использовать для переработки или получения энергии.

Существуют опасные отходы, которые нужно складывать в специальный ящик или коробку, чтобы позже оставить в специальном месте для подобных отходов или отвезти в определенную зону утилизации, зону в которой уничтожаются или перерабатываются эти вещества. К таким отходам относятся: аккумуляторы и батарейки, ртутные градусники, отходы красок, лака, химикатов, просроченные лекарства и медицинские препараты и многое другое.

Также, на специализированные зоны утилизации вывозят нерабочие крупные бытовые приборы: стиральные машины, телевизоры, холодильники, фены, утюги, электроплиты, миксеры, плееры, колонки и тому подобное, старую мебель и другое.

Как же мы можем помочь для решения этой проблемы? (ответы детей)

(Выкидывать мусор в урну, сортировать мусор, сдавать макулатуру, утилизировать отходы, использовать одноразовую посуду несколько раз (+ бутылка), ходить в магазин со своей многоразовой сумкой, собирать мусор, ненужные вам вещи не выкидывать, а подарить или продать: возможно кому-то они окажутся нужны, приобретать вещи по необходимости, а не по новизне)

И, наконец, последняя на сегодня экологическая проблема – гибель лесов.

Как мы уже говорили ранее, лес нам дает необходимый для жизни кислород. Люди берут от леса многое: материалы для строительства, для производства бумажных изделий,  пищу, лекарства и многое другое. Поэтому скорость их вырубки довольно высока, а на месте вырубок возникают болота. Так же вырубаются ценные сосновые и кедровые леса. Все это приводит к резкой смене температур, изменениям в количестве выпадающих осадков и скорости ветров.

 Сжигание лесов вызывает загрязнение воздуха. Многие территории, оставшиеся без леса в результате вырубки или пожаров, становятся пустыней. Обитатели лесных территорий исчезают вместе со своим домом, уничтожаются незаменимые растения, используемые для получения лекарств, и многие ценные для человечества ресурсы.

И, конечно же, проблемой являются свалки мусора в лесу. Это явление очень частое. Особенно в местах отдыха горожан, куда многие выезжают на пикники. Как мы можем помочь сохранить лес? (Убирать за собой в лесу, не мусорить, не ломать деревья) А что же можно сделать для сохранения многих лесов в целом? (Увеличить территорию леса, высадив новые деревья, усилить контроль за сохранением и использованием лесных ресурсов, осуществлять борьбу с браконьерами, уменьшить расход древесины).

А как каждый из нас может увеличить уровень кислорода в городе? Даю подсказку. Конечно же, посадить дерево.

Может, попробуем сделать это прямо сейчас? Дружно встанем из-за парт.

Вот мы деревце сажали,

Семя в землю зарывали.

Вырос тоненький росток,

Он и строен, и высок,

И другие распустились,

Дружно так зашевелились

Налетел веселый ветер

И раскачивает ветки

Пусть деревья вырастают,

А мы с вами продолжаем

Спасибо, присаживайтесь. Скажите, вы любите природу? (ответы детей) Это мы сейчас проверим. Чтобы любить природу, нужно знать ее. Я сейчас проверю ваши знания с помощью загадок, а вместе с этим предлагаю посадить наше общее деревце. Правда ствол с ветками у него уже есть, а вот листьев нет. За каждый правильный ответ на загадку я буду добавлять к нему по 1 листику. Посмотрим, насколько пышное дерево у нас получится к концу урока. Готовы? Тогда начнем.

1. Много рук – нога одна. (Дерево)

2. Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (Волк)

3. Стоит Алена – платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)

4. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёжик)

5. Кругом вода, а с питьём беда (Море)

6. Зверь такой на свете есть: он не мытого не ест, всё в реке ополоснёт, а зовётся он (енот)

7. Падает горошком, скачет по дорожкам. (Град)

8. Крылья есть, да не летает; ног нет, да не догонишь (Рыба)

9. Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга)

10. Ухватил за хвост, но ах!

Удрала, а хвост в руках. (Ящерица)

11. Виден край, да не дойдёшь. (Горизонт)

12. Скачет зверушка -

не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар и мушка. (Лягушка)

13. Нарядные сестрёнки весь день гостей встречают, мёдом угощают. (Цветы)

14. Водяные мастера

строят дом без топора.

Дом из хвороста и тины

и добротные плотины. (Бобры)

15. Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель

- В гости к нам пришёл (Апрель)

16. Лентой извивается –

Жалить собирается. (Змея)

17. Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути. (Снег)

18. Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает (Щука)

19. По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует - оно задрожит. (Лужа)

20. Меньше тигра, больше кошки,

над ушами - кисти-рожки.

С виду кроток, но не верь:

страшен в гневе этот зверь! (Рысь)

21. Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.

Собрались овечки у небесной речки.

(Облака)

22. К то с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенёк

Промелькнул, как огонёк? (Белка)

А теперь посмотрим, как хорошо вы знаете правила поведения в лесу. Откройте конвертик и достаньте из него 2 прямоугольника: зеленый и красный (в левом углу конверта). Я буду говорить вам свои действия, а вы будете поднимать карточку, если я буду поступать хорошо, поднимаем зеленую карточку, это значит «да», если плохо, то поднимаем красную карточку, это значит «нет». Все готовы? Приступим.

23. Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

24. Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

25. Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

26. Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

27. Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

28. Если сильно насорю

И убрать забуд. (нет)

29. Если мусор уберу,

И не раскидаю? (да)

30. Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Плакат на доске с изображением планеты Земля

2 слайд

3 слайд

4 слайд

5 слайд (заводы)

Подсказка:

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Ведь он нам необходим.

6 слайд (выхлопы)

7 слайд (лес)

8 слайд

Подсказка:

Без меня вам не умыться,

Не наесться, не напиться.

9 слайд

10 слайд

11 слайд

12 слайд

13 слайд

14 слайд

15 слайд

16 слайд

17 слайд

18 слайд

19 слайд

20 слайд

21 слайд

22 слайд

23 слайд

3. Заключительный этап. Рефлексия

(5 минут)

Какие вы молодцы, посмотрите, какое деревце у нас получилось. И вот, наше занятие уже подходит к концу. Какие новые знания вы сегодня получили? (ответы детей)

Я предлагаю оценить полученные вами знания, было ли вам интересно, активно ли вы работали.

Достаньте из конверта все содержимое. Вы достали 2 раскраски, я предлагаю вам, по желанию, разукрасить природу такой, какой вы бы хотели ее видеть: наверное, без мусора, без вредных отходов, с густым лесом. Можете нарисовать в лесу животных, птиц, все что пожелаете. Но, если у вас такого желания не возникло, положите раскраски обратно в конверт, я соберу их в конце. Теперь перед вами 3 яблочка: красное, желтое и зеленое. Завершим наше дерево этими чудесными плодами.

Итак, если вам понравилось наше занятие, вы узнали много нового и знания были для вас полезны, то повесьте спелое, красное яблочко.

Если у вас возникли какие-то сомнения, что-то было непонятно, но в целом вы остались довольны, то повесьте желтое яблочко.

И если вам вообще не понравилось занятие и эти знания вам никогда не пригодятся, то выбирайте кислое, зеленое яблочко.

Спасибо, хотелось бы завершить наше занятие словами поэта, Якова Акима:

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету — Ведь другой, похожей, нету!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Земля отцов-моя земля".

Занятие с использованием мультимедиа о Кубани....

Проект "Сохраним планету Земля, иначе просто не будет Земли"

Проект по окружающему миру "Сохраним планету Земля иначе просто не будет Земли"...

"Малая Земля.."Экскурсия и посещение музея-мемориала "Малая Земля"

Цель:Закрепить знания о том,как защищали свою Родину русские люди в годы ВОВ,как живущие помнят о них,рассказать о мужестве и стойкости,проявленной трудящимися Новороссийска.Задачи:Образовательная:Поз...

Проект "Земля отцов - моя земля"

Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному к...

НОД "Былинные герои земли нашей Русской земли"

Открытая непосредственно-образовательная деятельность  для детей подготовительной группы и их родителей к  23 февраля....